Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение ..................................................................................................................2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………...4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………...17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………...25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом света.doc

— 594.50 Кб (Скачать)
 

     Диаграмма №8

     Сравнительный анализ распределения уровня восприятия у детей (октябрь ,январь 2011.) 

     

     Вывод 

    Мы видим, что процентное соотношение двух диаграмм отличается. В первой диаграмме в основном преобладает низкий уровень восприятия у детей – 59%. Во второй диаграмме 57% детей со средним уровнем восприятия. Хочу заметить, что низкого уровня восприятия всего 29% по второй диаграмме. Поэтому можно сделать вывод, что занятия с использование игрушки дали положительный результат в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

 

Заключение 

     В ходе учебно-исследовательской работы мы установили, что игрушка влияет на развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста. Поэтому гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Именно в процессе восприятия складывается богатство образов окружающей действительности, ребенок учиться видеть разные свойства и признаки предметов, устанавливать связи между ними. Правильное представление о действительности обеспечивает ребенку накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, уверенность ребенка в себе, ускоренное физическое и психическое развитие.

     Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №105 Автозаводского  района. В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы.

     Опытно-экспериментальная  работа была проведена в полном объеме, в соответствии с задачами исследования.

     Целью данной работы является определение  способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

     Мы  определили, что игрушку можно  использовать на занятиях, в игровых  упражнениях, играх. Во всей этой деятельности у ребенка развивается восприятие.

     После занятий и упражнений проведенных  с детьми, проявилась положительная динамика: дети стали больше проявлять наблюдательность, называть признаки предмета, стали больше интересоваться чем-то новым. Занятий по развитию речи с использованием игрушки они теперь ждали с нетерпением, чтобы была возможность продемонстрировать сверстникам свои знания и свою игрушку.

     Возникали в речи ошибки, которые дети пытались исправить сами. Им это не всегда удавалось, но тем не менее, важно, что они стремились к этому сами.

     Дети  при рассказывании о игрушки  стали больше использовать в своей речи эпитетов. Занятия с игрушкой вызывали восторг у детей и каждый хотел рассказать о своей игрушке.

     Для ребенка не важно количество игрушек. Важно, чтобы игрушка в детском  саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Должны учитываться многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей.

 

      Используемая литература 

  1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! // Дошкольное воспитание.- 2005. - №4. – 98-108с.
  2. Абраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640с.
  3. Алексютина Н.,Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга//Учительская газета.-2000.-№16/17 (25 апр.). – с.8-9.
  4. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 8-15 с.
  5. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. – 82 –85с.
  6. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.-240с.
  7. Борисено М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка (5-7 лет). Практическое руководство по тестированию.- СПб.: Паритет, 2007.- 96.:ил.
  8. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: изд. Центр «Академия», 2006. – 288с.
  9. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 1979. – 27-36с.
  10. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. – 20-24с.
  11. Детская практическая психология. Под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской МОСКВА 2000

11. Дошкольная  педагогика / под ред. Логиновой  В. И., Саморуковой П. Г. –  М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157с.

  1. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980. – 64с.
  2. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М.: Просвещение, 1987. – 6-13с.

14. Козлова  С.А., Куликова Т.А. Дошкольная  педагогика. – М.: Академия, 2001. – 416с.

  1. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34с.

16. Локшин  А. Игрушки древнего мира // Дошкольное  воспитание, 1976, № 3.

17. Локуциевская  Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. – 18с.

  1. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25с.
  2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь,- СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.-634с.
  3. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2002.-456с.
  5. Немов Р. С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. Проф. Образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-400с.
  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: педагогическое общество России,2001.-442с.
  7. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Уч. Пособ. Для уч. Завед. Профтехобр. 2-е. изд, перераб и дополн.М.:Высшая шк. 1984
  8. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81-85с.
  9. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 480с.
  10. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 304с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

Методика «10 предметов» (Детская практическая психология под редакцией

профессора  Т.Д. Марцинковской МОСКВА 2000)

Стимульный материал. Карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного альбомного листа.

Инструкция. Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано.

Проведение теста. После инструкции детям дают на 2-3 минуты картинку. Маленьким детям можно помочь, рассматривая картинки с ними вместе и называя нарисованные предметы, обращая при этом внимание ребенка на то, что ему их надо хорошенько запомнить. Таким образом, создается дополнительная установка на запоминание. После того как ребенок рассмотрел предметы, карточку у него отбирают, напоминая о том, что через некоторое время (20-30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. При воспроизведении, когда ребенок вспоминает, какие предметы были нарисованы, можно добавить: «Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько запомнить?». Количество правильно воспроизведенных предметов, а также число ошибок, допущенных ребенком, фиксируют. Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют. Когда ребенок скажет, что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку, спросив, какие предметы он забыл назвать. Таким образом можно выявить способность ребенка к узнаванию- Обычно карточку предъявляют повторно только при плохом воспроизведении, если он может вспомнить не больше 1-3 предметов.

 

Анализ  результатов. Нормой считается воспроизведение 4-6 предметов. Если ребенок не может вспомнить ни одного предмета либо вспоминает их неправильно, можно предположить наличие интеллектуального отклонения, однако только дальнейшее исследование покажет, связано ли оно с нарушением самой памяти либо с нарушением произвольной регуляции деятельности (особенно часто встречающейся у импульсивных детей, которые просто не могут сосредоточиться на задании).

 

  

     прпр

Информация о работе Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста