Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ
1) в этом комплексе преобразованием должны быть охвачены одновременно все стороны отношения человека (к предметному миру, к другим людям, к себе);
2) эти преобразования должны иметь характер не количественного накопления, а качественного изменения;
3) они должны протекать в достаточно высоком темпе (мы сочли необходимым ввести последний пункт в связи с непродолжительностью
48
во времени самого критического периода).
Высказанная выше гипотеза имеет достаточно широкий характер и не касается содержательных моментов искомого новообразования. Такая формулировка на начальном этапе исследования имеет то преимущество, что не связывает заранее исследователя с определенным направлением поиска, а это важно для организации планомерного и, главное, беспристрастного наблюдения за детьми в период кризиса 3 лет с целью описания полной картины кризисной симптоматики и выдвижения на этой основе предположения о центральном новообразовании этого возраста. В то же время, выдвинутые критерии являются достаточно определенными, чтобы отграничить появления, в которых обнаруживает себя новообразование, от других форм поведения детей.
По мере продвижения нашего исследования мы намерены содержательно наполнить исследовательскую гипотезу.
Кратко резюмируем то, что определило ориентацию нашего исследования:
1. Основная цель исследования состоит в том, чтобы составить достаточно полное представление о кризисе 3 лет, его психологическом содержании и этим внести вклад в разработку проблемы возрастных кризисов в целом.
2. Мы развиваем то понимание кризисов развития, которое было предложено Л. С. Выготским. Под возрастным кризисом мы понимаем относительно недолгий этап между двумя длительными ступенями спокойного развития, характеризующийся коронной перестройкой сложившихся ранее и формированием качественно новых, специфических психических образований.
3. Анализ сведений, содержащихся в психологической литературе
49
и касающихся кризиса 3 лет, позволил поставить перед исследованием проблему поиска центрального новообразования критического периода и сформулировать ряд задач, на путях решения которых поставленная проблема может быть разрешена.
4. Гипотетически мы связываем центральное новообразование критического возраста с целостной личностной перестройкой, в ходе которой качественно преобразуется вся система отношений ребенка к предметному и социальному миру и к себе, общение же является важнейшим фактором, определяющим этот процесс.
На этой исходной ориентации и было выполнено наше диссертационное исследование, основные результаты которого отражены в последующих главах.
50
Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА
3 ЛЕТ
2.1. Цели, задачи и организация наблюдений
Наблюдение, предпринятое в исследовании, имело целью описание внешней, поведенческой картины течения кризиса 3 лет. На основе этих материалов уточнялась гипотеза относительно центрального новообразования периода кризиса 3 лет и факторов, определяющих его становление.
В качестве конкретных задач этого этапа работы были выдвинуты:
1. Разработка показателей отнесенности тех или иных проявлений детского поведения к кризисным.
2. Организация широкого наблюдения за поведением детей критического возраста.
3. Описание симптомов кризиса 3 лет.
4. Психологический анализ выявленных симптомов.
Как правило, наблюдения за поведением детей организовывались таким образом, что психолог (обычно мать или отец) достаточно длительно и регулярно наблюдал за развитием одного-двух детей. Такого рода наблюдения обладают тем достоинством, что исследователь оказывается глубоко погруженным в обстоятельства жизни ребенка, способен вовремя уловить возникновение у него новых форм поведения, проследить их генез. Подобным образом велись наблюдения В. С. Мухиной (1969), Н. А. Менчинской (1948), В. А. Рыбниковой-Шиловой (1933), А. Д. Павловой (1924). Неопубликованными, но часто цитируемыми и используемыми в работах являются дневниковые записи
51
Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, Ш. Бюллер, К. Штерн.
Однако такого рода наблюдения имеют и свои недостатки. Так, например, нередко характерное для одного ребенка и даже двух детей из одной семьи может быть принято за типичное для возраста, а некоторые типичные свойства — за второстепенные. Экспериментатору, пожелавшему расширить свою базу, окажется трудным с той же полнотой погрузиться в жизнь 5—10, а то и 30 детей, как это возможно при наблюдении за одним ребенком. Вместе с тем, расширение круга наблюдаемых лиц чрезвычайно желательно.
Поэтому для организации наблюдений в своем исследовании мы прибегли к:
1) длительному и регулярному наблюдению за 9 детьми, дополнив эти данные материалом известных в советской психологической литературе дневников Н. А. Менчинской (1948), В. С. Мухиной (1969), В. А. Рыбниковой-Шиловой (1933) и А. Д. Павловой (1924);
2) более фрагментарным, хотя и достаточно регулярным наблюдениям за 41 ребенком в ситуациях спонтанного общения в семье и детском саду.
Определенная эпизодичность наблюдения за этими детьми потребовала принятия дополнительных мер, с помощью которых мы намеревались компенсировать неполноту получаемых данных. В связи с этим к началу исследования нами было подготовлена стандартная для всех родителей анкета (см. приложение 1). Ее материалы использовались нами на этапе осмысления данных наблюдения.
В нашем исследовании наблюдались дети от 2 до 4 лет, посещающие ясли-сад (№ 1203 г. Москвы, № 132 г. Душанбе) — всего 40 человек, и дети, воспитывающиеся в семье и не посещающие детский сад — всего 10 человек.
52
Среди опрошенных были родители детей, воспитывающихся только в семье (10 человек), родители детей, посещающих ясли-сад (15 человек) и 4 воспитателей младших групп детского сада. Остальные дети наблюдались без параллельного опроса их родителей.
2.2. Процедура выявления симптомов кризиса
Сбор данных методом наблюдения ставит исследователя перед необходимостью определить показатели, согласно которым то или иное наблюдаемое событие, фиксируемая ситуация могут быть отнесены к тому или иному классу. В нашем случае, как ситуация, в которой обнаруживает себя кризис 3 лет, ибо, конечно, нельзя представить себе дело так, что ребенок, находящийся в критическом возрасте, на все и всегда реагирует особым, специфическим для кризиса образом и никогда — привычным. Напротив, думается, что в большинстве своем ребенок ведет себя привычным образом, соответственно своему жизненному опыту и лишь в особых ситуациях, на "ключевые стимулы" реагирует "кризисно".
Показатели отбора критических ситуаций разрабатывались в соответствии с бытующими в научной литературе представлениями о ребенке в состоянии кризиса, основными чертами которого являются:
уязвимость и непредсказуемость (см. с. 42 диссертации). Ими стали:
1. Новое, неожиданное поведение ребенка в привычной, знакомой ему ситуации.
2. Эмоциональные проявления, иные по силе или качеству, чем те, которые вызывала эта ситуация в прошлом.
Другими словами, показателями отнесенности ситуация к кризисным
53
мы считали появление качественно нового (в переживаниях и поступках малыша) в привычных ему обстоятельствах.
Иначе говоря, ситуация, в которой ребенок обнаруживает свое особое — критическое — состояние, ему хорошо знакома, он раньше действовал в ней и действовал успешно. Однако теперь он сам, по внутреннему побуждению отказывается от привычного способа действия и действует иначе. Такое может произойти лишь в том случае, если изменилось само понимание ситуации, смысл ситуации в целом. А это и есть выражение той перестройки личности ребенка, которая совершается в критический период.
Схема фиксации в наблюдении была построена таким образом, чтобы охватить как можно более широкий контекст наблюдаемых событий. Поэтому мы фиксировали: 1) событие, спровоцировавшее наблюдаемое нами поведение ребенка (то есть то, что вызвало "кризисную" реакцию — внешнее обстоятельство, поставившее ребенка в новое для него, неожиданное положение: воздействие взрослого, вызвавшее неожиданную форму поведения, или это было проявление в детском поведении никем и ничем не спровоцированное, но ранее ребенку не свойственное); 2) подробное описание поведения ребенка в ответ на вызывавшее его воздействие или появившиеся без видимых причин (здесь подробно фиксировались все речевые высказывания детей, их эмоциональные состояния, адресованность их поведенческих проявлений кому-то из окружающих, характер переживаемого ими события); 3) запись реакции
54
взрослого на детское поведение (следовало ли с его стороны неприятие подобного поведения ребенка и попытки пресечь его, в какой форме это производилось, или взрослые оставались нейтральными к новым для них формам детского поведения, или же принимали их с пониманием); 4) в последнюю очередь фиксировалось переживание детьми отношения взрослых к своим поступкам и их ответные действия (здесь учитывалось, исчезает ли то или иное проявление в детском поведении после определенных воздействий взрослых или, напротив, усугубляется). Далее следовал самый тщательный сбор дополнительных данных, по ходу которого мы обращались к родителям и педагогам за разъяснениями и уточнениями.
Если наблюдаемое нами поведение обнаруживалось у ребенка в непривычной для него ситуации (информацию об этом мы получали от окружающих его взрослых) или оно было необычной реакцией нездорового, заболевающего ребенка, мы исключили фиксируемую ситуацию из рассмотрения.
По завершении этапа отбора критических ситуаций или жизненных эпизодов, в которых, с нашей точки зрения, обнаруживалось новое, рождаемое перестройкой личности в период кризиса состояние ребенка, наступал этап содержательного анализа собственно самих ситуаций. На этом этапе каждая ситуация рассматривалась и обсуждалась группой экспертов — детских психологов, которые определяли доминирующую черту в поведении детей в каждой из них. По этой черте и был назван симптом, обнаруживаемый в детском поведении. Анализ всех отобранных ситуаций (240) позволил нам выделить 24 симптома, описание которых с примерами дано ниже.
55
2.3. Описание симптомов кризиса 3 лет
Стремления к самостоятельности: нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказ от его помощи.
Оля И. (2, 3, 12)1. Долго возится со шнурками, одеваясь на прогулку в детском саду. От помощи категорически отказывается, но и сама справиться с делом не может. Няня, не взирая на протесты девочки, обувает ее. Оля сердито, со слезами на глазах, заявляет: "Все равно я "твоими" ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять "своими".
Острая аффективная реакция на критику в свой адрес: обидчивость в ответ даже на легкое неодобрение имеет вид бурно проявляемого вовне аффекта, который предъявляется взрослому, адресован ему, является сигналом, обращенным к окружающим, и рассчитан на их восприятие. Адресован аффект, как правило, близкому взрослому, даже если его причиной был посторонний человек.
Саша Ц. (3, 6, 20). По дороге из детского сада молчащая и насупленная Саша вдруг останавливается посреди дороги и заливается слезами. Испуганная и ничего не понимающая мама подхватывает девочку на руки и почти бегом доносит ее до дома. Состояние Саши ужасное: ее душат слезы, дыхание прерывается, она не может говорить. Немного успокоившись, Саша рассказывает маме, что воспитательница отругала ее за то, что она медленнее всех одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, девочка кричит маме: "А
56
ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот".
Из разговора с воспитательницей мама выяснила, что слова педагога о том, что Саша слишком медленно одевается на прогулку и задерживает всю группу, девочка восприняла совершенно спокойно, при этом и не подумав прибавить скорости в облачении на прогулку. Незаметная для воспитателя острая обида и уязвленность девочки имели место и обнаружились, как только она осталась наедине с мамой. Негативная характеристика Саши в целом как медлительного, плохого по сравнению с другими детьми ребенка, оказалась болезненной для девочки, нанесла ей ощутимую душевную травму, заставила страдать.
Острое переживание неуспеха в деятельности (своей несостоятельности, неумелости, неловкости и т. д.). Оно, как правило, прямо не адресовано окружающим и выражается в виде стыдливости, застенчивости, смущения, способности краснеть. Очень редко принимает форму неожиданных, отличных от бурного аффекта, способов протеста против "обидчика".
Стасик С. (2, 0, 25). Обнаружил впервые застенчивость в овладении новым для себя делом. Не сумев выполнить по просьбе мамы постройку из кубиков (она рассыпалась), малыш устыдился, взял маму за руку, вывел ее из комнаты и вернулся в комнату, чтобы исправить свою работу "без свидетелей".
Неожиданным в этой ситуации было то, что мальчика не стыдили за неудачу, чувство неловкости у него возникло само.
Упреждение реакции взрослого на свои действия: ребенок предвосхищает возможные упреки взрослого, сам себя "наказывает", отводит порицания лестью или объяснениями.
57
Запись из дневника В. С. Мухиной 18/VII, 1963 (2, 6, 5). Застала Кирилла, стоящего в воде. Увидел меня: "Мама, я больше не буду ходить в лужу. Мама, побей меня".
Острое переживание своего успеха в деятельности. Это может выражаться в бурной радости, несоразмерных достижению эмоциональных вспышках, в хвастовстве, бахвальстве, преувеличениях.
Ира Т. (2, 11, 00). Говорит родителям, пришедшим за ней в сад: "Я сегодня так устала. Я свою кроватку лучше всех заправила, еще меня Женя просил, я ему тоже заправила и еще другим детям, я всем заправила. Я лучше всех заправляю". Родители знали от воспитательницы, что Ира ничьих кроваток не заправляла, но сегодня ее впервые похвалили за аккуратно прибранную после сна постель: раньше ей этого сделать не удавалось.
Демонстративное выражение чувств. Этот симптом обнаруживается в разрыве между испытываемой эмоцией и ее экспрессией, в некоторой нарочитости чувств, в изображении эмоции, которую реально не переживают или скрывают под напускным безразличием.
Пришедший с работы папа Ани С. (2, 11, 27) обнаружил ее плачущей у комнаты мамы, дверь в которую была заперта. "Ты что плачешь?" — спросил он у девочки. "Уйди, папа, — спокойно ответила ему Аня, мигом осушив слезы, — я не тебе, я маме плачу".