Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа
Курсовая работа по психологии на тему "Эмоциональные отношения в семье".Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Объект исследования: семейные взаимоотношения. Предмет: особенности взаимоотношений в семье, влияющих на эмо-циональное благополучие её членов.
Цель исследования:изучение социально-психологических предпосылок и факторов развития эмоциональных отношений в семье.
Введение 3
Глава 1. Психология значимых эмоциональных отношений 4
1.1. Возникновение симпатии 4
1.2. Динамика любви 11
1.3. Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 13
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 31
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психология значимых эмоциональных отношений 4
1.1. Возникновение симпатии 4
1.2. Динамика любви 11
1.3. Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 13
Глава II. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 31
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Эмоциональные отношения
в семье играют важную интегрирующую
роль, благодаря которой члены
семьи ощущают себя единой общностью
и чувствуют теплоту и
Вопросу взаимоотношения в семье всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития : от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой
Объект: семейные взаимоотношения.
Предмет: особенности взаимоотношений в семье, влияющих на эмоциональное благополучие её членов.
Цель исследования:изучение социально-психологических предпосылок и факторов развития эмоциональных отношений в семье.
Задачи данного исследования:
а) проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования
б) выявить особенности эмоциональных отношений в семье;
в) определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка
Здесь так же встает и другой вопрос: какие факторы определяют появление симпатии к другому, если человек не руководствуется никаким идеалом? Таких факторов несколько, это:
Рассмотрим их по порядку.
1. На первых этапах общения заметнее всего будет воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик человека, не требующих для своего опознания сколько-нибудь длительного времени, таких как социально-демографическая принадлежность, социальный статус и т.д. Главной из таких характеристик является внешность, степень физической привлекательности. Большинство исследований свидетельствует о том, что именно красивые люди возбуждают симпатию окружающих.
Но следует отметить, что
единого эталона красоты нет,
представления о красоте
Но оказывается, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Например, в исследовании Н.Г. Шевцовой было показано, что физическая привлекательность супругов не влияет на взаимоотношения в семье и стабильность брака. Интересен и такой факт. Известно, что популярность женщин среди мужчин больше связана с красотой, чем популярность мужчин среди женщин (юноши почти всегда говорят, что жена должна быть красивой, девушки выбирают мужей, меньше ориентируясь на их красоту - "мужчине не обязательно быть красивым" или более просторечный вариант "мужчине достаточно быть чуть привлекательней обезьяны"). Но удовлетворенность общением, необходимая для продолжения контакта, коррелирует с физической привлекательностью партнера для женщин на уровне 0,60, а для мужчин - только на 0,39. То есть реально женщины больше ориентируются на внешние данные партнера, чем мужчины [2].
Наряду с тенденцией выбора наиболее красивых существует и иная: предпочтение партнеров того же, что и у себя самого, уровня физической привлекательности. Правда, эта тенденция выражена гораздо слабее, чем склонность к выбору наиболее красивых. Можно предположить, что в основе предпочтения красивых или некрасивых лежит не столько стремление выбрать себе "равного" или самого красивого партнера, сколько прогноз его реакций на себя. Как показал Т. Хастон, в случае уверенности испытуемого в отношении к себе со стороны партнера он выбирает наиболее красивого из всех возможных, при отсутствии такой уверенности - ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности.
Помимо внешности на влечение к другому человеку влияют социальные характеристики человека, такие как статус, образование, профессия и т.д. В большинстве случаев симпатия положительно коррелирует с достоинствами объекта. Но у этого правила есть серьезные ограничения: "слишком" большая выраженность у человека положительных характеристик снижает симпатию к нему. Такие данные, в частности, получил Э. Арансон. Он провел следующий эксперимент. Четырем группам испытуемых предъявлялась магнитофонная запись интервью с одним и тем же человеком.
Испытуемым первой группы интервьюируемый представлялся человеком весьма компетентным 82 % его ответов были правильными, он хорошо учился в школе и т.д.
Для второй группы испытуемых то же самое сопровождалось другим текстом - интервьюируемый представлял человека невысокой компетентности, отвечая правильно на 30 % вопросов, средне учился в школе, работал не на престижной работе.
Третья и четвертая группы получали информацию, идентичную первой и второй за тем исключением, что в конце беседы опрашиваемый проливал на себя чашечку кофе и восклицал при этом: "О, боже, я облил новый костюм". Это должно было снизить его компетентность в глазах наблюдателей.
Испытуемые каждой группы должны были оценить насколько им понравился человек, беседу с которым они выслушали. Оказалось, что большую симпатию интервьюируемый вызвал в третьей группе испытуемых, меньшую в четвертой. Таким образом, пролитый высококомпетентным субъектом кофе повышал симпатию к нему, в случае низкокомпетентного субъекта пролитый кофе уменьшал и так невысокую симпатию к нему. Этот парадоксальный факт имеет ряд объяснений[7]:
На симпатию к другому человеку влияют и некоторые особенности вербального и невербального поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику. Резко повышает привлекательность человека улыбка. Немалую роль играет тембр голоса, конституциональный тип и т.д.
Значимой детерминантой симпатии является склонность человека к самораскрытию. Откровенность, открытость человека повышают симпатию к нему, если только не повышают уровня, принятого в данной культуре. Излишняя душевная обнаженность перед незнакомым человеком вызывает антипатию.
Еще одной особенностью объекта, влияющей на симпатию к нему, является характеристика, не столько действительно присущая человеку, сколько приписываемая ему - это удачливость, то есть представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. "Обладание" таким свойством нередко повышает симпатию к человеку. Недаром полководцы распространяли среди солдат легенды о своей неуязвимости и военном счастье.
Итак, на возникновение симпатии к человеку влияют такие его качества, как внешняя привлекательность, компетентность, склонность к самораскрытию, удачливость.
2.Фактор, влияющий на симпатию, это свойства самого субъекта (человека, у которого симпатия возникает). В обыденном, да и в научном сознании укоренилось представление о том, что возникновение симпатии между людьми мало зависит от внешних условий, а происходит спонтанно, как бы "изнутри", определяется особенностями людей, почувствовавших расположение к другому. Есть даже выражение «влюбчивый человек».
Однако, исследования дали в целом неожиданный результат: подавляющее число личностных черт человека (экстраверсия, нейротизм, тревожность, авторитарность и т.д.) не оказывают сколько-нибудь значимого воздействия на возникновение симпатии к другому человеку. Зато серьезную роль в возникновении симпатии играют особенности самосознания субъекта, в частности его самооценка.
В 1965 году Э. Уолстер провела на студентках серию личностных тестов и затем сообщила им фиктивные результаты, повышающие самооценку одних испытуемых и снижающие - других [4]. После этого испытуемые знакомились с молодым человеком, который якобы ожидал своей очереди для участия в работе, а в действительности был партнером экспериментаторов. Молодой человек беседовал с девушками, брал у них номер телефона и всячески проявлял к ним свое расположение. Затем измерялся уровень симпатии к нему испытуемых. Оказалось, что испытуемым с заниженной самооценкой он понравился значимо больше, чем тем, самооценка которых была завышена. Можно сказать, что у человека с заниженной самооценкой симпатия в ответ на расположение другого возникает быстро.
И последнее: на влечение к другому человеку существенное влияние оказывает состояние субъекта влечения, причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Любое повышение настроения человека делает его более доброжелательным по отношению к другим людям, в том числе и к тем, которые никак не способствовали этому улучшению. Из отрицательных переживаний субъекта изучалось чувство страха (Эксперимент С. Шехтера). Испытуемый, приглашенный для участия в психологическом эксперименте, узнавал, что работа будет сопряжена с болезненным воздействием электротока. Затем ему предлагали подождать начала эксперимента и спрашивали, предпочитает ли он ожидание в одиночестве или в компании с другим человеком [4].
Оказалось, что страх способствовал усилению желания провести время до начала эксперимента вместе с другим, до того незнакомым человеком. При этом испытуемый испытывал симпатию к незнакомцу, если предполагал, что тот находится в таком же положении, что и он сам.
3. Теперь остановимся на соотношении свойств между субъектом и объектом, влияющем на симпатию. В наибольшей степени изучено влияние на влечение к другому человеку степени сходства или различия установок с ним. Полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому человеку. Предпочтение сходных по максимальному числу критериев может быть связано с желанием «гарантировать» себе хорошее отношение со стороны партнера. Большинство людей предполагает при этом, что чем больше сходство между ними и партнером, тем больше оснований ожидать с его стороны принятия и тем меньше соответственно оснований бояться его. Кроме того, похожий человек более понятен и, следовательно, предсказуем.
Можно предположить, что предпочтение сходных людей связано со стремлением обеспечить себе психологическую безопасность и комфортность общения. Это подтверждают и исследования, показавшие, что в ситуации уверенности в положительной оценке со стороны других лиц резко увеличивается предпочтение общаться с представителями похожей социально-демографической группы. Следовательно, в ситуации психологической безопасности действенность принципа сходства снижается, увеличивается тенденция к общению с непохожими по взглядам людьми, что с точки зрения развития человека является,безусловно, предпочтительным.
4.Эмоциональные отношения также определяются характеристиками самого процесса взаимодействия, общения партнеров. Наибольшее влияние на развитие эмоциональных отношений оказывает пространственная близость между участниками общения. Огромный массив данных свидетельствует о том, что чем меньше расстояние между субъектом и объектом, с тем большей вероятностью возникает симпатия между ними. Показано, например, что взаимная симпатия между членами учебных групп (школьных, студенческих, курсантов военных училищ и т.д.) существенным образом зависит от того, насколько близко они сидят во время занятий, как расположены их койки в общежитии и т.д. [4]
Пространственная близость с другим человеком облегчает получение информации о нем и повышает вероятность взаимодействия с ним. Увеличение частоты взаимодействия повышает вероятность возникновения симпатии. Необходимо отметить, что фактор пространственной близости оказывает такое большое влияние на эмоциональные отношения лишь на самых первых этапах развития общения. Весьма важной особенностью взаимодействия людей является его конкурентный и кооперативный характер. Многочисленные данные убедительно свидетельствуют, что сотрудничество способствует росту, а конкуренция - снижению уровня симпатии.
Здесь наиболее известен эксперимент М. Шериф и К. Шериф. Они поместили подростков в соперничающие отряды (эксперимент проходил в летнем лагере для мальчиков) и добились высокой сплоченности внутри каждой группы. Но одновременно они получили исключительно высокий уровень межгрупповой враждебности, причем, объектом негативного отношения выступала не только группа «противника» в целом, но и каждый из ее членов.
Еще Аристотель говорил, что люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них. Можно сказать, что симпатия возникает в ответ на положительные действия (услуги, положительную оценку и т.д.), неприязнь - в ответ на негативные. Кстати, в многочисленных экспериментах выявлен интересный факт. Субъекты, дающие человеку даже с его точки зрения завышенную оценку, воспринимаются им в целом более позитивно, чем дающие адекватную оценку. Первым приписывается больший уровень «понимания», чем вторым, с ними больше хотят взаимодействовать и т.д.
Информация о работе Психология эмоциональных отношений в семье