Изучение проявления девиантного поведения при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер [34; 278]. В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение.

Содержание

Введение
Общая характеристика работы.
Глава 1. Теоретические основы влияния тревожности на девиантное поведение у детей младшего школьного возраста
1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
1.2 Феноменология девиантного поведения
1.3 Влияние уровня тревожности на проявление девиантного поведения у младших школьников
1.4. Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции
тревожности у детей младшего школьного возраста.
2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению
2.2 Анализ результатов исследования уровня ситуативной тревожности младших школьников
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.
Констатирующий эксперимент по окончании реализации коррекционной программы
Выводы по главе 2.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.docx

— 161.23 Кб (Скачать)
  1. Введение
  2. Общая характеристика работы.
  3. Глава 1. Теоретические основы влияния тревожности на девиантное поведение у детей младшего школьного возраста
  4. 1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
  5. 1.2 Феноменология девиантного поведения
  6. 1.3 Влияние уровня тревожности на проявление девиантного поведения у младших школьников
  7. 1.4. Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
  8. Выводы по главе 1

Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции                

              тревожности у детей младшего школьного возраста.

  1. 2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению
  2. 2.2 Анализ результатов исследования уровня ситуативной тревожности младших школьников
  3. 2.3  Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.
  4. Констатирующий эксперимент по окончании реализации коррекционной программы
  5. Выводы по главе 2.
  6. Заключение
  7. Библиографический список

 

 

 

 

 

 

Введение.

Отклоняющееся поведение  имеет место не только в школе, в учебной деятельности, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным  образом, на его взаимодействие с  окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении  ребенка. К сожалению, в жизни  этот идеал не всегда реализуется  и тогда мы начинаем говорить о  том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы. Отклоняющееся  поведение называется девиантным, от лат. deviatio. И существует проблема девиации не только сегодня, она была вчера и останется завтра, ведь человечеству свойственно отклоняться от оси своего развития. Достаточно вспомнить философа XX века Карла Ясперса с его «осью бытия» и концепцией исторического развития, по которой главными направляющими этого развития являются колебания вдоль оси духовного бытия человечества духовности людей.

Современную эру часто  называют «веком тревоги». Возникновению  все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так  и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее  время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической  медицины, а также теории и практики психиатрии.

Современный школьник развивается  в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим  показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность [9;12].

Анализ причин девиатного поведения у школьников и взрослых позволяет связать определённые эмоциональные и личностные отклонения с взаимоотношениями, с положением человека в контактной группе и более  широкой социальной среде [8;21].

Однако в исследованиях  личности, в частности в исследованиях  тревожности, принцип учета среды  зачастую имеет лишь декларативный  характер [34; 278]. В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение.

Теоретическая актуальность данного исследования заключается  в следующем: изучение  влияния  тревожности и ее коррекции у  младших школьников способствует более  глубокому осмыслению детерминант  и факторов возникновения девиантного  поведения, определению эффективных  социально-психологических условий  эмоционального развития в младшем  школьном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика работы

Актуальность  темы:

В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Возникновение и закрепление  тревожности связано с неудовлетворением  возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность  становится в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями «Я-концепции», отношением к себе. До этого она  является производной широкого круга  нарушений.

Закрепление и усиление тревожности  происходит по механизму «замкнутого  психологического круга», ведущего к  накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические  оценки и, определяя во многом модальность  актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода  существуют определенные области, объекты  действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства  детей в независимости от наличия  реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования. Эти  возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных  потребностей.

Актуальность исследований тревожности связана с тем, что  тревога, дезорганизует не только учебную  деятельность,поведение, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому  своевременное проведение коррекционной  программы, способствует снижению тревожности  и формированию адекватного поведения  у детей.

Так, темой курсовой работы является «Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста, склонных к девиантному поведению».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние тревожности младших школьников на проявление девиантного поведения.

Объект исследования –тревожность детей младшего школьного возраста.

Предмет – уровень тревожности во взаимосвязи с  девиантным поведением.

В соответствии с этим выдвигается гипотеза: снижение уровня тревожности в процессе коррекции способствует снижению проявлений девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

    1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
  1. Изучить феноменологию тревожности
  1. Проанализировать феноменологию девиантного поведения.
  2. Установить взаимосвязь тревожности с девиантным поведением у младших школьников.
  3. Организовать исследование уровня тревожности младших школьников склонных к девиантному поведению. Охарактеризовать коррекционную работу по снижению уровня тревожности.
    1. Экспериментально провести психолого-педагогическую коррекцию тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.
  1. Проанализировать результаты экспериментального исследования тревожности и ее влияния на успеваемость младших школьников.

 

 

 

Методологическая  основа исследования: методологической основой работы являлись труды Л.С. Выготского, И.А. Фурманова, Б. Эльконина,

Методы исследования:

 - теоретические: обобщение, анализ литературы;

- эмпирические: констатирующий  эксперимент, преобразующий, включающий  коррекционные воздействия, контрольный  эксперимент;

- аналитические: наблюдение  и анализ поведения учащихся;

- тестирование по методикам:  «Детский вариант шкалы явной  тревожности» А.М. Прихожан, «Методика  диагностики уровня школьной  тревожности» Филипса, проективная  методика «Несуществующее животное»; 

- статистические – критерий  Манна-Уитни, угловое преобразование  Фишера.

Научная новизна  полученных данных: снижение уровня тревожности в процессе коррекционных занятий влияют на проявление девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.

Практическая  значимость:данный теоритический и практический материал можно использовать при коррекционных занятиях на снятие тревожности, по профилактике и коррекции  девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях.

Эмперическая  база исследования: 2-4 классы ГУО «Гостиловичская средняя общеобразовательная школа Логойского района»

Структура работы: работа состоит из 2 глав: теоретической и практической. 1 глава содержит 4 раздела, в которых рассматриваются теоретические основы девиантного поведения младших школьников, влияния тревожности на склонность к девиантному поведению, а так же характеристика коррекционных мероприятий направленных на снижение тревожности.

Вторая глава состоит  из 3 разделов, в которой описывается эксперимент, для достижения поставленной в начале работы цели – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние тревожности младших школьников на  склонность к девиантному поведению.

По каждой главе написаны выводы, заключение и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы влияния тревожности на проявление девиантного поведения детей  младшего школьного возраста

 

1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать  на нее. Проявляясь в поведении, они  информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или  огорчает его. Особенно это актуально  в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как  ребенок растет, его эмоциональный  мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной  гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует  и грустит. Меняется и внешнее  проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и  от голода.

В дошкольном возрасте ребенок  усваивает язык чувства - принятые в  обществе формы выражения тончайших  оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

С другой стороны, ребенок  овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Семилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или  слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих  чувств, облекать их в культурно  принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих  переживаниях, воздействуя на них [18, С. 42-47].

Но школьники все еще  остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в  позе, жесте, во всем поведении. Для  педагога и психолога поведение  ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего  мира маленького человека, свидетельствующий  о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает взрослому эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка  характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок  почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи  опущены, выражение лица грустное или  индифферентное. В таких случаях  возникает проблемы в общении  и установлении контакта. Ребенок  часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много  времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой  ребенок подавлен, не инициативен, с  трудом входит в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в  ожидании неблагополучного развития событий [39, С. 96]. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они  часто задают себе вопрос: «А вдруг  что-нибудь случится?» Повышенная тревожность  может дезорганизовать любую  деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себя («Я же ничего не мог!»). Таким образом, это эмоциональное состояние  может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так  как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким  уровнем притязаний и низкой самооценкой).

Информация о работе Изучение проявления девиантного поведения при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста