Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:17, реферат
Целью данной контрольной работы является изучение теоретической сущности и практического содержания эго-теории личности Эрика Эриксона. Объектом в данном случае является личность, а предметом - этапы развития личности.
В соответствии с поставленной целью автор работы ставит перед собой следующие задачи:
изучить литературу по данной теме
рассмотреть теоретическую основу эго-теории Э. Эриксона
Введение
Обзор и анализ литературных источников
Теоретическая основа эго-психологии
Исследование психолого-педагогической практики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Сводная таблица основных положений и принципов эго-психологии Э. Эриксона
Приложение 2. Психосоциальная концепция развития личности, предложенная Э. Эриксоном
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ № 1
Вариант 2
ЭГО-психология
Содержание
Введение
Обзор и анализ литературных источников
Теоретическая основа эго-психологии
Исследование психолого-педагогической практики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Сводная таблица основных положений и принципов эго-психологии Э. Эриксона
Приложение 2. Психосоциальная
концепция развития личности, предложенная
Э. Эриксоном
Введение
Как направление психоанализа эго-психология зародилась на основе классического фрейдистского психоанализа. Эго-психология сформировалась под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда, а именно его дочери А. Фрейд, Э. Гартмана, Э. Эриксона. В отличие от постулатов фрейдизма эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль. В данной работе детально изучается и освещается теория эго-психологии с точки зрения Э. Эриксона.
Поскольку эго-психология Эриксона базируется на изучении социальных аспектов развития личности, крайне актуально для современного общества использовать это направление психологии для детального психоанализа личности, а также для выявления общих тенденций развития общества.
Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет. В теории Эрика Эриксона основное внимание уделяется понятию «эго» и его адаптивным способностям. К другим особенностям его теории следует отнести:
Согласно эпигенетическому принципу, который является центральным для эриксоновской теории развития эго, человек в течение жизни проходит несколько универсальных стадий. Развитие личности происходит поэтапно, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности. Изучение данного подхода имеет практическую значимость, поскольку позволяет анализировать развитие личности в соответствии с определенными критериями, помогает понимать различия людей разных культур, связь между чертами личности и воспитанием и, соответственно, как ориентироваться в воспитании и вообще в обращении с людьми.
Целью данной контрольной работы является изучение теоретической сущности и практического содержания эго-теории личности Эрика Эриксона. Объектом в данном случае является личность, а предметом - этапы развития личности.
В соответствии с поставленной целью автор работы ставит перед собой следующие задачи:
Обзор и анализ литературных источников
При написании данной контрольной работы были использованы труды как отечественных, так и зарубежных ученых-психологов.
Монография известных американских психологов-исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера «Теории личности. Основные положения, исследования и применение»1 адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни и многие другие. Теме «Эго-психология» посвящена пятая глава монографии, в которой подробно рассматривается эго-психология и связанные с ней направления в теории личности. Здесь представлен краткий биографический очерк о жизни и профессиональной деятельности Э. Эриксона, анализ эго-психологии как результата развития психоанализа, сущность эпигенетического принципа и т.д. Кроме того, в конце каждой главы представлен обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме.
Важным источником для изучения данной темы являются труды непосредственно создателя теории эго-психологии Э. Эриксона. В его первой книге «Детство и общество»2, опубликованной в 1950 году, с психодинамических позиций рассматриваются такие вопросы, как: детство и социальная жизнь, кризис подросткового возраста, конфликт середины жизни, подведение итогов жизни и прочие. В общем и целом, книга посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно анализирует каждый их них. Стоит отметить, что благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.
При изучении заданной темы также была использована работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис»3. Книга посвящена проблемам юношеского возраста, связанным с социальным становлением личности. Автор прослеживает индивидуальные жизненные циклы, последовательность поколений и структуру общества. Основным понятием, разработанным Эриксоном в этой работе, является понятие идентичности. Оно обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии отношений личности к окружающему миру. Эта книга позволяет более детально изучить стадии развития личности, предложенные в теории Эриксона.
В книге А.А. Шияна «Руководство по социальным технологиям»4 отдельный раздел посвящен изучению проблемы взаимосвязи теории личности Эриксона и социальных технологий. Автор стремится найти причины и способы преодоления стадий психосоциального развития. Для выполнения поставленной задачи, А. Шиян делает сравнительный анализ теоретических основ эго-психологии и классического психоанализа, выделяя четыре пункта различий. Также в работе представлена краткая характеристика главных постулатов изучаемой теории. Далее автор дает характеристику современным областям практического применения эго-психологии, а именно дошкольное обучение, профессиональное консультирование, социальная служба и др. В качестве примера автор предлагает рассмотреть психосоциальный кризис подросткового периода, который занимает протяжение от 12-13 до 19-20 лет. В своей работе А. Шиян освещает именно психолого-педагогическое практическое применение изучаемой теории.
Также
при написании контрольной
Теоретическая основа эго-психологии
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя сам ученый всегда утверждал, что его идеи есть не более чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии личности в свете новых открытий в социальных и биологических науках. С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Психосоциальные задачи развития в разных культурах имеют сходный характер, они универсальны для всего человечества (например, выработка трудолюбия), хотя способы их решения могут значительно различаться.
Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем.8
Центральное положение эго-теории состоит в том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон, как психолог и психоаналитик, понимает следующее:
1)
личность развивается
2)
общество устроено так, что
развитие социальных
По мнению Эриксона, жизнь человека делится на восемь последовательных этапов (ступеней). Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, то есть поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иными словами, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы эволюционной задачей (проблемой в социальном развитии). Но проблема не обязательно находит свое разрешение, что вызывает те или иные нарушения (невроз, депрессия, тревоги, страхи). Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.10
Эриксон,
как практикующий и эффективный
психотерапевт, выдвинул предположение,
согласно которому все кризисы в
той или иной степени имеют
место с самого начала постнатального
периода жизни человека и для
каждого из них есть приоритетное
время наступления в
Этапы развития личности и соответствующие им кризисы:
2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
Второй кризис (1-3 года) связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
3. Возраст игры: инициативность – вина
Третий кризис соответствует второму детству (3-6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые строит ребенок, и которые взрослые позволяют ему осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте (6-12 лет). В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению в будущем более сложных задач. В зависимости от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
5. Юность: самотождественность Я – ролевое смешение
Пятый кризис (12-19 лет) переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта, потенциальных возможностей подростка и того выбора, который он должен сделать. Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.
6. Ранняя зрелость: близость – изоляция
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям (20-25 лет). Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым им предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — покой», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.