Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:07, реферат
Со времени становления психологии как самостоятельной науки начинается ее собственная история. Развитие психологическое науки идет по различным направлениям.
Международная
Академия Оценки и Консалтинга
РЕФЕРАТ
По дисциплине Психология и педагогика
На тему
«Школы психологии».
Москва
2007
Школы
психологии
Со
времени становления психологии
как самостоятельной науки
Структурализм. Э. Титченер. Главной задачей представители этой школы, являющейся прямой наследницей экспериментальной психологии В. Вундта, считали экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. Психологию Э. Титченер трактовал как науку об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. В психической материи Э. Титченер выделяет три категории: ощущение, образ и чувство. Никаких "надстроек" над этими категориями Титченер не признавал.
Вюрцбургская школа. Изначально представители Вюрцбургской школы были последователями экспериментальной психологии В. Вундта. В дальнейшем вюрцбургская школа стала переносить акцент с эффектов поведения испытуемого (представлений в виде ощущений, образов и т.р.) на производимые им действия. Вюрцбургская школа представляет следующую модель сознания:
раздражитель состояние испытуемого перед реакция
воспри
К
важным достижениям вюрцбургской школы
можно отнести то, что изучение
мышления стало приобретать психологичес
К вюрцбургской школе принадлежали следующие ученые: К. Марбе, И. Орт, А. Майлер, Г. Уотт, А. Мессер, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц.
Функционализм. Одно из главных течений в американской психологии. Функционализм стремился рассматривать все психические проявления с точки зрения их приспособительного характера. У истоков функционализма стоял В. Джейм, который обращается к эволюционно-биологическому объяснению психики человека. Оригинальным физиологическим нововведением Джеймса является учение об эмоциях. Джемс предложил рассматривать эмоцию не как первопричину физиологических изменений, а как их результат. С точки зрения Джеймса сознание выполняет биологически важную функцию в выживании и является инструментом приспособления.
Бихевиоризм. Согласно бихевиористской теории, развивавшейся в США, предметом психологии является не психика человека, а его поведение. Одним из пионеров этого направления в психологии был Э. Торндайк. Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, а проблемную ситуацию., т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа. Интеллектуальный акт с точки зрения Торндайка есть решение проблемы.
"Стимул
- реакция" – такая формула
поведения человека
Гештальтпсихология. Психологическое направление, существовавшее в Германии до середины 30-х гг. XX в. Основные представители этого направлени М. Вертгеймер, в. Келер, К. Коффка. Основным понятием этого направления является гештальт, означающее целостные структуры сознания, несводимые к сумме своих частей.
Психологические законы в
Фрейдизм. Это философское и психологическое учение о личности человека, получившее названии по имени основателя австрийского психолога З. Фрейда. Это учение включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Фрейда состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечени: сексуальное и агрессивное. Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из следующих инстанций: Оно, Я и Сверх-Я. При этом конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я, функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты: вытеснения, проекции, регресси, сублимации. При недостаточной выработке мер защиты возникает невроз, в основе которого, с точки зрения З. Фрейда, лежат психотравмирующие переживания раннего детства.
Теория лечения неврозов предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его заболевания. Приемы психоаналитической терапии включают анализ сводных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.
Неофрейдизм. Возник в конце 30-х
годов нашего века. Представители: К. Хорни,
Г. Салливен, Э. Фромм, Э. Эриксон. На его
становление повлияли идеи К. Г. Юнга и
А. Адлера. Неофрейдисты пытаются преолдолеть
биологизм Фрейда и делают акцент на значение
социокультурных условий в возникновении
неврозов, объяснении мотивационных сил
и конфликтов личности.