Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Введение ..................................................................................................................2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………...4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………...17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………...25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………
Результат представлен в таблице №4
Методика №3 «Исследование восприятия»
Описание методики
Методика направлена на выявление способности ребенка к дифференцированному восприятию формы. Необходимо предложить ребенку перечислить все игрушки имеющие форму треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника.
Материал: 8 игрушек
Оценка результатов:
Результат
представлен в таблице №6
3.3Анализ констатирующего эксперимента
«Определение особенностей восприятия»
Методика №1 «Определение особенностей восприятия»
Таблица №1
Изучение уровня особенности восприятия у детей
Ф.И.О. | Признаки предмета и его части | Действие, состояние, качество | Отношение к игрушки | Сравнения при описании | Уровень восприятия |
Наташа | + | + | + | - | Ср. |
Ксюша | + | + | + | - | Ср. |
Леня | + | + | - | - | Низ. |
Маша | + | + | - | + | Ср. |
Настя | + | - | - | + | Низ. |
Саша | + | + | - | - | Низ. |
Сергей | + | + | - | + | Ср. |
Коля | + | - | - | + | Низ. |
Никита | + | + | + | - | Ср. |
Варя | + | + | - | + | Ср. |
Илья | + | + | - | - | Низ. |
Андрей | + | + | - | - | Низ. |
Дима | + | + | + | - | Ср. |
Вика | + | + | - | + | Ср. |
Даша | + | + | + | - | Ср. |
Наташа рассказала нам про куклу Ксюша и Маша выбрали матрешку. Леня рассказал о грузовике Настя рассказала нам про дымковскую барыню . Саша представил нам легковой автомобиль , а Сергей описал тигра .
С заданием дети справились неплохо, но были некоторые упущения. Например, Леня и Саша не высказали свое отношение к игрушки и при ее описании не использовали сравнение. Настя не назвала действия игрушки, не объяснила наличие определенных деталей.
Очень порадовало, что все дети назвали признаки игрушки: цвет, форму, величину, материал из которого сделана игрушка, части предмета, пространственное расположение деталей.
Таблица № 2
Распределения уровня особенности восприятия у детей
|
Диаграмма
№ 1
Распределение детей по уровню особенности восприятия
Вывод: После проведения данной методики видно, что у группы полученный в начале практики.
Методика №2 «Определение уровня развития восприятия»
Таблица №3
Изучение уровня развития восприятия у детей
№ | Ф.И.О. | Балл | Уровень |
1 | Наташа | 5 | средний |
2 | Ксюша | 5 | средний |
3 | Леня | 4 | средний |
4 | Маша | 6 | высокий |
5 | Настя | 4 | средний |
6 | Саша | 5 | средний |
7 | Сергей | 3 | ниже среднего |
8 | Коля | 5 | средний |
9 | Никита | 4 | средний |
10 | Варя | 3 | ниже среднего |
11 | Илья | 5 | средний |
12 | Андрей | 4 | средний |
13 | Дима | 5 | средний |
14 | Вика | 6 | высокий |
15 | Даша | 4 | средний |
Таблица № 4
Распределения
уровня развития восприятия
у детей
|
Диаграмма № 2
Распределения уровня развития восприятия у детей
Вывод: по данным методики видно, что уровень восприятия предмета в целом у группы средний.
Методика
№3 «Исследование
восприятия»
Таблица №5
Изучение уровня восприятия у детей
№ | Ф.И.О. | Восприятие формы |
1 | Наташа | Не нарушено |
2 | Ксюша | Не нарушено |
3 | Леня | Нарушено слегка |
4 | Маша | Не нарушено |
5 | Настя | Нарушено слегка |
6 | Саша | Не нарушено |
7 | Сергей | Нарушено слегка |
8 | Коля | Не нарушено |
9 | Никита | Нарушено слегка |
10 | Варя | нарушено |
11 | Илья | Нарушено слегка |
12 | Андрей | нарушено |
13 | Дима | Не нарушено |
14 | Вика | Нарушено слегка |
15 | Даша | Не нарушено |
Таблица № 6
Распределения
уровня восприятия у
детей
|
Диаграмма № 3
Распределения
уровня восприятия у
детей
Обобщающая таблица
Для вычисления уровня восприятия мы взяли такие показатели:
Очень низкий уровень – от 0 до 10
Низкий уровень – от 10 до 30
Средний уровень – от 30 до 50
Уровень выше среднего – от 50 до 80
Высокий уровень – от 80 до 100
Восприятие не нарушено – 60
Восприятие нарушено – 40
Результат представлен
в таблице №7
Таблица №7
Сравнительный анализ изучения уровня развития восприятия
№ | Дети | 1 методика | 2 методика | 3 методика | Обобщение |
1 | Наташа | Ср. | Ср. | Не наруш. | Среднее |
2 | Ксюша | Ср. | Ср. | Не наруш | Средний |
3 | Леня | Низ. | Ср. | Наруш. | Низкое |
4 | Маша | Ср. | Выс. | Не наруш | Высокое |
5 | Настя | Низ. | Ср. | Наруш. | Низкое |
6 | Саша | Низ. | Ср. | Не наруш | Низкое |
7 | Сергей | Ср. | Оч.низ. | Наруш. | Оч. низкое |
8 | Коля | Низ. | средний | нарушено | Низкое |
9 | Никита | Ср. | средний | Нарушено | Среднее |
10 | Варя | Ср. | ниже среднего | нарушено | Низкое |
11 | Илья | Низ. | средний | Нарушено | Низкое |
12 | Андрей | Низ. | средний | нарушено | Низкое |
13 | Дима | Ср. | средний | Не нарушено | Среднее |
14 | Вика | Ср. | высокий | Нарушено | Среднее |
15 | Даша | Ср. | средний | Не нарушено | Среднее |
Вывод: из данной таблицы видно, что в первой методике высокого уровня не показал ни один ребенок . Во второй методике высокий результат показала 1 ребёнок, а очень низкий – 1 ребёнок. Из третьей методики видно, что восприятие нарушено у 9 детей Но по общему итогу можно сказать, что с детьми с низким уровнем восприятия и необходимо работать дополнительно.
Таблица № 8
Сравнительный
анализ распределения
уровня восприятия у
детей
|
Результаты представлены в диаграмме № 4
Диаграмма №4
По диаграмме можно сказать, что в группе 42% детей со средним и 6% с высоким уровнем развития восприятия, а 46% детей с низким уровнем восприятия.
На основе полученных данных, можно сделать вывод, что необходимо проводить занятия с использованием игрушки на развитие восприятия. Особенно надо уделить внимание некоторым детям.
3.4Формирующий
эксперимент
Цель: провести занятия с использованием игрушки в экспериментальной группе для повышения уровня развития восприятия детей