Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Введение ..................................................................................................................2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………...4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………...17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………...25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………
Результат представлен в таблице №9
Таблица №9
Изучение
уровня особенности
восприятия у детей
Ф.И.О. | Признаки предмета и его части | Действие, состояние, качество | Отношение к игрушки | Сравнения при описании | Уровень восприятия |
Наташа | + | + | + | - | Ср. |
Ксюша | + | + | - | + | Ср. |
Леня | + | + | + | - | Ср. |
Маша | + | + | - | + | Ср. |
Настя | + | + | - | + | Ср. |
Саша | + | + | - | + | Ср. |
Сергей | + | + | - | + | Ср. |
Коля | + | + | + | - | Ср. |
Никита | + | + | - | + | Ср. |
Варя | + | + | + | - | Ср. |
Илья | + | + | - | + | Ср. |
Андрей | + | + | - | + | Ср. |
Дима | + | + | - | + | Ср. |
Вика | + | + | - | + | Ср. |
Даша | + | + | + | + | Ср. |
Таблица № 10
Распределения уровня особенности восприятия у детей
|
Результаты
представлены в диаграмме №5
Диаграмма № 5
Из полученных результатов видно, что восприятие у всех детей осталось на среднем уровне, но по некоторым параметрам некоторые дети показались более высокие результаты в сравнении с предыдущими.
По итогам второй диагностики преобладает средний уровень восприятия игрушки. Порадовала, что у Наташи, Ксюши, Сергея уровень восприятия увеличился.
Результат представлен в таблице №6
Таблица № 11
Изучение уровня развития восприятия у детей
№ | Ф.И.О. | Балл | Уровень |
1 | Наташа | 5 | средний |
2 | Ксюша | 5 | средний |
3 | Леня | 5 | средний |
4 | Маша | 6 | высокий |
5 | Настя | 4 | средний |
6 | Саша | 3 | низкий |
7 | Сергей | 3 | низкий |
8 | Коля | 5 | средний |
9 | Никита | 5 | средний |
10 | Варя | 5 | средний |
11 | Илья | 6 | высокий |
12 | Андрей | 4 | средний |
13 | Дима | 3 | низкий |
14 | Вика | 3 | низкий |
15 | Даша | 5 | средний |
Таблица № 12
Распределения
уровня развития восприятия
у детей
|
Диаграмма № 6
Распределения уровня развития восприятия у детей
И на завершающей
методики было выявлено только у двоих
детей низкий уровень развития восприятия,
что очень порадовало. Общие результаты
показали, что в целом у детей средний
уровень восприятия игрушки. Можно сделать
вывод, что благодаря системе занятий
с игрушкой у детей развивается восприятия
Таблица №13
Изучение уровня восприятия у детей
№ | Ф.И.О. | Восприятие формы |
1 | Наташа | Не нарушено |
2 | Ксюша | Не нарушено |
3 | Леня | Не нарушено |
4 | Маша | Не нарушено |
5 | Настя | Не нарушено |
6 | Саша | Не нарушено |
7 | Сергей | Не нарушено |
8 | Коля | Не нарушено |
9 | Никита | Не нарушено |
10 | Варя | Не нарушено |
11 | Илья | Не нарушено |
12 | Андрей | Не нарушено |
13 | Дима | Не нарушено |
14 | Вика | Не нарушено |
15 | Даша | Не нарушено |
Таблица № 14
Распределения
уровня восприятия у
детей
|
Диаграмма № 7
Распределения уровня восприятия у детей
Таблица №15
Сравнительный анализ изучения уровня развития восприятия
Дети | 1 методика | 2 методика | 3 методика | Обобщение |
Наташа | Ср. | Ср. | Не наруш. | Средний |
Ксюша | Ср. | Ср | Не наруш | Средний |
Леня | Ср. | Ср. | Не наруш. | Средний |
Маша | Ср. | Выс. | Не наруш | Высокий |
Настя | Ср. | Ср. | Не наруш. | Средний |
Саша | Ср. | Низ. | Не наруш | Низкий |
Сергей | Ср. | Низ. | Не наруш. | Низкий |
Коля | Ср. | Ср. | Не наруш. | Средний |
Никита | Ср. | Ср | Не наруш | Средний |
Варя | Ср. | Ср. | Не наруш. | Средний |
Илья | Ср. | Выс. | Не наруш | Высокий |
Андрей | Ср. | Ср. | Не наруш. | Средний |
Дима | Ср. | Низ. | Не наруш | Низкий |
Вика | Ср. | Низ. | Не наруш. | Низкий |
Даша | Ср. | Ср. | Не наруш. | Средний |
Таблица № 16
Сравнительный
анализ распределения
уровня восприятия у
детей
|
Результаты представлены в диаграмме № 8
Диаграмма №8
Вывод: По данной диаграмме видно, что уровень восприятия у ребят увеличился. В основном преобладает средний уровень восприятия – 60%, 26% детей с низким уровнем восприятия и только 13% с высоким уровнем. Считаю, что работа проделана удачно, так как низкий уровень уменьшился в несколько раз.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице № 17.
Таблица № 17
Сравнительный
анализ распределения
уровня восприятия у
детей (октябрь ,январь 2011.)
№ | Абсолютное
количество
(в чел.) октябрь |
Процентное
соотношение
(в %) |
Абсолютное
количество
(в чел.) январь |
Процентное
соотношение
(в %) |
высокий | 1 | 6% | 2 | 14% |
средний | 6 | 42% | 9 | 60% |
низкий | 7 | 46 | 4 | 26% |
Очень низкое | 1 | 6 | 0 | 0 |
Всего: | 15 | 100% | 20 | 100% |