Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение ..................................................................................................................2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………...4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………...17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………...25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом света.doc

— 594.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение ..................................................................................................................2                                                                                                                

Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4   

1.1    Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии  ……………………………………………………...4                                                                                

1.2       Понятие восприятие …………………………………………………….10                                                                                  

1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11                                                                                      

1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12

Выводы по главе…………………………………………………………………16                                                                                                 

Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17                            

2.1 Краткая  история возникновения игрушки ………………………………...17                                                  

2.2 Виды  и назначения игрушек для детей  дошкольного возраста…………..18                

    1. Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22

Вывод по главе…………………………………………………………………...25                                                                                                     

Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26                      

3.1 Программа  исследования……………………………………………………26                                                                             

3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27                                                           

3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29                               

3.4 Программа формирования…………………………………………………..35                                                                            

3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента  ………………………..41                                     

Выводы  ………………………………………………………………………….48                                                                                                               

Заключение………………………………………………………………………49                                                                                                                                                                                                             

Список  литературы   ……………………………………………………………51                                                                                           

Приложение ……………………………………………………………………..54                                                                                                           
 
 
 

     Введение

     Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

     Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.

     Правильное  представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

     Цель  данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

  • Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
  • Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
  • Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  • В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет 

     формироваться стихийно и концу дошкольного  периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

     Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

     Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

     Н. К. Крупская писала о важности игрушки  для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая  Д. В., известный педагог в области  изучения игрушки, считала, что игрушка способствует формированию наблюдательности, пытливости, любознательности.

Таким образом, мы считаем, что наша тема актуальна  как для педагогов, психологов, так  и для родителей.

Гипотеза: можно предположить, что система  занятий с использованием игрушки  даст положительный результат для развития восприятия у старших дошкольников 
 

Глава I.

Теоретический анализ литературы по теме особенности  восприятия старших  дошкольников

1.1  Теоретические подходы  к определению  восприятия в зарубежной  и отечественной  психологии

     Попытки рассмотреть и обосновать данную проблему можно увидеть уже в  работах древнегреческих ученых Эпикура, Демокрита, Аристотеля, Евклида  и др.

     В эпоху Возрождения существовала мысль согласно которой образ  возникал в результате воздействия  внешних агентов на пассивно воспринимающие органы чувств.

     Психофизиология 19 в. считала, что исследование восприятия должно базироваться на изучении строения периферических рецепторных аппаратов  и физиологических принципов  их работы.

     Гештальтисты, выдвинули свою концепцию центральных механизмов формирования перцептивного образа (Х.А. Келлер). Они перенесли восприятия с сетевого на мозговой уровень, сохранив при этом пороки старой психофизиологии. Рассматривая процессы формирования образа восприятие как прямое отражение физиологических процессов структурообразования, как бы проходят в нервной системе, они пришли к ошибочного решения проблем восприятия.

     Критический анализ этих взглядов сделали в своих  работах отечественные психологи  С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. На его основе был разработан принципиально новый подход к изучению проблемы восприятия. Исходя из сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, они начали рассматривать восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование объекта восприятия и на создание его копии, его подобия.

     Разностороннее  изучение восприятия показало, что  как и всякий процесс познания, оно зависит от особенностей субъекта: его опыта, знаний, потребностей, интересов, установок, направленности. Как и ощущение, оно является субъективным образом объективной действительности. Критерием их истинности является практическая деятельность человек.

     Наибольший  вклад в изучение данной проблемы был внесен гештальтпсихологией, представителем которой является Дж. Брунер. Ею были изучены свойства восприятия – предметность, целостность и структурность, константность, осмысленность.

     Предметность  – в образе восприятия мы отражаем не наши субъективные состояния, а явления  и предметы внешнего мира состоит  в отнесении наших впечатлений о предмете к данному предмету. Целостность и структурность характеризуются тем, что когда мы смотрим вокруг, то у нас возникает не хаос ощущений, а окружение, чётко разделённое на осмысленные предметы, т.е. восприятие является целостным, структурно организованным процессом. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Константность восприятия (цвета, формы, величины) – необходимое условие ориентировки человека в мире. Источником константности являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает константность образа восприятия. Осмысленность восприятия означает, что восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе, мы воспринимаем предметы, которые имеют определённое значение. Осмыслить восприятие – значит, осознать предмет, который оно отображает. Осмысленность восприятия означает, что в него включено мышление.

     В гештальтпсихологии были сформулированы так же законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение придаётся фону, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру, следовательно первая не может существовать без второго. Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько позволяют условия стимула. Законы восприятия, которые отвечают данному принципу: закон близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы; закон продолжения – если элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого, то их легко организовать в связанные единицы; закон дополнения до целого – если фигура не закончена, то мы стремимся видеть её как целое; закон хорошей фигуры – если общая структура лучше, чем её части, то она воспринимается как одна, разделённая линией и наоборот.

     Найссер пытался открыть более обобщённые механизмы восприятия, создав теорию перцептивного цикла (направление  когнитивной психологии). Восприятие – это активный процесс, который  происходит с помощью определенных средств, орудий (схема). Функция схем: собирать информацию, которая содержится в среде. Это главные понятия его концепции. В восприятии встречаются познавательная активность человека и реальность. Найссер выступил против концепции, что воспринимающий человек перерабатывает, трансформирует информацию, т.е. придает форму тому, что он воспринимает. С его точки зрения основная задача восприятия – раскрыть то, что собой представляют предметы, мир. Назначение восприятия – адаптироваться к этому миру. Восприятие как познавательный процесс – это активное взаимодействие индивида с внешним миром. В ходе взаимодействия схемы не только информируют человека о мире, они изменяют самого человека. Т.е. процесс восприятия представляет собой замкнутый цикл.

     В отечественной психологии, как уже  упоминалось выше, был сделан критический анализ зарубежных теорий и обоснован совершенно иной подход к рассмотрению восприятия. С точки зрения деятельностного подхода восприятие – это сторона деятельности (ориентирующая, регулирующая), а с другой стороны восприятие – это деятельность, у которой есть перцептивная цель, задачи, действия, операции, продукт – образ и познавательные мотивы.

     А.Н. Леонтьев пытался выдвинуть гипотезу уподобления (эта идея идет от Аристотеля): движение рецептора (глаза) по форме (контуру) предмета как бы снимает информацию о форме и моделирует контуры предметов. Действия соответствуют свойствам предметов, уподобляются. Образ рождается когда человек проявляет активность (движение глаз, перцептивные действия, внутренняя активность) – с одной стороны, а с другой – стимул, особенности раздражителя. В результате этого взаимодействия рождается образ. Эта гипотеза имела значение для разработки проблемы механизмов восприятия. А.В. Запорожец и Л.А. Венгер показали значение не только движения рецептора, а значение практических внешних действий для возникновения образа восприятия. Они изучали генезис восприятия у детей (ящик Венгера). Вначале ребенок осуществляет практические действия путем проб и ошибок (до 2 лет), затем осуществляет примеривание (2-начало 3 года). Эти практические действия называются внешне–ориентировочными. В 3 года они становятся внутренними действиями – это образ восприятия, который рождается на основе практических действий, затем внешних ориентировочных, которые интериоризируются в образ восприятия.

Информация о работе Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста