Изучение проявления девиантного поведения при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер [34; 278]. В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение.

Содержание

Введение
Общая характеристика работы.
Глава 1. Теоретические основы влияния тревожности на девиантное поведение у детей младшего школьного возраста
1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
1.2 Феноменология девиантного поведения
1.3 Влияние уровня тревожности на проявление девиантного поведения у младших школьников
1.4. Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции
тревожности у детей младшего школьного возраста.
2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению
2.2 Анализ результатов исследования уровня ситуативной тревожности младших школьников
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.
Констатирующий эксперимент по окончании реализации коррекционной программы
Выводы по главе 2.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.docx

— 161.23 Кб (Скачать)

Для подтверждения поставленной в работе гипотезы мы должны были показать, что по результатам контрольной диагностики у ребят экспериментальной группы поведение учащихся с пониженным уровнем тревожности достоверно более низки, чем у школьников контрольной группы, которые не проходили программу коррекции.

Для проверки гипотезы мы воспользовались  критерием φ* — угловым преобразованием  Фишера, с помощью которого наша гипотеза подтверждается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выводы

Исследование, направленное на изучение взаимодействия уровня  тревожности младших школьников на проявление девиантного поведения, позволило сделать следующие  выводы.

  1. Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе, показал, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, девиантнму и аддиктивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта.
  2. Таким образом, причины тревожности младших школьников проявляются в основном, в общении. Тревожный ребёнок испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация. Выявлено, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
  3. Основная цель психолого-педагогической коррекции - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
  4. После проведения психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников результаты опытно-экспериментального исследования были проанализированы. Динамика положительна – уменьшилось число детей с высокой степенью тревожности, увеличилось число учащихся с низкой степенью тревожности, поведение учащихся, с которыми были проведены мероприятия по снижению тревожности значительно улучшилось.
  5. Для исследования уровня тревожности младших школьников перед проведением эксперимента был использован критерий Фишера, с помощью которого было доказано, что уровень тревожности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах перед проведением эксперимента, примерно одинаков.
  6. Для подтверждения поставленной в работе гипотезы исследования: уровень успеваемости младших школьников изменится, если снизить уровень тревожности был использован критерий φ* — угловое преобразование Фишера.

Поставленная в исследовании гипотеза была доказана.

 

 

 

Список литературы

 

1.Абраменкова, В.В. Социальная  психология детства: развитие  отношений ребенка в детской  субкультуре / В.В. Абраменкова.  – М.: Московский психолого-социальный  институт; Воронеж: Издательство  НПО «МОДЕК», 2000. – 416с.

2.Аплетаев, М.Н. Система  воспитания личности в процессе  обучения: Монография / М.Н. Аплетаев. — Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во  ОмГПУ, 1998. – 78 с.

3.Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. – 438 с.

4.Бардышевская, М.К. Диагностика  эмоциональных нарушений у детей  / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский.  — М.: Психология, 2003. – 186 с.

5.Батаршев, А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического  психолога / А.В. Батаршев. — 3-е  изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. – 224 с.

6.Болотина, Л.Р. Педагогика / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 1987. – 326 с.

7.Брель, Е.Ю. Социально-психологические  факторы формирования тревожности  у младших школьников и пути  ее профилактики и коррекции:  дис. ... канд. психол. наук / Брель Е.Ю.  — Ин-т образования Сибири, Дальнего  Востока и Севера РАО. - Томск, 1996. - 120 с.

8.Горбатов, Д.С. Практикум  по психологическому исследованию /Д.С. Горбатов. – Самара: Издательский  Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 248с.

9.Гормоза, Т.В. Динамика  тревожности в младшем школьном  возрасте / Т.В. Гормоза. – Мн.: Наука, 2000. – 264 с.

10.Горянина, В.А. Психология  общения / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2002. – 416с.

11.Гриншпун, И.Б. Детские  невротические страхи, их диагностика  и коррекция / И.Б. Гриншпун. –  М.: Педагогика, 1993. – 212 с.

12.Диагностика и коррекция  психического развития дошкольников /Я.Л. Коменский, Е.А. Панько. - Мн.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997. – 237 с.

13.Еникеев, М.И. Общая  и социальная психология / М.И.  Еникеев. – М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА  – М», 1999. – 422 с.

14.Еникеев, М.И. Психологическая  диагностика. Стандартизированные  тесты / М.И. Еникеев. – М.: "Приор-издат", 2003. - 288 с.

15.Захаров, А.И. Как помочь  нашим детям избавиться от  страха / А.И. Захаров. – СПб.: Педагогика, 1995. – 188 с.

16.Зотова, Ф.Р. Сравнительный  анализ школьной тревожности  учащихся школ разного типа / Ф.Р.  Зотова, Л.М. Закирова // Школьные  технологии. - 2004. - № 5. - С. 163-168.

17.Каджаспирова, Г.М. Педагогический  словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю.  Каджаспиров. – М.: Издательский  центр «Академия», 2001. - 176с.

18.Каирова, И.А. Нравственное  развитие младших школьников  в процессе воспитания / И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979. – 182 с.

19.Кантарбаев, С.Е. Формирование  учебной деятельности как средства  трудового воспитания / С.Е. Кантарбаев. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996. – 126 с.

20.Клюева, Н.В. Учим детей  общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. –  Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с.

21.Ковалев, Н.Е. Введение  в педагогику / Н.Е. Ковалев. –  М.: Просвещение, 1987. – 386с.

22.Крайг, Г. Психология  развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992с.

23.Краткий словарь по  философии / А.И. Фомченко. – М.: Просвещение: 1982. – 356 с.

24.Кряжева, Н.Л. Развитие  эмоционального мира детей / Н.Л.  Кряжева. – Ярославль: Академия  развития, 1996. - 208 с.

25.Кулагина, И.Ю. Возрастная  психология (развитие ребенка от  рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО., 1997. – 176 с.

26.Леви, В. Нестандартный  ребенок / В. Леви. - М.: Знание, 1989. – 256 с.

27.Левченко, И.Ю. Теоретико-методологические  основы психолого-педагогической  диагностики нарушений развития  у детей / И.Ю. Левченко, С.Д.  Забрамная. — М.: Академия, 2003. —  С. 20-54

28.Леонтьев, А.Н. Проблемы  развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1995. – 324 с.

29.Любицына, М.И. В.А. Сухомлинский  о воспитании детей / М.И. Любицына. – Л.: Педагогика, 1974. – 108 с.

30.Маклаков, А.Г. Общая  психология / А.Г. Маклаков. - Спб:  Питер, 2000. – 592 с.

31.Макшанцева, Л.В. Тревожность  и возможности ее снижения  у детей // Психологическая наука  и образование, – 1998. – №  2. – С. 15-19.

32.Матвеева, Л.И. Развитие  младшего школьника как субъекта  учебной деятельности и нравственного  поведения / Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ  им. А.И. Герцена, 1989. – 98 с.

33.Микляева, А.В. Диагностика  школьной тревожности: комплексный  характер работы по профилактике  и коррекции школьной тревожности,  учитывающий возраст учащегося  / А.В. Микляева, П.В. Румянцева  // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 1. - С. 32-53.

34.Микляева, А.В. Развивающая  работа психолога с детьми  с высоким уровнем школьной  тревожности / А.В. Микляева, П.В.  Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 5. - С. 106-113.

35.Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно-психологическое  исследование с элементами математической  статистики / Р.С. Немов. – 3-е  изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

36.Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. Психология образования  /Р.С. Немов. – 3-е изд. –  М: Гуманитарный издательский  центр «ВЛАДОС», 1997. – 608с.

37.Ницше, Ф. Сочинения  / Ф. Ницше. – М.: 1990, т. 1 НИИОП  АПНСССР, 1988. – 154 с.

38.Овчарова, Р.В. Практическая  психология в начальной школе  / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.

39.Педагогика / В.А. Сластенин.  – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512 с.

40.Подлеснова, Н.Н. Второе  рождение / Н.Н. Подлеснова, И.В. Руденко  // Семья и школа. – 1998. - №  7. - С.7-9.

41.Популярная психология  для родителей / А.С. Спиваковская. - 2-е изд. - СПб: Союз, 1997. – 436 с.

42.Практикум по возрастной  и педагогической психологии /И.В.  Дубровина. – М.: Издательский  центр «Академия», 1998. – 160 с.

43.Практикум по общей,  экспериментальной и прикладной  психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничев.  — изд. 2-е, перераб. и доп.  — СПб.: Питер, 2005. – 318 с.

44.Прихожан, А.М. Психокоррекционная  работа с тревожными детьми / А.М.  Прихожан //Активные методы в работе  школьного психолога. Киров: Кировский  ГПУ, 1991. — С. 26—44.

45.Прихожан, А.М. Причины,  профилактика и преодоление тревожности  / А.М. Прихожан // Психологическая  наука и образование. -1998. - №2. –  С. 11-17.

46.Прихожан, A.M. Тревожность  у детей и подростков: психологическая  природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. — М.: Московский  психолого-социальный институт; Воронеж:  Издательство НПО «МОДЭК», 2000. —  304 с.

47.Психология / А.А. Реан. –  М.: Проспект, 1998. – 584с.

48.Психология подростка:  Практикум. Тесты, методики для  психологов, педагогов, родителей  / А.А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — С. 49-58.

49.Райгородский, Д.Я. Психология  семьи / Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 752 с.

50.Рогов, Е.И. Настольная  книга практического психолога  / Е.И. Рогов. – В 2 кн. – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.  Центр ВЛАДОС, 1998: - кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.: ил.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.

52.Руденский, Е.В. Социальная  психология: курс лекций / Е.В. Руденский.  – Новосибирск: Новосиб. научное  изд-во, 1999. – 264 с.

53.Руководство практического  психолога: Психологическое здоровье  детей и подростков в контексте  психологической службы / И.В. Дубровина.  – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский  центр «Академия»; 2000. – 160с.

54.Савина, Е. Тревожные  дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное  воспитание. – 1996. – №4. – С. 21-27.

55.Сидоренко, Е.В. Методы  математической обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 350 с.

56.Снайдер, М. Ребенок  как личность: становление культуры  справедливости и воспитание  совести / М. Снайдер. – М.: Смысл;  СПб.: Гармония, 1994. – 237с.

57.Степанов, С.С. Большие  проблемы маленького ребенка:  советы психолога родителям / С.С. Степанов. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 168 с.

58.Суворова, В.В. Психофизиология  стресса / В.В. Суворова. — М.: Педагогика, 1975. – 156 с.

59.Сухова, С.Н. Создание  ситуаций успеха как средство  социальной адаптации младших  школьников: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Сухова. – Кострома: Изд-во  «Кострома», 2007. - 292 с.

60.Сухомлинский, В.А. Избранные  педагогические сочинения / В.А.  Сухомлинский. - М: Педагогика, 1980. –  254 с.

61.Ушинский, К.Д. Избранные  педагогические произведения / К.Д.  Ушинский. – М.: Просвещение, 1988. –  342 с.

62.Ушинский, К.Д. Собрание  сочинений / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1985. – 356 с.

63.Фельдштейн, Д.И. Психология  развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Издательство «Институт  практической психологии», Воронеж:  НПО «МОДЭК», 1996. - 512с.

64.Феррои, Л.М. Причины  возникновения тревожности и  ее проявления у детей дошкольного  и младшего школьного возраста / Л.М. Феррои // Школа здоровья. - 2005. - № 3. - С. 32-38.

65.Фрейд, А. Детская  сексуальность и психоанализ  детских неврозов / А. Фрейд, З.  Фрейд. – СПб.: Наука, 1997. – 354 с.

66.Ханычева, И.А. Психологическое  сопровождение личностного развития  младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. - 2004. - №  2. - С. 103-107.

67.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990. – 358 с.

68.Хухлаева О.В. Коррекция  нарушений психологического здоровья  дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 148 с.

69.Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2000. – 608с.

70.Чистякова, М.И. Психогимнастика  / М.И. Буянов, М.И. Чистякова. –  2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

71.Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Гуманитарный  издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 512с.

72.Юрчук, В.В. Современный  словарь по психологии / В.В. Юрчук.  – Мн.: Элайда, 2000. – 704с.

73.Яновская, М.Г. Эмоциональные  аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1986. – 160с.

Информация о работе Изучение проявления девиантного поведения при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста