Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа
Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер [34; 278]. В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение.
Введение
Общая характеристика работы.
Глава 1. Теоретические основы влияния тревожности на девиантное поведение у детей младшего школьного возраста
1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
1.2 Феноменология девиантного поведения
1.3 Влияние уровня тревожности на проявление девиантного поведения у младших школьников
1.4. Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции
тревожности у детей младшего школьного возраста.
2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению
2.2 Анализ результатов исследования уровня ситуативной тревожности младших школьников
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.
Констатирующий эксперимент по окончании реализации коррекционной программы
Выводы по главе 2.
Заключение
Библиографический список
Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции
тревожности у детей младшего школьного возраста.
Введение.
Отклоняющееся поведение имеет место не только в школе, в учебной деятельности, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы. Отклоняющееся поведение называется девиантным, от лат. deviatio. И существует проблема девиации не только сегодня, она была вчера и останется завтра, ведь человечеству свойственно отклоняться от оси своего развития. Достаточно вспомнить философа XX века Карла Ясперса с его «осью бытия» и концепцией исторического развития, по которой главными направляющими этого развития являются колебания вдоль оси духовного бытия человечества духовности людей.
Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии.
Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность [9;12].
Анализ причин девиатного поведения у школьников и взрослых позволяет связать определённые эмоциональные и личностные отклонения с взаимоотношениями, с положением человека в контактной группе и более широкой социальной среде [8;21].
Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер [34; 278]. В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение.
Теоретическая актуальность
данного исследования заключается
в следующем: изучение влияния
тревожности и ее коррекции у
младших школьников способствует более
глубокому осмыслению детерминант
и факторов возникновения девиантного
поведения, определению эффективных
социально-психологических
Общая характеристика работы
Актуальность темы:
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Возникновение и закрепление
тревожности связано с
Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную
возрастную специфику, обнаруживающиеся
в ее источниках, содержание, формах
проявления компенсации и защиты.
Для каждого возрастного
Актуальность исследований тревожности связана с тем, что тревога, дезорганизует не только учебную деятельность,поведение, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей.
Так, темой курсовой работы является «Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста, склонных к девиантному поведению».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние тревожности младших школьников на проявление девиантного поведения.
Объект исследования –тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет – уровень тревожности во взаимосвязи с девиантным поведением.
В соответствии с этим выдвигается гипотеза: снижение уровня тревожности в процессе коррекции способствует снижению проявлений девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Методологическая основа исследования: методологической основой работы являлись труды Л.С. Выготского, И.А. Фурманова, Б. Эльконина,
Методы исследования:
- теоретические: обобщение, анализ литературы;
- эмпирические: констатирующий
эксперимент, преобразующий,
- аналитические: наблюдение и анализ поведения учащихся;
- тестирование по методикам:
«Детский вариант шкалы явной
тревожности» А.М. Прихожан, «Методика
диагностики уровня школьной
тревожности» Филипса,
- статистические – критерий
Манна-Уитни, угловое
Научная новизна полученных данных: снижение уровня тревожности в процессе коррекционных занятий влияют на проявление девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость:данный теоритический и практический материал можно использовать при коррекционных занятиях на снятие тревожности, по профилактике и коррекции девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях.
Эмперическая база исследования: 2-4 классы ГУО «Гостиловичская средняя общеобразовательная школа Логойского района»
Структура работы: работа состоит из 2 глав: теоретической и практической. 1 глава содержит 4 раздела, в которых рассматриваются теоретические основы девиантного поведения младших школьников, влияния тревожности на склонность к девиантному поведению, а так же характеристика коррекционных мероприятий направленных на снижение тревожности.
Вторая глава состоит из 3 разделов, в которой описывается эксперимент, для достижения поставленной в начале работы цели – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние тревожности младших школьников на склонность к девиантному поведению.
По каждой главе написаны выводы, заключение и приложение.
Глава 1. Теоретические основы влияния тревожности на проявление девиантного поведения детей младшего школьного возраста
1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Семилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [18, С. 42-47].
Но школьники все еще
остаются непосредственными и
Отрицательный фон ребенка
характеризуется
Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.
Под тревожностью в психологии
понимают склонность человека переживать
тревогу, т.е. эмоциональное состояние,
возникающее в ситуациях