Психология толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
В пределах данной курсовой работы мы пытаемся раскрыть понятие толпы.
Проследить ход развития психологии толпы в России и за рубежом.
Определить методы изучения поведения толпы.
Рассмотреть основные виды толпы.
Описать основные механизмы воздействия на толпу и внутри неё.
Охарактеризовать её основное поведение в разных условиях на основе современных и исторических трудов по психологии.

Содержание

Введение
Часть I. Теоретическая
Глава 1. Сущность толпы
Глава 2. Понятие толпы. Механизм её формирования и состав
2.1. Толпа
2.2. Образование ядра толпы
2.3. Процесс кружения
2.4. Появление нового общего объекта внимания
2.5. Активизация индивидов в единое целое
Глава 3. Общая классификация толпы
Глава 4. Психологические свойства толпы
4.1. Когнитивная сфера
4.2. Эмоционально-волевая сфера
4.3. Темпераментальная сфера
4.4. Моральная сфера
Глава 5. Основные характеристики толпы
5.1. Импульсивность
5.2. Внушаемость
5.3. Максимализм
5.4. Авторитарность и консерватизм
5.5. Нравственная спонтанность
5.6. Образность и алогичность мышления
Вывод
Часть II. Практическая
Глава 1. Внешние особенности и поведение толпы. Факторы, влияющие на толпу
1.1. Внешние особенности толпы
1.2. Поведение толпы
1.3. Факторы, влияющие на толпу
Глава 2. Верование толпы
Глава 3. Психологические особенности индивида в толпе
Глава 4. Лидер в толпе и механизм управления толпой
Вывод
Часть III. Экспериментальные методы изучения толпы и индивидов в ней. Контрольные эксперименты
Глава 1. Методы изучения
Глава 2. Контрольные эксперименты
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Эссе Психология толпы.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Эссе  Психология толпы

К числу больших, но слабо организованных общностей  относится толпа. Этот феномен известен давно. Со времен образования первых совместных поселений люди начали жить скученно, на ограниченном пространстве, в результате чего в тех или  иных обстоятельствах (во время социальных волнений, при стихийных бедствиях, нападениях врагов) они часто превращались в толпу — контактную, возбужденную общность индивидов, обладающих огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить человека. 
В российской общественно-психологической литературе толпа почти никогда не являлась предметом самостоятельного изучения. Работы отечественных исследователей в дореволюционный период, как правило, были ориентированы на рассмотрение общих признаков толпы как феномена, анализируемого в рамках осмысления последствий стихийных выступлений — бунтов, сходок, погромов. В советские же времена ученые, в традиционном ключе анализируя поведение, настроения больших групп людей и их влияние в общественной жизни, фрагментарно обращали внимание и на толпу, проявляя при этом субъективизм в ее оценке, препятствовавший получению полного представления о ней и ее месте и роли в жизни общества. Сегодняшнее развитие нашего государства с его экстремальными условиями межличностных отношений и стихийными формами реагирования на них требует особого внимания к проблеме толпы и ее изучения. 
В. Даль в своем Толковом словаре дает самое распространенное определение толпы на сегодняшний день: «Толпа — скопище, сборище, сходбище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей, а иногда и о скоте, орда, орава, ватага»[3, c. 412]. 
Военный психолог прошлого века А. С. Резанов психологической толпой называл собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания, при повышенном состоянии внушаемости[2, c. 97]. 
Определения толпы, сделанные современными исследователями, пестрят разбросом формулировок. Так, например, Б.Ф. Поршнев отмечает, что «толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям, установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что она против чего-либо. Это начальная и низшая форма социально-психологической общности»[10, c. 93]. Согласно мнению Б.Ф. Поршнева, толпы без образа врага не бывает. Ей свойственны нигилистические настроения, недоверчивое отношение к окружающему. Толпа редко бывает «за», чаще всего она «против». 
В «Психологическом словаре» толпа определяется как «бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания»[12, c. 402]. Ясно, что термин толпа является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе. 
Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие: определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной. Существование такой связи хоть и равносильно отсутствию глубинной, закономерной и устоявшейся зависимости, но все же свидетельствует о какой-то организации членов толпы. Именно поэтому нельзя назвать истинной толпой скопление людей в общественном транспорте. Тут кроме физической непосредственной близости нет ничего, что могло бы именно объединить людей в общность. 
Толпа хоть и временна по составу, но многочисленные источники[11] свидетельствуют о том, что после распада она может вновь восстановиться — в этом проявляется динамизм ее активности. В.В. Привалова указывает на то, что в ходе исследований все более выясняется, что толпа может существовать достаточно долго как «потенциальная общность», когда она представляет собой как бы конгломерат индивидов с определенными интересами, но не осуществляющими взаимодействие друг с другом. Подобное состояние исследовательница называет латентным уровнем толпы. «Потенциальная толпа» может существовать значительное время, в которое происходит процесс ее дальнейшего формирования с выработкой ценностных установок, определяющих возможные способы и методы разрешения проблемы[11, c. 67]. 
Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют несколько видов толпы[4, c. 357]. 
Наиболее простым и весьма распространенным видом толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т. д. Обычно случайную толпу образуют так называемые «зеваки», т.н. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны и отдельные случаи, когда случайная толпа состояла из нескольких тысяч человек. 
Другим часто встречающимся видом толпы является конвенциональная толпа (т. е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях). Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т. д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не совпадает с поведением почитателей рок-звезды во время ее выступления и кардинальным образом отличается от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче. 
Как показывает социальная практика, конвенциональная толпа может объединять многие тысячи людей. Так, например, на один из концертов известной американской певицы Тины Тернер собралось 147 тысяч зрителей, что дало повод занести это массовое мероприятие шоу-бизнеса в Книгу рекордов Гиннесса. Другим примером многочисленности толпы конвенционального вида может служить политическая манифестация на Садовом кольце весной 1991 г. в Москве, в которой, по данным московской милиции, приняло участие около 450 тысяч человек. Однако абсолютным рекордом в этом плане, по-видимому, следует считать католическую мессу, проведенную папой Иоанном Павлом II в 1995 г. в пригороде Манилы, где собралось более 6 млн верующих филиппинцев.

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На  тему:

Психология  толпы

Исполнитель: Чернышкова Наталья

Студентка I курса, факультета Психологии

Научный руководитель: Канд. пед. наук. доцент

Смоленцева  Августа Алексеевна

Прага

2009

Содержание:

Введение

Часть I. Теоретическая 

Глава 1. Сущность толпы

Глава 2. Понятие толпы. Механизм её формирования и состав

2.1. Толпа

2.2. Образование ядра  толпы

2.3. Процесс кружения

2.4. Появление нового  общего объекта внимания

2.5. Активизация индивидов  в единое целое

Глава 3. Общая классификация  толпы

Глава 4. Психологические  свойства толпы

4.1. Когнитивная сфера

4.2. Эмоционально-волевая  сфера

4.3. Темпераментальная  сфера

4.4. Моральная сфера

Глава 5. Основные характеристики толпы

5.1. Импульсивность

5.2. Внушаемость

5.3. Максимализм

5.4. Авторитарность  и консерватизм

5.5. Нравственная  спонтанность

5.6. Образность и  алогичность мышления

Вывод

Часть II. Практическая

Глава 1. Внешние особенности  и поведение толпы. Факторы, влияющие на толпу

1.1. Внешние особенности  толпы

1.2. Поведение толпы

1.3. Факторы, влияющие  на толпу

Глава 2. Верование  толпы

Глава 3. Психологические  особенности индивида в толпе

Глава 4. Лидер в  толпе и механизм управления толпой

Вывод

Часть III. Экспериментальные методы изучения толпы и индивидов в ней. Контрольные эксперименты

Глава 1. Методы изучения

Глава 2. Контрольные  эксперименты

Заключение 

Список используемой литературы

Задачи  исследования

1. Изучить состояние психологии толпы, как проблему в современном мире.

2. Определить значимость воздействия толпы на обычного человека.

3. Понять принципы управления толпой с позиции лидера.

4. Изучить способы предотвращения негативных последствий, сталкиваясь с явлением «толпа» в частной жизни.

Введение

Причина выбора данной темы.

Несколько лет назад  друзья пригласили меня на грандиозный  концерт очень популярной рок-группы из Америки. Не сказать, что я увлекалась этим стилем музыки, но посмотреть на американское шоу мне всё-таки захотелось.

Стадион был заполнен, более чем было позволено его заполнять, и люди с нетерпением ждали начала.

Начался концерт. Люди постепенно превратились в толпу  единомышленников, но вот парадокс: уже через час «единомышленники»  готовы были растоптать друг друга, преследуя всего одну цель: как можно ближе пробраться к сцене. К концу выступления эту безумную толпу не смогли удержать даже специальные отряды полиции.

Мне казалось, что  этот стадион «проживает» что-то подобное Куликовской битве. Люди топтали  друг друга практически насмерть.

Закончился концерт. Нескольких человек увезли в реанимацию машины скорой помощи, некоторым пострадавшим помощь оказывалась на месте, многие уходили домой с царапинами, ушибами  и ссадинами, потеряв часы, сумочки  и прочие нужные вещи, принесённые с собой. Зрелище было ужасно.

Через несколько  дней, когда я спрашивала, побывавших на этом концерте людей, большинство  восхищались масштабностью шоу  и исполнителями, позабыв про  синяки на руках. Почти все с уверенностью говорили о том, что непременно пошли бы на следующий подобный концерт.

Что это? Цепная реакция? Отсутствие страха в безумных поступках, потому что нас много? Эмоции? Адреналин?

Тогда я не могла  дать всему этому объяснение, сейчас я с удовольствием изучаю это  явление, которому дано название: «Психология толпы».

Психология толпы. Актуальность и состояние данной проблемы.

По мнению С.К. Рощина, которое он высказывает в 11 томе психологического журнала от 1990г., в  период перестройки наше общество сделало  для себя много открытий. Одно из них заключается в том, что демократизация политической жизни -- это не только великое благо, но и огромная ответственность. Как ни странно это звучит, но оказалось, что при тоталитарном режиме жить было «проще», так как от всех требовалось лишь «давать план», «выполнять обязательства», короче, жить «от сих до сих», выполняя то, что предписано сверху. Демократизация же несет с собой не только права и свободы, но и более сложные, чем раньше, требования к гражданину. Прежде всего, это необходимость овладения нормами политической культуры, которыми определяется участие граждан в политических процессах во всем их многообразии. И хотя демократия -- это власть народа, тем не менее, это власть; а любая власть осуществляется с помощью нормативного регулирования. Подлинная демократия осуществляет такое регулирование в интересах народа.

Любые нормы усваиваются  обществом в процессе социализации его граждан. Как выяснилось, социализация в условиях тоталитарного режима не способствовала усвоению норм демократического общества. В результате Россия оказалась очень плохо подготовлена к свободе, к которой так горячо стремилась. Эта неподготовленность проявляется во всем, начиная от пассивного отношения к своим новым политическим и гражданским правам и кончая не очень высоким уровнем культуры законодательной деятельности, дебатов в наших верховных органах власти. Однако острым и опасным проявлением политической незрелости стал феномен толпы в самых разнообразных его формах. После окончания гражданской войны мы с этим явлением почти не сталкивались, а в тех редчайших случаях, когда нечто похожее возникало (включая и вполне организованные, но не санкционированные властями демонстрации), -- меры принимались железной рукой без раздумий и, конечно, без огласки. Поэтому в условиях демократизации существующие структуры власти и правопорядка, сталкиваясь с явлением толпы и другими массовыми феноменами, испытывают растерянность и бездействуют, либо принимают меры с запозданием, либо действуют не теми средствами. По тем же причинам советская психологическая наука оказалась неподготовленной к анализу названных явлений и не смогла предложить своевременно практические рекомендации. Игнорировались и западные теории психологии толпы, результаты исследований этого явления.

Достаточно сложно на первый взгляд выделить те особенности толпы, которые принципиально отличают ее от других человеческих агрегаций. Правда, и митинг, и даже театральная аудитория могут при определенных условиях превратиться в толпу, но ведь тем самым они приобретут совершенно новые качества. Как пример можно привести хорошо известные случаи, когда, скажем, в театре во время спектакля возникает пожар и очень интеллигентная публика, впадая в панику, превращается в толпу обезумевших от страха людей. Аналогичным образом любое организованное и дисциплинированное собрание -- митинг, шествие, демонстрация и т. п.-- при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах может начать вести себя по иррациональным законам толпы.

Это не значит, конечно, что при возникновении толпы или в процессе ее действий обязательно должны отсутствовать силы, осуществляющие какое-то организующее начало. В общественной практике нередко бывает наоборот, когда кто-то использует толпу как инструмент.

Учитывая все сложности  данного вопроса, проблема психологии толпы актуальна и по сей день как для политического и юридического исследования, так и со стороны психологии и социологии.

Степень изученности  и раскрытости данного вопроса . Специалисты, труды которых посвящены  теме «Психология толпы».

Как отмечает Д.Д. Кудинов  в своих работах, систематическое  изучение феноменов массового поведения  началось во второй половине XIX века. В  различных странах Западной Европы независимо сложились две научные  школы: немецкая психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянская психология масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле).

Французский социолог Г. Лебон в конце XIX в. первым предпринял научные попытки подойти к  проблеме толпы. Первые две статьи Лебона по вопросу массового поведения были опубликованы в 1895 г. в журнале "Revue scientific" ("Научное обозрение"), и самим фактом публикации в таком журнале была сделана заявка на подход к проблеме с научных позиций. В том же году статьи Лебона вышли в книге "Психология толпы", принесшей ему широкую известность.

"Толпа, - писал  Тард, - это - груда разнородных,  незнакомых между собою элементов.  Лишь только искра страсти,  перескакивая от одного к другому,  наэлектризует эту нестройную  массу, последняя получает нечто  вроде внезапной, самопроизвольно зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь, шум обращается в нечто чудовищное, стремящееся к своей цели с неудержимым упорством. Большинство пришло сюда, движимое простым любопытством; но лихорадка, охватившая нескольких, внезапно завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению. Человек, прибежавший только с тем, чтобы воспрепятствовать смерти невинного, одним из первых заражается стремлением к человекоубийству и, что еще удивительнее, совершенно не удивляется этому".

Представитель немецкой психологии народов Вундт изложил  мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической  психологии и психологии народов. Основное развитие идея получила в 1900 году в  первом томе десятитомной "Психологии народов". Вундт придал психологии народов более реалистичный вид, что позволило ему предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифом, обычаев. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции - принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

Советские историки обычно указывали на то, что каждая из этих школ выполняла "социальный заказ", продиктованный положением политической элиты соответствующих  стран. Например, быстро усиливающаяся  германская буржуазия подоспела  на "пир империалистических хищников" (В. И. Ленин) к тому моменту, когда все блюда были уже распределены: мощная Германия не владела колониями, в отличие от слабеющих Франции, Испании или Португалии. Надвигалась эпоха борьбы за передел мира, и немецкие лингвисты и этнографы приступили к скрупулезному исследованию языков, культуры и мифологии первобытных народов, стремясь таким образом выявить их психологические особенности, национальный дух и "коллективное бессознательное". Само собой, между делом, дополнительно доказывалось превосходство европейского (в ряде случаев, конкретно нордического) духа и необходимость разумного управления "доисторическими" или просто "отсталыми" народами.

Информация о работе Психология толпы