Психология нации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

В работе использованы, как фундаментальные представления о таком щекотливом вопросе, как «нация», так и некоторые радикальные точки зрения на этот счет. Эта работа призвана не дистанцировать представителей разных этнотипов, но помочь в осмыслении комплекса сложившихся обстоятельств вокруг национального вопроса в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………….....…...2 стр.


§1.Человечество. Этнос. Нация ...…………………………….....… 3 стр.


§2. Массовая психология……..……………………………….........12 стр.


§3. Русская нация, ее этногенез.…………..………………..............14 стр.


Заключение…………………………………………………....….... 24 стр.


Список используемой литературы…………………………....…...25 стр.

Работа содержит 1 файл

психология нации.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

                СОДЕРЖАНИЕ 
           

       Введение…………………………………………………….....…...2 стр. 

    §1.Человечество. Этнос. Нация ...…………………………….....… 3 стр. 

    §2. Массовая психология……..……………………………….........12 стр. 

    §3. Русская нация, ее этногенез.…………..………………..............14 стр. 

    Заключение…………………………………………………....….... 24 стр. 

    Список  используемой литературы…………………………....…...25 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Эта работа посвящена изучению такого важного  понятия, как нация. Название «Психология  нации» свидетельствует о том, что  нация будет рассмотрена с различных позиций, в том числе и с позиции психологии, как основополагающей составляющей человеческого «Я» внутри какого-либо этноса.

      В ходе этого исследования хотелось бы затронуть и некоторые проблемы, связанные непосредственно с  этнической обусловленностью личности, с проблемой самоопределения индивида, живущего в обществе разнородном по своим национальным составляющим.

      В работе использованы, как фундаментальные  представления о таком щекотливом вопросе, как «нация», так и некоторые радикальные точки зрения на этот счет. Эта работа призвана не дистанцировать представителей разных этнотипов, но помочь в осмыслении комплекса сложившихся обстоятельств вокруг национального вопроса в обществе.

      Чтобы разобраться с вышеперечисленными проблемами, необходимо отдавать себе отчет в том, что проблема нации – это не только то, кем мы являемся, но и то, что нас объединяет. Казалось бы, национальность человека не является основополагающим критерием в оценке человека, ведь «все люди равны между собой». Но, тем не менее, мы разные. Национальность человека определяет не только внешность, но тянет за собой целую вереницу характерных черт представителя одного из этнотипов.

      Русский человек кажется более гостеприимным  человеком, взбалмошным, привыкшим  мыслить широко. Уроженец Северного Кавказа представляет собой человека чести, порою дикого, но патриотичного и уверенного в себе. Евреи это старательные, трудолюбивые и хитрые люди с обостренным чувством локтя, что очень полезно в стремительно развивающемся мире.

      Каждый  человек несет в себе частицу  своих предков, частицу народа, в  котором он был рожден, в котором  воспитывался. В мире, который быстро глобализируется, стираются границы  между странами, народами, языками. На смену самоидентификации приходит ассоциирование себя с размытым образом человеческого сообщества. Но даже в этом случае, человек не мыслим вне этноса.

      Нет человека без национальности. Национальность не должна являться чем-то отрицательным  в сознании человека. Ведь это то, что связывает детей и родителей, прошлое и будущее, то, что поддерживает стабильность преемственности поколений. 
 
 

§1.ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ЭТНОС. НАЦИЯ

     Человечество  имеет общее происхождение. Все  многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить  на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homo sapiens (человека разумного).

     Развитие  современного человечества представляет собой единый процесс: все народы планеты так или иначе оказываются  связаны общностью судеб. Можно  говорить и о том, что субъектом, основой, носителем современной истории является все совокупное человечество. Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемирный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдельные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других народов на собственную историю. Такие попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «консервации» общественной жизни и многовековому застою.

Схожие  процессы имели место и в Японии до начала XX столетия.

     Сегодня ученые обращаются к изучению человечества в его взаимодействии с космическими процессами и даже потусторонними силами. С позиций самого передового научного знания жизнь и деятельность людей уже рассматриваются как часть мирового процесса в целом. Перед человеческой мыслью встала задача в полной мере осознать свое единство с природой, космосом.

     Однако  в повседневной жизни человек  сталкивается с другими проблемами: он видит, что реально люди в своей  жизни разобщены, конфликтуют друг с другом, ведут войны, в которые вовлекаются миллионы людей. Почему же человечество не ощущает своего единства, своей общей судьбы? Почему даже несколько человек, нередко друзей, не могут найти общий язык?

     Часто для человека большую роль играют не те черты, которые объединяют его с другими, а те, которые заставляют держаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Некоторые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл. Мы делим людей на рабочих и предпринимателей, верующих и атеистов, на друзей и врагов и т.д. Зачастую все эти различия тесно переплетаются, их не всегда можно дифференцировать. Каждый оценивает другого по десяткам признаков, причем часто делает это интуитивно.

     В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит  из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды человек, например расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек, скажем, производственные или учебные коллективы. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная структура человечества.

     Расы (от лат. ratio — категория, разряд) человека (биологического вида Homosapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной общностью распространения.

     Наиболее  отчетливо выделяются три основные группы рас — Негроидная, европеоидная и монголоидная.

     Основные  признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина  тела и т.д. — не должны абсолютизироваться. 
Все расы современного человечества обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации.

     В структуре любой группы, как и  во всем обществе в целом, каждому  человеку отведены определенные социальные роли, т.е. конкретные положение и  статус в системе общественных отношений и соответственно закрепленные в связи с этим функции и обязанности. Зачастую от закрепленных ролей и эффективности их реализации зависит влияние человека на группу и наоборот.

     Наиболее  значимыми в социальной структуре  являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система и порядок.

     Психологическая наука обычно различает следующие  виды групп: статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и естественные; большие (классы, нации, партии, религиозные) и малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные.

      Во  второй половине двадцатого столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. За рубежом другой подход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных результатов.                 В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

      Значение  и роль признаков восприятия членов этноса меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения. Этнодифференциирущие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искажённым, даже ложным. Иными словами, этническая общность – это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более, что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих неуклонно сокращается.

      Итак, с позиции психолога можно  определить этнос как устойчивую в своём существовании группу людей, осознающих себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференциирующие.

     Рост  этнической идентичности рассматривается  как одна из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Пример тому – СНГ. Рост этнической идентичности может привести к кровопролитным войнам.

      Если  настолько важно осознание человеком  своей принадлежности к определённому  народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – оказывают столь серьёзное влияние на отношение между людьми, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора.

      Психолога этнос интересует как психологическая  общность способная успешно выполнять важные для каждого человека функции: 

    1. Ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;
    2. Задавать общие жизненные ценности
    3. Защищать, отвечая не только за социальное, но и, подчас, за физическое самочувствие.
 

      Человеку  всегда необходимо ощущать себя частью "мы", и этнос – не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации и т.д. Многие люди целиком "погружаются"                                        в одну из подобных групп, но в них стремление                                                         к психологической стабильности не всегда может быть реализовано. Состав такой группы постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут из группы исключить.

      Всех  этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для неё не характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно "исключить" из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надёжной группой поддержки.

     Принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно-общинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса — нация — возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономических связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.

Информация о работе Психология нации