Педагогическая психология

Автор: Наталья Сухина, 13 Ноября 2010 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

психологические особенности организации самовоспитания.

Работа содержит 1 файл

Контрольная педагогическая психология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской федерации

    Новосибирский Государственный Педагогический Университет

    Факультет Психологии

    Кафедра психологии личности и специальной  психологии 
     
     
     

                                                     Специальность: 030301

                                      Курс: 1 (3)

    На  базе заочного образования

                № зачетной книжки 4309 
     
     
     

    Контрольная работа

    По  курсу «Педагогическая психология»

    Вариант № 3 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнил: Сухина Н.А.

                                                           Проверил: ЗыбинаЛ.Н. 
     
     

    Работа представлена ________ 

    Оценка____________________ 
     
     
     
     

    Новосибирск 2010

      1. Охарактеризуйте  психологические  особенности организации  самовоспитания. 

     Самовоспитание  – это процесс улучшения собственной  личности, самостоятельная работа над  устранением своих недостатков  и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера.

      Самовоспитание  – необходимое условие для  дальнейшего развития своего «Я», его  совершенствования. Оно является залогом успешного достижения поставленных целей, потому что вырабатывает целеустремленность, трудолюбие и настойчивость.

     Что же собственно является результатом  самовоспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет  сказать, что результатом самовоспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека

      Самовоспитание  человека состоит в том, что человек  есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

     Нет ничего более сложного и более  важного, чем трезвая, объективная  самооценка. «Познай самого себя»  – учили великие мыслители  древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

     Самовоспитание  – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств  личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

     В условиях интенсивного общественного  развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В  мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал  побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон  нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:

           трудолюбие;

           творческое отношение  к труду;

            высокая культура поведения.

     Работа  по нравственному самовоспитанию результативна  при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

     В младшем школьном возрасте границы  самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых  качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

     Существуют  правила способствующие самовоспитанию:

     Пять  “надо”:

     1. Всегда помогать родителям.

     2. Выполнять требования учителей  учиться добросовестно.

     3. Быть честным.

     4. Подчинять личные интересы коллективным.

     5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

         Пять “можно”:

     1. Веселиться и играть, когда работа  сделана на “отлично”.

     2. Забывать обиды, но помнить,  кого и за что ты обидел  сам.

     3. Не унывать при неудачах; если  упорен, все равно получится !

     4. Учиться у других, если они  лучше тебя трудятся.

     5. Спрашивать, если не знаешь, просить  помочь, если не справляешься 

     сам.

          Это нужно тебе самому!

     1. Быть честным! Сила человека  в правде, слабость его - ложь.

     2. Быть трудолюбивым! Не бояться  неудач в новом деле. Кто упорен, тот 

     из  неудач создаст успех, из поражений  выкует победу.

     3. Быть чутким и заботливым! Помни,  к тебе будут хорошо относиться,

     если  ты к  другим хорошо относишься.

     4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, 

     закаляйся, мойся до пояса холодной водой  каждый день, следи за

     чистотой  рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или

     спорту.

     5. Быть внимательным, тренировать  внимание! Хорошее внимание 

     оберегает от ошибок в учении и неудач в  игре, труде, спорте.

           Этого делать нельзя!

     1. Учиться без старания, лениво  и безответственно.

     2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

     3. Терпеть у себя недостатки, иначе  они тебя самого уничтожат.  Будь 

     сильней своих слабостей.

     4. Проходить мимо, когда рядом обижают  малыша, издеваются над 

     товарищем, нагло лгут в глаза честным  людям.

     5. Критиковать других, если сам  страдаешь подобным же недостатком.

           

     Пять  “хорошо”:

     1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из  себя по 

     пустякам)

     2. Планировать каждый свой день.

     3. Оценивать свои поступки.

     4. Сначала думать, а потом делать.

     5. Браться вначале за самые трудные дела.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто  много знает, а кто знает самого себя”.

     Что дает человеку знание самого себя?

      1.Объективно оценить себя, свои  возможности и способности. Исходя 

     из  этого, определить цели жизни.

     2.Не  допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий,

     крушения  жизненных планов.

     3. Определить свое призвание, безошибочно  выбрать профессию.

     4.Не  претендовать на особое внимание  к себе со стороны окружающих;

     скромность  и достоинство - показатели объективной  самооценки.

     5. Искать причины неприятности  в себе, а не в других.

     Пути  самопознания:

     1. Судите о себе по делам. Успех  в работе - это показатель ваших 

     достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

     2. Сравнивайте себя с другими,  но не с теми, кто хуже, а с теми, кто

     лучше вас.

     3. Прислушайтесь к критике в  свой адрес: 

     • если критикует один - задумайтесь,

     • если два - проанализируйте свое поведение,

     • если три - переделывайте себя.

     4. Сравнивайте свое мнение с  мнением о вас со стороны.  Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

     Цель  самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой  и желаний, стремлений человека. Без  цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

     Каждый  из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

     Молодежь  сегодня оказалась в кризисной  ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

     Происходит  резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность человека. По этому, если убедить человека в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

     Из  жизненного опыта вынесена необходимость  каждому человеку заниматься своим  усовершенствованием, а значит, была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает  в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.

     Самовоспитание  – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь  на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Информация о работе Педагогическая психология