Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение ..................................................................................................................2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………...4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………...17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………...25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом света.doc

— 594.50 Кб (Скачать)

     Дети  старшего дошкольного возраста ориентируются  во времени на основе чисто бытовых  показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т.е. распределен по времени, то пяти-, шестилетний ребенок уверенно отмечает утро или вечер. Он различает день и ночь. Если ребенку-дошкольнику трудно вычленить время как объект познания, действующий невидимо, но постоянно в жизни ребенка, то во много раз труднее ему выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события. Поэтому даже старшие дошкольники считают, что, поскольку бабушка живет уже давно, она, конечно, видела Суворова, Пушкина и даже Петра I. Если ребенку рассказывают, что человек произошел от обезьяны, он совершенно не понимает, что такое те миллионы лет, которые отделяют животного предка от современного человека.

У дошкольников есть лишь знание настоящего и какое-то смутное представление о прошлом  времени. Первой дифференцировкой времени служит введение слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого» в рассказ

или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые  существенны в данном событии. Знакомясь  с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки).

     Особенности восприятия пространства

     Развитие  ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».

     Развитие  глазомера ребенка необходимо для  восприятия пространства. Сложные глазомерные  задачи дошкольники решают значительно  хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Для этого необходимо обучить детей использовать для решения задач прием наложения одного объекта на другой, добиваясь максимального уравнивания. При обучении детей решению такого типа задач можно изготовить и применить картонную мерку.

     Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз».

Но успех  будет достигнут, если овладение  глазомерными действиями происходит путем  включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда

делит комок глины, чтобы ее хватило  для лепки всех частей предмета.

Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

     Выводы по главе

     В 6-7 лет познавательная деятельность ребенка приобретает все более  сложные формы. Восприятие становиться  целенаправленным, развивается наблюдательность. При специальной работе над развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, развитый фонематический слух и музыкальный слух. Ребенок начинает различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, менять темп в пении и чтении стихов.

     Живя  и действуя, разрешая в ходе своей  жизни, встающие перед ним практические задачи, ребенок воспринимает окружающее. Воспринимая, ребенок не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II

     Анализ  психологической  литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки

     2.1 История игрушки

     Появление игрушек связано с тем, что  ребенку было не под силу предметы труда взрослого, поэтому ему  стали делать маленькие орудия труда  земледелия и охоты. Они были изобретены в глубокой древности. При раскопках древних захоронений были найдены игрушки, которые существовали более трех тысяч лет назад. Многие из них представляли миниатюрную копию предметов труда взрослых.

     Археологические исследования и различные литературные источники донесли сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера «оживляли» игрушки, пытались передать в них характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, заносящий лапу на жертву и др. А в Греции и Риме игрушки изготовляли из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных).

     Об  игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся  во многих странах мира. Существовали игрушки для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). А также кукла – обязательный атрибут каждого состоятельного дома. Кукла являлась хранительницей домашнего очага. Для нее существовали кукольные дома, которые украшали драгоценными камнями. Эти дома и куклы хранились как фамильные ценности и передавались по наследству.

     Игрушки с рождения становились непременным  спутником жизни детей. Не было случайных  игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту.

     В летописях, относящихся к 12вв., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16-17вв.. В  этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Самые известные гончарные игрушки появились в селах Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула. Не менее известна и Богородская игрушка. Это игрушка, вырезанная из дерева в виде медведей, птичек, лошадок. В Сергиевом Посаде, получившем известность как центр игрушечного царства в России, изготовляли токарные деревянные расписные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписные утки, петухи). Отсюда также произошла матрешка. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки).

     Такую же многовековую историю имеют игрушки  в других странах.

     Игрушки отличаются большим своеобразием: они  отражают особенности быта, культуры и труда того или иного народа, обычаи, верования, а также идеалы воспитания. Так, народные игрушки Азии и Африки изображают богов, добрых и злых духов. Дети северных народов с ранних лет получают для своих игр маленькую нарту, каюк, аркан для ловли оленя и др. Среди этих игрушек были обнаружены еще совсем недавно идолы и божки [11;147].

     В России на протяжении веков был самый  высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской  игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты. 

     2.2 Виды и назначение  игрушек для детей  дошкольного возраста 

Игрушка – неизменный спутник ребенка  с первых дней рождения.

Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее  средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.

     Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические  свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

     Образные  игрушки

     Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и  наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого  человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова, и закрываются глаза.

     Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли, и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.

     Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях  и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек. (см.Рис№1 прилож.)

     Игрушки-забавы

Радует  и забавляет ребенка всякая игрушка. Однако созданы они для того, чтобы  позабавить и развлечь ребенка. Это игрушки-забавы, которые вызывают у дошкольников любопытство, радость, положительные эмоции. Они радуют детей необычными движениями, забавны по сюжету. Игрушки-

     забавы  развивают чувство юмора и  любознательность, поддерживают доброе настроение, побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия.

     Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным  движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

     Среди игрушек основное место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.

     Театрализованные  игрушки

     Очень важны игрушки, которые используются при постановке спектаклей, в развлечениях – театрализованные игрушки.

     Они не являются предметами повседневного  пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости. [4; 346.]

     Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные, пальчиковые («бибабо»), фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют сами дети.

     Театральная игрушка – одна из самых живых  и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.

Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно, знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но

     слушаться при этом интересно. Поэтому молодые  родители могут пользоваться таким  приемом, если их малыш не слушается

     Большую ценность предоставляют дидактические  игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры.

     Большую группу дидактических игрушек составляют народные: цветные шары, миски, матрешки, пирамидки, бочонки, башенки. Изготовленные  из дерева, ярко окрашенные, они построены  на доступных для маленького ребенка  действиях (катать, разбирать, собирать, нанизывать, вкладывать).По таким образцам изготавливаются пластмассовые, деревянные токарные игрушки современной тематики, кремлевские башни, башни-ракеты. Сконструированные на основе автодидактизма, они обеспечивают самоконтроль ребенка за выполнением игровой задачи. В этом их особая ценность.[11., с.154]

     Спортивные  игрушки

Информация о работе Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста