Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение ..................................................................................................................2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………...4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………...17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………...25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом света.doc

— 594.50 Кб (Скачать)

     Занятие по развитию восприятия №1

     «Моя  любимая игрушка»

     Задачи:

  1. Учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно, выразительно
  2. Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков
  3. Закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и произношение
  4. Развивать зрительное восприятие

     Развивающая среда: игрушки – лисенок, щенок.

     Ход

     На  столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок черный щенок. Воспитатель предлагает посмотреть на симпатичных зверят и рассказать, какие они. Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). По ходу рассказов воспитатель задает наводящие вопросы.

     - Ребята а как же зовут наших зверят? По цвету легко догадаться, как их зовут. Конечно же, это Рыжик и Черныш.

     - Как можно назвать лисенка,  чтобы было понятно, что он  не белый, не черный, а рыжий?

     - А я, кажется, догадалась. Лисенок  такой ярко-рыжий, как огонь.  Его, наверное, зовут Огонек, а щенка зовут Уголек, потому что он черный.

     - Ребята вспомните, какие у кого  дома игрушки, какая самая любимая,  и расскажите о ней.

     - Послушайте и мой рассказ о  том, какая любимая игрушка  была у меня в детстве. Педагог  рассказывает о плюшевом зайке с длинными ушами. О том, какие у него были друзья – мишка, козлик, как они ходили, друг к другу в гости.

     - Какие любимые игрушки есть  у вас дома?

     - Как вы с ними играете?

     - Что интересного было в ваших  играх?

     По  этому плану дети составляют рассказы. Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается самый интересный.

     А теперь постарайтесь подобрать названия предметов со звуком [в]. Скажите  в названиях каких предметов  имеется звук [ф]. Произнести скороговорку: «Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня», четко выделяя слова Фаня и Ваня.

     Анализ  занятия: Очень интересно было послушать  Марию, которая рассказывала про  своего плюшевого зайку. Маша описала  нам игрушку, выделив при этом цвет, форму, размер, пространственное положение. «Мой зайка пушистый, ловкий и быстрый. Он любит морковку. Глаза у него голубые, у него длинные уши и короткий хвостик. Мой зайка серого цвета... »

     Остальные ребята справились хорошо, но были некоторые  подсказки, о чем надо сказать.

     Занятие по развитию восприятия №2

     «Сравнение  и описание предметов»

     Задачи:

  1. Учить детей составлять рассказ.
  2. Учить сравнивать предметы (игрушки), выделять существенные признаки.
  3. Развивать зрительное восприятие.

     Развивающая среда: Игрушка из дерева, стекла, пластмассы, предметы.

     Ход: Воспитатель предлагает назвать детям предметы, которые они видят вокруг себя.

     - Как мы отличаем один предмет  от другого? Дети сравнивают  предметы, выделяя существенные  признаки.

     - Предметы отличаются друг от  друга по размерам, по цвету  и по форме и еще потому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти игрушки? (из дерева). Как одним словом можно назвать, какие это игрушки? (деревянные). Назовите, какие предметы делают из дерева?

     Воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы.

     - А теперь представите себе, что  перед вами стоят две девочки,  одинаково одетые, одного и того  же роста. Как мы можем их  различить? (по именам).

     - И предметы различаются по  именам, названиям. Вот этот предмет,  как называется? (Мяч, это игрушка, она круглая).

     - А теперь поиграем в игру. Каждый  по очереди становиться водящим.  Водящий придумывает какой-либо  предмет и пытается рассказать  о нем, называя только его  признаки. А остальные должны  отгадать, что это за предмет.

     Анализ  занятия: Ребята охотно отвечали на мои вопросы. Не составило большого труда рассказать о задуманном предмете. Дети справились очень хорошо и были угаданы все предметы. Очень часто дети называли цвет предмета и действия с ним.

     Занятие по составлению рассказа «Игрушка» с помощью графического плана

     Связный рассказ по серии опорных картинок (пиктограмм)

  1. Цвет – какого цвета игрушка
  2. Форма – какой формы игрушка
  3. Мячи – какого игрушка размера
  4. Детали – назови детали
  5. Контур – из какого материала сделана игрушка
  6. Мозайка – как с этой игрушкой можно играть
 
                 
                 

Игрушка «Грузовик» (примерный рассказ по таблице)

Моя самая  любимая игрушка – это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть: кузов, кабина, колеса, фары, руль, сиденья, стекло. Кабина у грузовика – металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

Вывод: Все ребята справились хорошо с этим заданием. Каждый принес в группу свою игрушку и рассказал о ней. Зотова Ксюша принесла зайчика (рис.№6). Перлов Сергей и Курочкин Саша рассказали о легковом автомобиле (рис.№7). Остальные принесли мягкие игрушки (рис.№9). Немо-таблица помогла ребятам рассказать о своей игрушки, не упустив важного признака. Все рассказывали связно, логично и полными предложениями с эпитетами и примерами из жизни.

Упражнения на развитие восприятия

Упражнение  №1 «К каждой фигуре подбери игрушки, похожие по форме»

Игрушки: пирамида, кукла, машина, матрешка, кубик, мяч (см. приложение 1)

Фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник

С этим упражнением дети справились отлично, не сделав ни одной ошибки. Все ребята выполнили задание без нашей помощи.

Упражнение№2 «Узнай предмет на ощупь»

В мешочек  или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие игрушки (матрешка, животное, пластмассовая чашка, ложка, машинка и др.). Завязать ребенку глаза и попросить узнать предметы на ощупь.

Проделав  это упражнение можно отметить, что  дети обошлись без нашей помощи, а также выполнили задание  быстро и без сомнений.

Упражнение№3 «Узнай игрушку по деталям»

Детали: колесо от машины, нижняя часть матрешки, платье от куклы, голова льва, трубка от телефона, чайник от кофемолки, нога от глиняной барыни и др.

Предложив детям такую игру, они быстро сообразили, что необходимо делать. Справились с заданием очень быстро, назвав игрушку, которой принадлежит определенная деталь.

Упражнение№4 «Найди похожие предметы. Что у  них похоже»

Предметы: Чайник – ложка, ежик – елка, трактор  – поезд, кегли – мячик, пазлы  – пирамидка и др.

Проделав  упражнение можно сказать, что были некоторые сомнения у Ильина Лени и Перлова Сергея в правильности выполнения задания. Они долго думали и не решались положить рядом похожие иредметы

Упражнение№5 «Узнай по описанию»

- Желтый, маленький, пищит.

- Большая,  гудит, фыркает, из железа, помогает  людям.

- Ростом  разные подружки, но похоже друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

Играя в эту игру дети отгадывали все  предметы, которые были задуманы. Им было легко отгадать игрушку по описанию, так как были названы отличительные  признаки предмета.

Упражнение№6 «Кто больше назовет особенностей у этих игрушек?»

Игрушки: Кукла, машина, слон, матрешка, скакалка, обруч, мишка, попугай, енот, лев, паровоз  и др.

Это упражнение мы провели с детьми у которых  низкий уровень восприятия. Ребята с нашей помощью перечислили все особенности, которые можно было назвать для определенной игрушки.

Упражнение 7. « Угадай на ощупь,  из чего сделан  этот предмет . »

Цель: Научить  ребёнка воспринимать свойства предметов  с помощью других органов чувств , кроме зрения. Таких , как осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые.

Завяжи  ребёнку глаза и вкладывай  в его руку разные предметы : деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные , тряпичные.

Упражнение 8. « На какую игрушку похожа фигура»

Цель : Научить ребёнка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

Доделай игрушку . Покажи какой детали не хватает [ 6, с.136]

Упражнение 9 . «Узнай предмет по контуру»

Цель : Научить ребёнка узнавать предмет  по его отдельным свойствам и  частям.

Завязать  глаза и дать в руки вырезанную из картона фигуру . Это может быть зайчик, рыбка , птичка. Спросить , что это за предмет .Убрать фигуру , развязать глаза и попросить по памяти  нарисовать её. Сравнить рисунок с контуром. Обвести фигуру.

Упражнение 10. «Кукольный театр»

Цель : Научить ребёнка воспринимать литературные произведение :

сюжет, героев, события , характеры героев , и нравственный и эстетический смысл произведения.

В сказке  « Красная шапочка» можно проиграть  сюжеты для этого используем кукольный  театр.

Мама  посылает Красную шапочку к бабушке.

Красная шапочка встретила волка .

Волк  обманул бабушку.

Красная шапочка пришла к домику.

Красная шапочка в домике.

Пришли  дровосеки.

Покажите  пример , как можно проиграть сюжет. Попросите ребёнка показать вам  сюжет. Предоставляйте ребёнку самостоятельно использовать отдельные фрагменты , подсказывая ему , если он забыл слова. 

Выводы: Все занятия и упражнения были очень интересны для детей. Они с удовольствием рассказывали о любимой игрушки и выполняли упражнения с ними. Дети были очень внимательными и наблюдательными. Особенно обращали свое внимание на цвет, форму, величину, пространственное положение игрушки.

     3.5 Анализ результата контрольного эксперимента

Цель: выяснить изменения в уровне сформированности восприятия игрушки у детей старшего дошкольного возраста после проведения серии развивающих занятий.

Для объективности  результата экспериментальной работы диагностирование на этом этапе проводилось  по тем же методикам, что и на начальном  этапе.( констатирующего этапа).

По результатам повторной диагностики можно так же выделить 3 уровня сформированности восприятия: низкий, средний, высокий.

Информация о работе Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста