Психология народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 22:45, реферат

Описание работы

Дается описание этнопсихологии как науки, рассматриваются ее основные концепции.

Содержание

Введение 3
1. Этнопсихология как наука 4
2. Различные подходы в этнопсихологии 6
3. Психология межэтнических отношений 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Работа содержит 1 файл

реферат социальная психология.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Кубанский Государственный Технологический  Университет

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра философии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по теме

«Психология народов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила: студентка

группы 06-Г-СЦ1

Ирина Томина 

Проверила: доцент к.п.н.

Корнилова Л.А. 
 
 
 
 

Краснодар

2010

Содержание 

Введение 3

1. Этнопсихология как наука 4

2. Различные подходы в этнопсихологии 6

3. Психология межэтнических отношений 8

Заключение 10

Список использованной литературы 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Представители разных народов всегда различали друг друга по этническим и расовым признакам, стремились понять и правильно интерпретировать эти особенности применительно к условиям своей жизни и деятельности, взаимоотношениям и взаимодействию. Проблема изучения особенностей психологического облика представителей различных народов возникла как результат естественного стремления познать специфику поведения и обычаи других людей, поддерживать с ними тесные политические, экономические и культурные отношения и связи.

    Именно  поэтому психология народов, этническая психология выделилась в отдельную  группу знаний. Эта наука помогает выявить определенные психологические особенности людей, относящих себя к какому-либо народу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Этнопсихология как наука 

    Этническая  психология – это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая  на стыке таких наук как психология, социология (философия), культурология  и этнология (этнография), которые  в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.

    Философия методологически и теоретически осмысливает, главным образом, социальное и, частично, психологическое своеобразие  этнических групп и их представителей, прежде всего, наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и общение людей.

    Социология  и культурология в свою очередь  всегда изучали качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных общностей, разрабатывали  социологические и культурные концепции их развития. Социология стремится продемонстрировать наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия и культурных отношений между различными этносами.

    Этнология как отрасль научных знаний была изначально ориентирована на изучение материальной культуры, систем родства, жизнеобеспечения, воспитания, социальной и политической структуры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт того или иного народа. Современная этнология предоставляет этнографии концептуальный аппарат. Этнография же, как таковая в большей степени описательная наука, и этнология является ее теорией.

    Социальная  психология, в силу своего предназначения, должна заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики людей, в том числе как представителей конкретных социальных групп, и выявлением закономерностей их проявления и функционирования. Так как сфера проявления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, правомерно вторгается в макросреду и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного мнения, по этой причине закономерно выделилась и стала продуктивно развиваться особая отрасль социальной психологии – этнопсихология. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Различные подходы  в этнопсихологии 

    В мировой науке в ХХ веке этнопсихология получила значительное развитие. В  результате разобщенности исследователей в ней возникло два направления: психологическая антропология (этнологическая) и сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология.

    Различия  в исследовательских подходах этих дисциплин можно объяснить, опираясь на не переводимые на русский язык философские понятия emic и etic. Emic – это культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход. Другими словами, emic подход изучает явления в свете той культуры, в которой они находятся, etic подход сравнивает феномены различных культур.

    Можно перечислить основные особенности emic подхода:

    • изучается только одна культура со стремлением ее понять;
  • используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры;
  • любые элементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются с точки зрения участника;
  • структура исследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не знает, какие единицы анализа он будет использовать.

    Психологическая антропология опирается на emic подход. Ее предметом являются систематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Серьезным недостатком этого подхода является опасность, что собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда присутствует риск, что исследователь не сможет полностью погрузиться в чужую для него культуру и адекватно оценить ее.

    Сравнительно-культурная психология опирается, соответственно, на etic подход. Особенности etic подхода:

  • изучаются две или несколько культур со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство;
  • используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния;
  • исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры;
  • структура исследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируются ученым заранее.

    Предметом сравнительно-культурной психологии является изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. В этом случае используются объективные методы изучения: психологические тесты, стандартизированные интервью, контент-анализ содержания продуктов культуры – мифов, сказок, газетных публикаций.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Психология межэтнических  отношений 

    Психологию межэтнических отношений можно назвать третьей ветвью этнопсихологии. В современном мире, в социальном контексте непрекращающихся межэтнических конфликтов именно этот раздел этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания.

    Психология  межэтнических отношений является составной частью социальной психологии  и косвенно связана с культурной антропологией. Кроме психологии у  нее есть еще одна «родительская» дисциплина – социология. Это возникает из-за маргинальности проблемы межгрупповых отношений, ее сильной включенности в систему социологических знаний.

    Во  взаимодействии реализуется отношение  человека к другому человеку как  к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

    Общаясь, представители различных этнических общностей, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их иными, непохожими на прежние, а с другой, - превращают некоторые  уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние; выявить принадлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.

    Можно выделить три основных вида этнического  взаимодействия:

  • воздействие, т.е. преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую, когда один этнос является активным, доминирующим, другой же – инертен, пассивен по отношению к данному воздействию;
  • содействие, когда два или несколько народов на равноправных началах оказывают помощь друг другу, достигают единства в делах и намерениях, высшей формой содействия выступает сотрудничество;
  • противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий одного народа или установление ему помех, а также активное противопоставление вплоть до военных действий; для того, чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества.

    Итогом  длительного воздействия может  стать ассимиляция (естественная или  насильственная), которая проявляется в активном подавлении одного народа другим, в потере «пассивным» народом некоторых своих характеристик.

    Определенным  результатом этнического взаимодействия можно назвать дискриминацию, т.е. ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной и языковой принадлежности.

    Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия выступает геноцид, т.е. уничтожение  групп людей по этническому и  религиозному признаку. В отличие от других видов насилия, геноцид осуществляется одним этносом нал другим, а значит характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.

    Геноцид – это одно из тягчайших преступлений против человечества, когда истребляют отдельные группы населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленно создают условия, рассчитанные на полное или частичное уничтожение этих групп.

    Другой  крайней формой проявления расовой  и этнической дискриминации является сегрегация. Она представляет собой  ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности. 
 

      

    Заключение 

    Отношения между представителями различных  национальностей и народов на протяжении всей истории человечества носили противоречивый характер. С одной стороны, люди постигали доселе чуждую им культуру, черпали из нее новые знания, происходил всесторонний обмен опытом. С другой, появлялось непонимание, противодействие между этническими общностями, возрастающее до вооруженных столкновений и открытых войн.

    На  современном этапе вопрос межнациональной  вражды стоит достаточно остро. В  основе двух мировых войн лежала идея порабощения одной нацией другой. Даже в США, именующих себя «самой демократичной страной в мире», вплоть до середины двадцатого века открыто ущемлялись права чернокожего населения. В России проблема межэтнических конфликтов, вызванная рядом причин (среди них можно выделить социально-экономические, политические, территориальные и др.), выходит на первый план и охватывает как взрослое население, так и подрастающее поколение.

Информация о работе Психология народов