Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение ..................................................................................................................2
Глава I. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………..4
1.1 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии ……………………………………………………...4
1.2 Понятие восприятие …………………………………………………….10
1.3Виды восприятия………………………………………………………..........11
1.4Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста …..........12
Выводы по главе…………………………………………………………………16
Глава II. Анализ психологической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки………………….17
2.1 Краткая история возникновения игрушки ………………………………...17
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста…………..18
Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по главе…………………………………………………………………...25
Глава III. Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста………………26
3.1 Программа исследования……………………………………………………26
3.2 Методика проведения исследование ………………………………………27
3.3Анализ результатов констатирующего эксперимента …………………….29
3.4 Программа формирования…………………………………………………..35
3.5 Анализ результатов контрольного эксперимента ………………………..41
Выводы ………………………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………………49
Список литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом света.doc

— 594.50 Кб (Скачать)

     В работах А.В. Запорожца было экспериментально показан генезис формирования перцептивного образа. Было показано значение перцептивного действия, средств осуществления перцептивных действий (движений руки). Перцептивные действия складываются в манипуляциях младенца с предметами. Средством осуществления практических действий являются сенсомоторные предэталоны. Далее ребенок сам сопоставляет предметы по величине, форме. Дошкольник пользуется сенсорными эталонами. Таким образом доказано, что источником сенсорного развития являются сенсорные эталоны. Сенсорика развивается в деятельности. Результатом такой деятельности является образ восприятия.

     Ни  один сенсорный импульс не может  определить возникновение адекватного  образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действия уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту. При рассматривании предмета взор как бы повторяет формы этого предмета. Движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа делятся на два класса: поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаз или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции; движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют: собственно перцептивные действия (действие обнаружения и действие различения) и опознавательные действия (действие идентификации и действие опознания).

     Функции собственно перцептивных действий –  это построение образа предмета. Различие между операциями обнаружения и  различения, которые входят в состав собственно перцептивных действий, состоит в том, что наблюдатель, обнаруживая свойства предмета (цвет, величину и т.д.), начинает выделять одно или несколько свойств в качестве наиболее информативных. Функция опознавательных действий состоит в опознании предмета. В процессе идентификации происходит сличение актуального образа с образами – эталонами, которые хранятся в памяти. В процессе опознания мы называем предмет, т.е. относим его к какому-то классу объектов. Перцептивные действия развёрнуты и последовательны, т. к. их функция исследование предмета и построение образа. Опознавательные действия свёрнуты и совершаются мгновенно.

     В свойствах и классификациях проявляются  феномены данного явления. Существует две классификации восприятия. В  основе первой лежит различие в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль. Выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие.

     Основой второй классификации являются формы  существования материи. С.Л. Рубинштейн описал восприятие пространства, величины, формы, движения, времени.

     Восприятие  пространства – это отражение  формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, удалённости  и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определённую роль играют осязательные и кинестезические ощущения, но основой являются зрительные данные.

     В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация (это изменение преломляющей способности  хрусталика путём изменения его  кривизны) и конвергенция (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).

     Восприятие  движения – это отражение изменения  положения, которое объекты занимают в пространстве. Два способа восприятия движения: когда изображение предмета на сетчатке глаза остаётся более  или менее неподвижным и когда глаз остаётся относительно неподвижным, а изображение предмета перемещается на сетчатке. Различают движения действительные и кажущиеся.

     Восприятие  формы характеризуется тем, что  восприятие плоскостной формы предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Оно зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения. Восприятие объектов, находящихся вдали, напротив, более плоскостно; поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.

     Восприятие  времени – отражение объективной  длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая  смена возбуждения и торможения в ц.н.с. В восприятии времени участвуют кинестезические и слуховые ощущения. Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Закон заполненного временного отрезка – когда заняты, время идёт быстрее и наоборот. На восприятие времени влияют эмоции человека. Закон эмоциональной детерминированности оценки времени сказывается в том, что время, заполненное событиями с положительной эмоциональной окраской, сокращается в переживании, а заполненные событиями с отрицательным эмоциональным знаком, увеличивается.

    1.2Понятие восприятие

     Способность ощущать дана нам и всем живым  существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир, в виде образов наделены только человек и высшие животные, она  у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

     Восприятие  – это сложный психический  процесс отражения всех свойств  и качеств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Результатом восприятия является образ, то есть целостная, устойчивая система  ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.[22; 62]

     Образ восприятия представляет собой совокупность разнообразных ощущений, которые  получает человек при восприятии того или иного предмета или явления. Однако отдельные ощущения, составляющие образ восприятия, не существуют в нем не зависимо друг от друга. Изменения одного из ощущений в образе влияет на изменение других ощущений, входящих в состав данного образа. Замена или устранение из образа отдельных ощущений изменяет образ предмета или явления в целом.

     Существуют  основные свойства образа восприятия. К ним относятся целостность, константность, предметность, категориальность. Все эти свойства образа восприятия появляются у человека в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.[22; 64]

     Целостность восприятия это способность восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого  предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. Например, по нескольким буквам мы можем догадаться. Что за слово перед нами.

     Предметностью образа восприятия называется его отнесенность к реально существующим в мире предметам и явлениям. Образ без  предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых  иллюзий, не существует.

     Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными  по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

     Категориальность  человеческого восприятия проявляется  в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

     1.3 Виды восприятия

     Опираясь  на современную психологическую  литературу, можно выделить несколько  подходов к классификации восприятия(рис1). В основе одной из классификаций  восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

     Основой другого типа классификации видов  восприятия являются формы существования  материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Отдельно выделяется восприятие человека человеком.

Пространство  – это то, что окружает человека. Предметы, расположенные в пространстве, имеют форму, величину, место

расположения. Они также характеризуются расстоянием  от человека и собственными параметрами: шириной, высотой, глубиной. Восприятия и оценка всего этого с помощью органа зрения называется восприятия человеком пространства. Для того, чтобы ориентироваться в пространстве и в перемещающихся в нам предметах, человек должен воспринимать и оценивать разнообразные происходящие в нем движения.

     Предметы, находящиеся в пространстве, происходящие в нем процессы и движение предметов  протекают во времени. Для человека очень важно уметь воспринимать и правильно оценивать время.

     1.4 Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста

     Дошкольный  возраст наиболее продуктивен для  развития психики ребенка. На этом этапе  ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие психические  познавательный процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.[6; 5]

     Восприятие  формируется на протяжении всего  дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

     Значение  восприятия в жизни дошкольника  очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

     Особенности восприятия формы и цвета

     За  весь дошкольный период ребенок осваивает  шесть основных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и  многоугольник. Среди множества фигур он учится различать их формы, сначала по образцу, а потом по эталону, который у него закрепляется в образе-представлении.

     С пяти лет ребенок может распознавать формы зрительно, узнавать их в любом  положении и сочетании, размерах. Действие сопоставление он выполняет уже зрительно, без ощупывания и манипулирования руками. Он обследует предметы внутренними операциями, которые выполняются быстрее, почти мгновенно.

     С шести лет ребенок сам начинает обследовать предметы, гибко сочетая  внешние и внутренние перцептивные действия, свободно вычленяет существенные детали любой знакомой формы, применяет свои умения к обследованию сложных форм, находит в них знакомые формы и их детали.

     При изучении восприятия детей дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда форма, более сильный признак, почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).

     Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятия ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно (З.М. Богуславская).

     Особенности восприятия целого и части

     Осмысливание  предмета по одной несущественной его  части называется синкретизмом (Э. Клапаред). Это восприятие целого, не основанное на его анализе.

Синкретичность  восприятия предметов отнюдь не является чертой, свойственной маленьким детям  вообще, как это утверждают Э. Клапаред, К.

Бюлер, Ж. Пиаже. Она выступает и у  более старших детей, когда они  воспринимают незнакомые предметы или их изображения (модели машин, схемы, чертежи). Подобные ошибки особенно часто повторяются при восприятии маленьким ребенком плохо, нечетко изображенных предметов. Тогда любая часть предмета, что-то напоминающая ребенку, становится для него опорной. Не случайно явления синкретизма наиболее часто встречаются при использовании в работе с детьми различных стилизованных изображений, когда художник, нарушив четкость реальной формы предмета, прибегает к утрировке, к некоторым условностям изображения, затрудняющим узнавание даже известных детям предметов.

     Особенности восприятия времени

     Для ребенка отражение времени –  значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. Это  обусловлено, прежде всего, самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни детей.

Информация о работе Изучение возможности использования игрушки как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста