Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать эмоциональное отношение студентов 1-го курса к профессии - психолог.
Объект исследования: эмоциональное отношение
Предметом исследования является эмоциональное отношение к профессии психолог на примере студентов 1-го курса. Эмоции – это протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
Характеристика эмоционального отношения человека…………..5
Психологические особенности студентов 1 курса……………......9
Характеристика эмоционального отношения студентов-психологов 1 курса к выбранной профессии……………………………………10
Выводы по первой главе…………………………………………………..13
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1КУРСА
2.1 Организация и проведение исследования………………………….14
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных……………………. 16
Выводы по второй главе……………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
ЛИТЕРАТУРА………………………
Экспрессивная
сторона отношений связана с переживанием
человеком своего отношения к объекту
отношения, с возникающими у него по поводу
оценки эмоциями. Например, оценка человеком
себя как неспособного вызывает не только
негативное отношение к себе, но и тягостное
переживание этого отношения.
Побудительная
сторона отношений, выражающаяся, например,
во влечениях и интересах, проявляется
в стремлении овладеть нравящимся объектом,
войти в контакт с обожаемым человеком,
заниматься нравящейся деятельностью. [7].
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1-ОГО КУРСА
Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка в онтогенезе единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски [13]. Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.
Главным
измерением времени в самосознании
юноши является будущее, к которому
он себя готовит. Мечты о будущем
занимают центральное место в его переживаниях.[9].
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1 КУРСА К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ
Эмоциональное отношение студентов зачастую зависит от:
- степени
представленности студенту
- наличия
созданной преподавателями
- соответствия
содержания образовательного
Положительное эмоциональное отношение студентов к профессии «психолог» зачастую зависит от:
- единства преподавателей в образе цели подготовленности, выраженное в содержательных характеристиках «идеального школьного психолога», ориентированного на деятельность, на процесс и результат прогрессивного, личностного развития студента-психолога
- организация деятельности студента
- социально-психологические
и социокультурные закономерности ( показывают
зависимость содержания идентификации
студента с образом школьного психолога,
зависит от определенных характеристик
всех преподавателей. Преподаватель формирует
потребность в профессиональном общении,
в последние периоды подготовки студента
формируют «+» отношение к профессиональной
деятельности психолога.) [3].
Определенная
часть студентов рассматривает
обучение в вузе как необходимость,
продиктованную стремлением получить
диплом и приобрести в дальнейшем
определенный социальный статус, ряд студентов
не имеют интереса к будущей профессиональной
деятельности, не уверены в правильности
выбора или вообще отрицательно относятся
к будущей профессии. Отношение некоторых
студентов характеризуется стремлением
к результату, выраженному в сдаче зачетов
и экзаменов, что приводит к формальному
участию в образовательном процессе.
Такое отношение, без сомнения,
негативно влияет как на качество учебы,
так и на личностное развитие студентов,
поскольку только активное участие в учебной
деятельности усиливает интерес студентов,
способствует воспроизводству мотивов
учебной и профессиональной деятельности.
Анализ отношений студентов к учебе косвенно
позволяет проанализировать его эмоциональное
отношение к профессии.
Показателями
удовлетворенности студентов
ВЫВОДЫ
ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
1. Эмоциональное отношение – есть связь эмоций определенного характера с определенным лицом
2. Эмоциональное отношение человека включает в себя следующие особенности:
• Широта эмоциональных отношений
• Обобщенность эмоциональных отношений
• Генерализованность и дифференцированность отношений
• Субъективность эмоциональных отношений
• Интенсивность эмоциональных отношений
• Устойчивость эмоциональных отношений
3. Если эмоциональные процессы и состояния часто возникают и однотипно переживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуре личности, становятся эмоциональными свойствами личности.
4. Эмоциональное отношение личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний.
5.
Эмоциональное отношение к
ГЛАВА
II ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ
ПСИХОЛОГ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: Исследование эмоционального отношения к профессии психолог студентов 1-ого курса
Задачи исследования:
Особенности выборки: исследование проводилось на 22 студентах 1 курса 11 группы факультета психологии и педагогики, в возрасте от 17 до 21 года.
Для выявления эмоционального отношения к профессии «психолог» студентов 1ого курса нами была использована методика личностного дифференциала, относящаяся к методу тестирования.
Методика личностного дифференциала разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М Бехтерева.
В методике использованы три фактора, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала Ч.Осгуда: 1) оценки; 2) силы; 3) активности
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, учитывается, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые дополняют когнитивные и поведенческие компоненты образа психолога. [11]
Этапы проведения методики:
1.Необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность;
2. Испытуемым предлагаются бланк.
В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:
выбор знака того или иного качества;
определение степени его проявления по баллам:
3 — проявляется очень сильно и очень часто;
2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;
1 — проявляется иногда и слабо;
0 — трудно сказать, есть и то, и другое.
3. Подведение
итогов проведенной методики [20]
2.2 АНАЛИЗ
И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора ОЦЕНКИ (О - в бланке) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
Фактор
СИЛЫ (С - в бланке) в самооценках
свидетельствует о разви-тии
Фактор
АКТИВНОСТИ (А) в самооценках интерпретируется
как свидетельство