Изучение проявления девиантного поведения при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер [34; 278]. В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение.

Содержание

Введение
Общая характеристика работы.
Глава 1. Теоретические основы влияния тревожности на девиантное поведение у детей младшего школьного возраста
1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
1.2 Феноменология девиантного поведения
1.3 Влияние уровня тревожности на проявление девиантного поведения у младших школьников
1.4. Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции
тревожности у детей младшего школьного возраста.
2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению
2.2 Анализ результатов исследования уровня ситуативной тревожности младших школьников
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.
Констатирующий эксперимент по окончании реализации коррекционной программы
Выводы по главе 2.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.docx

— 161.23 Кб (Скачать)

Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек — агрессор, либо — обижен и ему угрожают, либо — нейтрален. Это первое впечатление. Его результаты используются при первичном ознакомительном обследовании.

Отношение площади, которую  занимает рисунок, к общей площади  листа отражает степень самораспространенности личности в социуме с точки  зрения обследуемого.

Фигура круга или животное, состоящее из окружностей, почти  ничем не заполненных, символизируют  тенденцию к сокрытию, замкнутости  внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

Идеомоторный аспект интерпретирует прерывность линий и степень  нажима. Слабый нажим (паутинообразные  линии) — астения. Сильный (жирные линии) — тревожность, импульсивность.  Нужно обращать внимание также на то, какая деталь, какой символ более  прорисованы, к чему привязана тревожность. Наличие штриховки — признак  тревожности.

Контур фигуры интерпретируется как границы «Я-образа» по отношению  к общему пространству листа. Рассматривается  направленность линий. Сверху вниз —  слабая энергетичность, депрессия, астенизация.

Нужно также оценить количество изображенных деталей: изображено ли только необходимое, чтобы дать представление  о животном (тело, голова, конечности и т.д.), с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию  дополнительных деталей. Соответственно, чем выше энергия обследуемого, тем  больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание.

Интерпретация деталей. Глаза  — символ присущего человеку страха. Его наличие особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Ресницы  — показатель истероидно-демонстративных  манер; заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Рот — приоткрытый рот  в сочетании с языком (без зубов) — болтливость; в сочетании с  подрисовкой губ — чувственность, возможно, наличие сексуальных проблем. Открытый рот без подрисовки губ  и языка, особенно зачерненный (заштрихованный), — легкость возникновения страхов  и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве  случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или  порицание.

На голове часто расположены  дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определять в сочетании  с другими признаками агрессии —  когтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

При интерпретации результатов  теста нужно обращать внимание на наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл), прорисовки или затемнений линий контура. Это  защита от окружающих:

а) острые шипы (углы, иглы) —  агрессивная защита; б) щиты, двойные  линии — подозрительность, недоверчивость; в) затемнение контурной линии, выступов — страх, тревога.

Направленность защиты:

а) вверх — против людей, реально имеющих возможность  наложить запрет, то есть против старших  по возрасту, родителей, начальников, руководителей, лидеров;

б) вниз — против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у  подчиненных, боязнь обсуждений;

в) в сторону — недифференцированная опасливость, готовность к защите и  самозащите любого порядка в различных  ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе  животного;

г) в сторону вправо —  защита в процессе реальной деятельности;

д) в сторону влево —  защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Об агрессивности также  говорит наличие орудий агрессии (оружия, рогов, шипов, клыков, когтей).

Рассмотрим данные, полученные по результатам проективной методики «Несуществующее животное» по интересующим нас параметрам.

1. В основном в рисунках  преобладает вербальная агрессия  – 13 (80 %) и 12 (60 %) учащихся соответственно.

2. Контуры фигуры.

Анализируются по наличию  или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура.

Это защита от окружающих;

- агрессивная – если  она выполнена в острых углах  – 5 (25 %) и 2 (10%) человека соответственно;

- со страхом и тревогой  — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии  – 7 (35 %) и 10 (50 %) учащихся соответственно;

- с опасением, подозрительностью  — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена – 8 (40 %) и 8 (40 %) человек.

Направленность такой  защиты — соответственно пространственному  расположению:

- верхний контур фигуры  — против вышестоящих, против  лиц, имеющих возможность наложить  запрет, ограничение, осуществить  принуждение, т.е. против старших  по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей –  4 (20 %) и 5 (25 %) учащихся соответственно;

- нижний контур — защита  против насмешек, непризнания, отсутствия  авторитета у нижестоящих подчиненных,  младших, боязнь осуждения –  3 (15%) и 7 (35 %) соответственно;

- боковые контуры —  недифференцированная опасливость  и готовность к самозащите  любого порядка и в разных  ситуациях – 13 (65 %) и 8 (40 %) соответственно.

3. Типы животных.

Тематически животные делятся  на:

- угрожаемых – 8 (40 %) и  3 (15 %) соответственно,

- угрожающих – 5 (25 %) и  8 (40 %),

- нейтральных – 7 (35 %) и  9 (45 %) соответственно.

Это отношение к собственной  персоне и к своему "Я", представление  о собственном положении в  мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель  самого рисующего.

Из всех используемых критериев  была выбрана агрессивность и  пассивность. При этом исследование показало, что в ЭГ агрессивно настроено 12 человек (60 %) испытуемых, в КГ 8 (40 %) испытуемых.

Отметим, что проявления агрессивности занимает большое  место при диагностике младших  школьников – они не умеют адекватно  реагировать на стрессогенные факторы  и, как следствие, не могут выразить тревожащие их проблемы и начинают агрессивно или пассивно реагировать  на внешние раздражители.

Рис. 3 Диаграмма уровня тревожности  у учащихся по проективной методике «Несуществующее животное» на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Для изучения проявления тревожности  мы использовали данные, полученные с  помощью методики «Детский вариант  шкалы явной тревожности» (А.М. Прихожан). Обработка данных состояла в том, что высчитывались баллы по приведенной  в методике шкале, которые затем  переводились в стены, соответственно таблице нормативных показателей  для данного возраста. Среди полученных данных было выделено три уровня проявления тревожности.

Полученные при тестировании количественные данные приведены в  Приложении 2.

Анализ полученных данных позволяет заключить, что степень  проявления явной тревожности у  большинства испытуемых низкая – 11 человек (55 % чел.), школьной тревожности - низкая 9 учащихся (45% чел.), самооценочной  тревожности – низкая и средняя 8 и 8 человек соответственно (по 40 % чел.), межличностной тревожности высокая 9 человек (45 % чел.).

В целом, можно отметить, что в группе опрашиваемых преобладает  средний и высокий уровни проявления тревожности.

Полученные данные представлены на рис. 1.

Рис. 1 Распределения тревожности  у учащихся на констатирующем этапе  эксперимента по методике «Детский вариант  шкалы явной тревожности» Прихожан А.М.

 

«Методика Филипса» позволила  оценить следующие факторы и  получить такие результаты (Приложение 2):

1. Общая тревожность в  ЭГ и в КГ – общее эмоциональное  состояние ребенка – 9 (40 %) и  10 (50 %) человек соответственно.

2. Переживание социального  стресса – эмоциональное состояние  ребенка, на фоне которого развиваются  его социальные контакты 6 (30 %) и  5 (25 %) учащихся.

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха – неблагоприятный  психический фон, не позволяющий  ребенку развивать свои потребности  в успехе, достижении высокого  результата 5 (25 %) и 6 (30 %).

4. Страх самовыражения  – негативные эмоциональные переживания  ситуаций, сопряженных с необходимостью  самораскрытия, демонстрации своих  возможностей 11 (55 %) и 12 (60 %) обследуемых  соответственно.

5. Страх ситуации проверки  знаний – негативное отношение  и переживание тревоги в ситуациях  проверки знаний 16 (80 %) и 18 (90 %) учащихся.

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих – тревога  по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок 8 (40%) и 9 (45 %) соответственно.

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу в ЭГ  и в КГ – особенности психофизиологической  организации, снижающие приспособляемость  ребенка к ситуациям стрессогенного  характера, повышающие вероятность  неадекватного, деструктивного реагирования  на тревожный фактор среды  6 (30 %) и 7 (35 %) человек.

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями –  общий негативный эмоциональный  фон отношений с взрослыми  в школе, снижающий успешность  обучения ребенка 9 (45 %) и 10 (50 %).

Отметим, что страх ситуации проверки знаний и проблемы и страхи в отношениях с учителями –  наиболее выраженные страхи у младших  школьников.

Различие в уровнях  факторов тревожности у младших школьников по Филипсу показано на рис. 2.

 

Рис. 2 Диаграмма уровня тревожности  у учащихся по Филипсу на констатирующем этапе эксперимента

         Таким образом, «Методика Филипса» выявила достаточно высокий уровень тревожности школьников в ситуации проверки знаний 80 % и 90 %, в ситуации самовыражения 55 % и 60 %, уровень общей тревожности детей в школе 45 % и 50 %.

       Таким образом, для достижения поставленной в начале работы цели – теоретически обосновать и проверить тревожность младших школьников – было проведено экспериментальное исследование, прошедшее в четыре этапа.

Для подтверждения поставленной гипотезы  мы должны показать, что  по результатам контрольной диагностики  у ребят экспериментальной группы уровни ситуативной тревожности  достоверно более низки, чем у  школьников контрольной группы, которые  не проходили программу коррекции. Для анализа полученных результатов воспользуемся критерием U Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

 

2.3 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников

На данном этапе (четвертом) была разработана программа педагогической коррекции тревожности младших  школьников.

На пятом этапе была проведена разработанная программа  коррекции – развивающий эксперимент.

На шестом этапе были проведены  повторные исследования по выбранным  методикам учащихся указанных групп  – контрольный эксперимент.

Седьмой этап исследования включил в себя качественный анализ и математическую обработку полученных данных.

Для подтверждения или  опровержения гипотезы, поставленной в ходе проведения исследования –  уровень успеваемости младших школьников снизится, если снизится уровень тревожности  – необходимо провести развивающий  эксперимент.

В ходе формирующего эксперимента необходимо провести ряд мероприятий  по психолого-педагогической коррекции  тревожности младших школьников и исследовать влияние проведенных  занятий на уровень тревожности  и успеваемости младших школьников.

На основе проведенного исследования нами было выявлено, что основной составляющей тревожности учащихся в данной выборке  является межличностная и самооценочная  составляющие. Явная и школьная тревожность  выражены меньше.

Таким образом, необходимо разработать  комплекс психолого-педагогической коррекции  тревожности учащихся 3-4 классов  с целью снижения личностных составляющих тревожности.

При работе с детьми эффективными являются все методы игровой терапии, поэтому совершенно не важно, какой  из них будет выбран психологом для  проведения коррекционной работы; важно, чтобы эта работа проводилась  на достаточно высоком профессиональном уровне.

Игру детей можно оценить  более полно, если признать, что она  является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют  себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет  в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный  опыт ребенка гораздо больше, чем  то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы  выразить и ассимилировать то, что  переживает.

Информация о работе Изучение проявления девиантного поведения при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста