Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:17, реферат
Целью данной контрольной работы является изучение теоретической сущности и практического содержания эго-теории личности Эрика Эриксона. Объектом в данном случае является личность, а предметом - этапы развития личности.
В соответствии с поставленной целью автор работы ставит перед собой следующие задачи:
изучить литературу по данной теме
рассмотреть теоретическую основу эго-теории Э. Эриксона
Введение
Обзор и анализ литературных источников
Теоретическая основа эго-психологии
Исследование психолого-педагогической практики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Сводная таблица основных положений и принципов эго-психологии Э. Эриксона
Приложение 2. Психосоциальная концепция развития личности, предложенная Э. Эриксоном
7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность
Седьмой
кризис переживается человеком в 40-летнем
возрасте. Он характеризуется развитием
чувства сохранения рода (генеративности),
выражающегося в «интересе к
следующему поколению и его воспитанию».
Этот период жизни отличается высокой
продуктивностью и
8. Поздняя зрелость: цельность Я – отчаяние
Восьмой кризис переживается во время старения (от 65 лет). Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Согласно утверждению Эриксона в книге «Детство и общество», эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.12
Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций Я на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации»13. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то Я вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и самостоятельность), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Я тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения).
Качества, которые Я приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Важнейшая теоретическая информация по теме эго-психологии представлена в Приложении 1 и Приложении 2 в конце контрольной работы.
Исследование психолого-педагогической практики
Сегодня
идеи Э. Эриксона широко применяются
в области дошкольного
В качестве примера рассмотрим психосоциальный кризис подросткового периода, который занимает протяжение от 12-13 до 17-18 лет. Именно эта стадия проанализирована в теории Э. Эриксона наиболее глубоко, поскольку Эриксон считал подростковый период наиболее важным и значимым в становлении и дальнейшем развитии личности.
Новый психосоциальный параметр, появляющийся в подростковом периоде (пятая стадия), на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе - в виде ролевого смешения.
Задача,
которая предстает перед
Фактически,
этот период начинается с гормонального
взрыва, с началом полового созревания
подростка. Для подростка сразу
и внезапно раскрывается ранее скрытая
сторона социальной жизни. Причем, вследствие
повышенной концентрации гормонов, все
переживания подростка
Э. Эриксон выделял в определении эго-идентичности следующие 3 момента:
Таким
образом, на этом этапе на первый план
выступает «система обратной связи»
между подростком и окружающими
его людьми. То есть - система отношений
между ним и другими. Причем весьма
важно, что в этом периоде в
эту систему отношений впервые
включается мощный социальный аспект
взаимоотношений между людьми. До
этого практически все
Заключение
В заключение данного исследования хотелось бы обобщить изученную информацию по теме и представить ее в виде выводов.
Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития эго на протяжении всего жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.
Эриксон
утверждает, что эго проходит в
своем развитии через несколько
универсальных стадий. Согласно его
эпигенетической концепции
Последовательное развертывание жизненных стадий – это результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.
К особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие:
Описанные Эриксоном «восемь возрастных периодов человека» представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности, оказавший большое влияние на практически каждого профессионального психолога-консультанта. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изучает поведение человека, разрабатывает новые подходы в изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество.
Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в котором три важнейших аспекта (соматический, личностный и социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и Эго (Я, личность).
Теория
развития Эго, сформулированная Эриксоном,
охватывает все жизненное пространство
индивида (от младенчества до зрелости
и старости); неслучайно ее иногда называют
концепцией жизненного пути личности.
Список использованных источников и литературы
Приложение 1
Сводная таблица основных положений и принципов эго-психологии Э. Эриксона
Структура личности | Эго – основа поведения и функционирования человека, является автономной личностной структурой, основное направление развития – социальная адаптация. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Развитие Эго неизбежно связано с социокультурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти. |
Мотивация | Чувство
цельности, сохранности
своего Я. Человек адекватно разрешает каждый кризис, и тогда у него есть возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. |
Развитие
личности
|
Каждая стадия
жизненного цикла наступает в
определенное для нее время –
«критический период», то есть поворотный
момент, возникающий как следствие
достижения определенного уровня психологической
зрелости. Любой кризис - своего рода
вызов, приводящий человека к личностному
росту и преодолению жизненных
препятствий.
Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисом. |
Психопатология | На очередной
фазе жизненного цикла личность решает
специфичную для данного этапа
развития эволюционную задачу. Кризис
содержит позитивный и негативный
компоненты. Если на предыдущей стадии
Эго обогатилось новыми положительными
качествами и конфликт решен удовлетворительно,
то Эго вбирает в себя новый позитивный
компонент. Если конфликт остался неразрешенным,
в Эго встраивается негативный
компонент:
|
Психическое здоровье | Полноценно
функционирующая личность формируется
только путем прохождения в своем
развитии последовательно всех стадий.
Этапы, компоненты психического
здоровья:
Эго-идентичность – заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности». |
Изменения с помощью терапии | 1) осознание
неадекватности существующей 2) вызванное
этим замешательство и Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. |