Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение ..................................................................................................................2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………...4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………...17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………...25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом света.doc

— 594.50 Кб (Скачать)
align="justify">     Большую роль в развитии движений у дошкольников играют спортивно-моторные игрушки. Такие  как мячи, скакалки, обручи, каталки  и другие. Особенно следует подчеркнуть  значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

     Технические игрушки

     По  месту в играх детей близка к образной, сюжетной игрушке техническая, которая знакомит детей с внешним  видом, образом предмета, имеющего непосредственное отношение к технике (машины, механизмы, виды транспорта, средства связи), и с характерными для него действиями. [11., с.152]

     В дошкольном возрасте технические игрушки  могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

     Строительные  и конструктивные материалы

     Строительные  и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое  изобретательство. В «строительные  игры» можно играть бесконечно. Они  ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.

     «Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью  человека. Любая простейшая постройка  требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.

     Игрушки-самоделки

     В работе детских садов большое  место отводится игрушкам-самоделкам, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой  целью. Изготовление таких игрушек  формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения. Игрушки-самоделки – это предмет гордости и способ самовыражения ребенка. Самодельные игрушки отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу. [26., 84с.]

     2.3 Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста

     Играя в различные игры с игрушками, дети старшего дошкольного возраста стремятся обследовать и описать  предмет. Только к семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать  предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, они вполне описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.

     Обучая  ребенка восприятию предметов и  их свойств, мы формируем психические  механизмы, которые помогают ребенку  познавать окружающий мир, расширять сферу восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления. Механизмы восприятия позволяют ребенку самостоятельно познавать мир, самостоятельно ориентироваться и действовать в нем. Правильный и более полный образ предметов и явлений регулируют действия ребенка и руководит его поведением в соответствии с ситуацией и особенностями предметов. [6; 16]

     Для развития восприятия формы, величины, цвета существуют различные игры. Например, такие как: «Разноцветные  ленточки», «Что нам привез мишутка».

     «Разноцветные ленточки»

     Для игры нужны цветные ленточки или  полоски цветной бумаги наклеенной на картон.

     В этой игру дети учатся различать цветовые тона путем сравнения их друг с  другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие: у детей формируется устойчивый образ цветового тона.

     В этой игре дети приучаются точно и  старательно выполнять поручения  группы. Это позволяет воспитателю  развивать у них чувство ответственности перед другими. Ребенок, выполнивший поручение, получает удовлетворение от одобрения воспитателя и сверстников, приобретает уверенность в своих возможностях. Это особенно важно для робких, неуверенных в себе детей. Наблюдая за действиями сверстников, ребята испытывают интерес и сочувствие к своим товарищам, что очень важно для развития у них сопереживания и доброжелательных отношений друг к другу.

     «Что  нам привез Мишутка»

     В качестве игрового материала используется набольшие игрушки контрастной формы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голышки, лошадки. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Кроме того. Для игры нужны плюшевый Мишка, а также машина, велосипед или санки, на которых он поедет.

     Цель  данной игры – выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать  предмет, находящийся вне поле его  зрения, - одной или двумя руками.

       Перед играющим ставиться задача  – узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако, несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, ребенку приходиться дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми.

     Для развития слухового восприятия подойдет игра «Кто разбудил Мишутку».

     В качестве игрового материала используется мягкая образная игрушка – Мишка  средних размеров, нарядно одетая. Мишка может быть заменен зайчиком, куклой или котенком

       Эта игра учит детей прислушиваться  к окружающим звукам, целенаправленно  воспринимать и различать их. От детей требуется узнать  друг друга по голосам. В  этой дошкольники учатся не  только различать голоса друг  руга, но и управлять своими голосами. Все это имеет большое значение для их развития, ведь слух является основой восприятия не только речи, но и музыки. Известно, что если ребенок не умеет слушать, он не сможет воспринять и воспроизвести даже самую простую мелодию.

     Игра  эта проста по своему содержанию и близка интересам детей и их опыту – игровому, познавательному и житейскому. Центральное место в ней занимает игрушечный Мишка, который воспринимается ребенком как живой. Звуковая задача адресуется этому персонажу и решается ребенком как бы от его лица. Эта игровая ситуация подсказывает ребенку игровые действия и связанное с ним и решение слуховой задачи.

     Выводы по главе

     С помощью самых разнообразных  игрушек: образных, театральных, музыкальных, игрушек-забав, самоделок, спортивных, строительных, технических у детей развивается восприятие. Игрушки помогают ребенку ориентироваться в пространстве, правильно представлять целостный образ предмета, выделять главные свойства. Поэтому игрушка для развития ребенка имеет важное значение.

     Вот те игрушки, которые необходимы ребенку для развития восприятия: наборы для постройки кораблей, лодок, самолетов, храмов; игрушки изготовленные руками ребенка, игрушки звуковые; двигательные; конструктивные; из природного материала.

     Игрушка должна быть привлекательной для ребенка и отвечать духовно-нравственным требованиям. Например, кукла, которая выглядит как ребенок. Если ее взять на руки – она смеется, издает звуки плача, гулит, сосет из бутылочки молоко, у нее закрываются глазки. Эта кукла воспитывает материнство у будущей женщины, учит проявлять заботу, доброту, а также эта игрушка поможет ребенку в развитии восприятия, следовательно, и познать окружающий мир с положительной стороны.

 

Глава III

Изучение  возможности использования игрушки как средства развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

     3.1 Программа исследования

Цель  исследования: определить способы использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

Объект  исследования:. Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: влияние игрушки на восприятия старшего дошкольного возраста

     Задачи:

  1. Подобрать необходимые методы для диагностики восприятия детей старшего дошкольного возраста
  2. Провести диагностику для выявления актуального уровня развития восприятия у детей
  3. Провести серию занятий с использованием игрушки для развития восприятия у детей
  4. Провести вторичную диагностику восприятия старших дошкольников, для выявления изменений после проведенных занятий
  5. После анализа поученных данных сделать выводы о влиянии игрушки на развитие воображения старших дошкольников

Методы  исследования: анализ литературы по проблеме исследования, беседа, рассказ , наблюдение , эксперимент (констатирующей, формирующий, контрольный ); количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической обработки данных.

Методики исследования:

     Методика  №1 «Определение особенностей восприятия» (Борисенко М.Г., Лукина Н.А. , 2007 )

     Методика  №2 «Методика десяти предметов»( Т.Д. Марцинковской ., 2000)

     Методика  №3 «Исследование восприятия» (Борисенко М.Г., Лукина Н.А. , 2007 )

     Характеристика  испытуемых:

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в период преддипломной  практики в ДОУ №105 Автозаводского района в подготовительной группе. Экспериментальная работа состоит из трех частей: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Практическая работа проводилась с 15 детьми старшего дошкольного возраста  с октября 2010 по январь 2011 года.

3.2 Методика проведения  исследования

 Методика  №1 «Определение особенностей восприятия»

 Описание  методики

     Для проведения исследования необходимы незнакомые ребенку игрушки, имеющие множество  признаков. Перед ребенком поочередно ставят игрушки, которые он рассматривает 1-2 минуты. После этого сказать: «Опиши игрушку». После перерыва 20-30 минут ему вновь предложить: «Опиши игрушку, которую тебе показывали».

Материал: игрушки – матрешка, машина, лев, кукла, дымковская барыня, клоун.

Схема анализа данных:

  1. Какие признаки дошкольник называет, сколько и в какой последовательности? Называет ли ребенок материал, из которого изготовлена игрушка?
  2. Пытается ли объяснить наличие определенных деталей то или иное действие, состояние, качество?
  3. Дает ли эстетическую оценку, мотивирует ли ее? Выражает ли дошкольник свое отношение к игрушке, требование к обращению с ней? Объясняет ли свое отношение?
  4. Использует ли дошкольник сравнения при описании, и какие? По каким признакам ребенок проводит сравнение?

Анализ  выполнения задания:

Результат представлен в таблице №1

     Методика №2 «Определение уровня развития восприятия»

     Данная  методика разработана на основе методики Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов»(см. приложение 1)

     Описание  методики

     Ребенок должен выполнить задание: просмотреть  ряд из 10 игрушек, постараться запомнить, а затем по памяти воспроизвести представленные игрушки, сохраняя порядок следования.

     Материал: 10 игрушек

     Обработка данных: правильным ответ считается  в том случае, когда правильно  названа игрушка, обязательно под  своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.

Информация о работе Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста