Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа
Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер [34; 278]. В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение.
Введение
Общая характеристика работы.
Глава 1. Теоретические основы влияния тревожности на девиантное поведение у детей младшего школьного возраста
1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
1.2 Феноменология девиантного поведения
1.3 Влияние уровня тревожности на проявление девиантного поведения у младших школьников
1.4. Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции
тревожности у детей младшего школьного возраста.
2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению
2.2 Анализ результатов исследования уровня ситуативной тревожности младших школьников
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.
Констатирующий эксперимент по окончании реализации коррекционной программы
Выводы по главе 2.
Заключение
Библиографический список
В то же время игра для ребенка – это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.
В терапевтических целях
игру впервые использовал Зигмунд
Фрейд. С этого момента берет
свое начало такое направление
В ходе проведения психологической
коррекции ситуативной
Каждое занятие может включать в себя либо одну игру, как представлено в программе, либо комбинацию нескольких игр на усмотрение психолога. Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала и от других источников повышенного шума.
Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.
В ходе рационально-эмоционального
воспитания, как и занимаясь
Таким образом, психогимнастика
примыкает к психолого-
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительными движениями.
Основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.
Во время занятий
Психогимнастика помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У него вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
3.2 Анализ результатов
исследования психолого-
После проведения курса занятий
по психогимнастике учащиеся были вновь
протестированы по методике «Детский
вариант шкалы явной
Рис. 4 Распределения тревожности у учащихся на контрольном этапе эксперимента по методике «Детский вариант шкалы явной тревожности» Прихожан А.М.
Сравнительная характеристика изменения высокого уровня тревожности до начала коррекционного воздействия и после него представлена графически на рис. 5.
Рис. 5 Сравнительная диаграмма распределения высокого уровня тревожности у учащихся на разных этапах эксперимента по методике «Детский вариант шкалы явной тревожности» Прихожан А.М.
Таким образом, наглядно видно снижение
высокого уровня тревожности после
прохождения учащимися
Например, явная тревожность снизилась
у 10 % испытуемых, школьная и самооценочная
тревожность – также у 10 % обследуемых,
межличностная тревожность
Различие в уровнях факторов тревожности у младших школьников по Филипсу показано на рис. 6.
Рис. 6 Уровни тревожности у учащихся по Филипсу на разных этапах эксперимента
Таким образом, мы видим общее
уменьшение тревожности учащихся после
проведения психолого-педагогической
коррекции ситуативной
Изменение степени агрессивности по методике «Несуществующее животное» графически представлено на рис. 7.
Рис. 7 Изменение степени агрессивности на разных этапах эксперимента
По данным рис. 7 также наблюдается снижение агрессии учащихся после проведения психолого-педагогической коррекции.
Перед проведением исследования мы провели диагностику учащихся 3-4 классов по выбранным методикам. При этом были получены некоторые данные, представленные в Приложении. Сформулируем и проверим нашу гипотезу: уровень тревожности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах перед проведением эксперимента примерно одинаков.
Для этого мы должны показать,
что по результатам контрольной
диагностики у ребят
Воспользуемся критерием U Манна-Уитни.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1•n2≥3 или n1=2, n2≥5.
Ранжирование показателей по критерию Манна-Уитни представлено в Приложении.
Общая сумма рангов: 110,5+99,5= 210.
Расчетная сумма:
Σ Ri= [N*(N+1)]/2= [20* (20+1)]/2= 210.
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Мы видим, что по уровню
ситуативной тревожности более "высоким"
рядом оказывается выборка
Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:
H0: Группа школьников экспериментальной группы превосходит школьников контрольной группы по уровню тревожности.
Н1: Группа школьников экспериментальной группы не превосходит школьников контрольной группы по уровню тревожности.
В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:
Uэмп1 = ( 10*10) + [ 10*(10+1)]/2- 110,5=44,5.
Т.к. выборки одинаковые, то подсчет второй Uэмп2 не имеет смысла, n1=10, а ранговая сумма меньше, следовательно Uэмп1 > Uэмп2.
Для сопоставления с критическим значением выбираем меньшую величину U: Uэмп=6,5.
По таблице критических значений критерия Манна-Уитни определяем критические значения для n1=10, n2=10.
Рис. 8 Ось значимости
Мы помним, что критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп≤Uкp
Uэмп=44,5
U0,05< Uэмп
Исторически сложилось так, что в психологии принято считать низшим уровнем статистической значимости 5%-ый уровень (р<0,05): достаточным - 1%-ый уровень (р<0,01) и высшим 0,1%-ый уровень (р<0,001).
Если эмпирическое значение критерия равняется критическому значению, соответствующему р<0,05 или меньше его, то H0 отклоняется, но мы еще не можем определенно принять H1. Если эмпирическое значение критерия равняется критическому значению, соответствующему р<0,01 или меньше его, то H0 отклоняется и принимается H1
В данном случае значение U0,01 < Uэмп.
H1 отклоняется, мы принимаем H0.
Мы принимаем различия достоверными с 1% уровнем вероятности (они достоверны при р<0,01).
Таким образом, наша гипотеза доказана.
Для подтверждения или опровержения поставленной в исследовании гипотезы – поведение младших школьников изменится, если провести психолого-педагогическую коррекцию тревожности – воспользуемся критерием φ* — угловым преобразованием Фишера.
Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.
Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле - меньший угол
Сформулируем гипотезы:
H0: Доля школьников в экспериментальной группе, у которых улучшилось поведение, не превосходит долю школьников контрольной группы.
Н1: Доля школьников в экспериментальной группе, у которых улучшилось поведение, превосходит долю школьников контрольной группы.
Теперь построим так называемую четырехпольную таблицу, которая фактически представляет собой таблицу эмпирических частот по двум значениям признака: «есть эффект» - «нет эффекта». Таблица представлена в Приложении.
Определяем величины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп [55].
φ1(60%) = 1,722,
φ1(30%) = 1,159.
Теперь подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле:
где φ1 - угол, соответствующий большей % доле;
φ2 - угол, соответствующий меньшей % доле;
n1 - количество наблюдений в выборке 1;
n2 - количество наблюдений в выборке 2.
В данном случае:
φ* эмп = (1,772-1,159) * √¯(10*10)/(10+10) = 0,613*√¯5 = 1,37
Определяем, какому уровню значимости соответствует φ*эмп=1,37 [55].
р = 0,08.
Можно установить и критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости:
φ* кр = 1,64 (р ≤0,05)
φ* кр = 2,31 (р ≤0,01)
φ эмп = 1,37
φ эмп < φ* кр (р ≤0,05).
Построим «ось значимости».
Рис. 9 Ось значимости
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.
Ответ: H0 отвергается. Доля школьников в экспериментальной группе, у которых улучшилось поведение, превосходит долю школьников контрольной группы.
Таким образом, для изучения влияния тревожности на поведение младших школьников была проведена экспериментальная работа.
В ходе формирующего эксперимента
были проведены ряд мероприятий
по психолого-педагогической коррекции
тревожности младших школьников
и исследовано влияние
После проведения курса занятий
по психогимнастике учащиеся были вновь
протестированы по методике «Детский
вариант шкалы явной
Выводы по главе 2
После проведения психолого-педагогической коррекции тревожности учащихся наблюдается уменьшение тревожности. Поведение детей значительно улучшилось. Такие проявления девиантного поведения как замкнутость, агрессивность, несдержанность , пропуски уроков без уважительных причин, отказ от учебной деятельности значительно сократились.