Изучение проявления девиантного поведения при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер [34; 278]. В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение.

Содержание

Введение
Общая характеристика работы.
Глава 1. Теоретические основы влияния тревожности на девиантное поведение у детей младшего школьного возраста
1.1. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
1.2 Феноменология девиантного поведения
1.3 Влияние уровня тревожности на проявление девиантного поведения у младших школьников
1.4. Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции
тревожности у детей младшего школьного возраста.
2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению
2.2 Анализ результатов исследования уровня ситуативной тревожности младших школьников
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.
Констатирующий эксперимент по окончании реализации коррекционной программы
Выводы по главе 2.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.docx

— 161.23 Кб (Скачать)

Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения  детей, восходят еще к идеям интенсивного общения К. Роджерса /4,с.149/, его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу  непосредственно происходящего  в данной группе, принципу партнерства  и равенства участников группы (совместного  восприятия и обсуждения общей увиденной  ситуации или проблемы и максимального  учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания  проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию  другого, прочесть ситуацию его глазами  и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.

Таким образом, самым эффективным  методом коррекции нарушений  поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений  поведения детей учитываются  индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура  и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение  биологических и социально-психологических  факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.

 

Выводы по 1 главе

Таким образом, на основании  проделанной работы можно сделать  следующие выводы.

  1. Изучив и проанализировав литературные источники по проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста мы установили, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую. Тревожный ребёнок испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации.
  2. Рассмотрев феноменологию девиантного поведения применительно к детям младшего школьного возраста мы сделали вывод, что на данном возрастном этапе могут проявляться лишь отдельные ранние признаки девиантного поведения, причины которых могут быть объективными (возраст, здоровье и темперамент, особенности поведения, вызванные негативным влиянием окружающей среды) и субъективными (особенности характера, недостаточная сформированность психических процессов). Их необходимо отличать от случайных реакций индивида на различные воздействия окружающей среды .
  3. самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.

 

Глава 2. Изучение проявления девиантного поведения при коррекции                

              тревожности у детей младшего  школьного возраста.

 

2.1 Организация исследования уровня тревожности младших школьников.

Для достижения поставленной в начале работы цели – теоретически обосновать и экспериментально проверить  влияние тревожности младших  школьников на  склонность к девиантному  поведению – было проведено экспериментальное  исследование.

Объект исследования: тревожность  младших школьников.

Гипотеза исследования:  проявления девиантного поведения  младших школьников изменятся, если снизить тревожность детей.

Для данного исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести исследование  уровня  тревожности младших школьников, склонных к девиантному поведению.

2. Разработать и провести  коррекционную программу снижения  уровня тревожности.

3. Провести повторное  исследование склонности к девиантному  поведению и уровня тревожности  младших школьников.

4. Проанализировать результаты  исследования.

Программа исследования предполагала несколько этапов:

1 этап – констатирующий  эксперимент, который был организован  в период с 10 по 25 октября 2012 года, позволил изучить начальный уровень социального и индивидуально-личностного развития младших школьников. На основании наблюдения учителей, анализа продуктов учебной деятельности были отобраны дети младшего школьного возраста с явной склонностью к девиантному поведению. Из данных учащихся были сформированы 2 группы : контрольная и экспериментальная.

2 этап – формирующий  эксперимент - был организован  в период с 8 по 22 ноября 2012 года, позволил реализовать коррекционную программу по снятию тревожности с младшими школьниками, имеющими отклонения в поведении.

3 этап – контрольный  эксперимент, - был организован в  период с 29 ноября по 6 декабря 2012, позволил определить результаты реализации коррекционной программы по снятию тревожности.

Для достижения поставленных в ходе исследования задач были выбраны следующие методы:

наблюдение,

тестирование,

проективная методика,

метод математической статистики – критерий Манна-Уитни.

Первой методикой, которая  была использована в нашем исследовании является проективная методика «Несуществующее  животное».

Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают  с таковыми у прочих проективных  методик. Тест направлен на диагностику  личностных особенностей. Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей  чаще всего в качестве ориентирующей  методики, т.е. такой, данные которой  позволяют выдвинуть некоторые  гипотезы об особенностях личности, и склонности к девиантному поведении в частности. Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант):

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших способностей, воображения, умения решать нестандартные  задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и  т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.)».

Тестирование – это  система заданий возрастающей сложности, специфической формы, позволяющая  оценить знания, умения и навыки и измерить их уровень.

Мы проводили тестирование по методикам:

1) Методика «Детский вариант  шкалы явной тревожности» (А.М.  Прихожан) предназначена для выявления  тревожности как относительно  устойчивого образования у детей  8-12 лет. Шкала была разработана  американскими психологами A. Кастанеда, Б.Р. МакКендлес, Д.С. Палермо в 1956 году на основе шкалы явной тревожности, предназначенной для взрослых. Данный вариант был адаптирован для применения в России в 1991-1993 годах Ф.Б. Березиным, М.П. Мирошниковым и другими.

2) Методика «Диагностика  уровня школьной тревожности  Филипса».

Данная методика была использована нами с целью выяснения степени  проявления явной тревожности. Выбрана  она была нами ввиду особенностей ее проведения: методика может быть использована в группе. Также следует  отметить, что данная методика содержит шкалу «социальной желательности», критический показатель которого равен  девяти. Этот и более высокий результат  свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора  социальной желательности.

Тест хорошо зарекомендовал себя при решении следующих практических задач:

♦ выявление групп риска  с точки зрения профилактики и  сохранения психического здоровья детей;

♦ анализ характера эмоциональных  проблем детей;

♦ профилактика «срывов», связанных  с экзаменационными, конкурсными, соревновательными  и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;

♦ выявление причин школьной дезадаптации;

♦ в психогигиенических целях – для определения оптимального расписания занятий, режима труда и  отдыха, общей и учебной нагрузки и т. п.;

♦ при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью  школьника, нарушениями сна и  др.;

♦ при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного  дня;

♦ в работе с детьми и  родителями, в том числе выявление  соотношения тревожности детей  и родителей/педагогов (при проведении с родителями/педагогами взрослого  варианта шкалы).

Порядок проведения

Методика может проводиться  как индивидуально, так и в  группах, с соблюдением стандартных  правил группового обследования. Для  детей 7-8 лет предпочтительнее индивидуальное проведение. При этом, если ребенок  испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления – психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует  ответ школьника. При групповом  проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.

Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.

Методика предъявляется  ребенку на индивидуальном бланке. В ходе данной процедуры испытуемым задаются вопросы о внутреннем состоянии  ребенка в той или иной ситуации. Испытуемым может быть выбран лишь один вариант ответа (верно, неверно).

После проведения методики нами были подсчитаны результаты. Вначале  подсчитывались баллы по шкале социальной желательности. Затем подсчитываются баллы по субшкале тревожности. После  подсчета «сырых» баллов, они переводятся  в шкальные. (Для этого данные каждого испытуемого сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола).

Таким образом, благодаря  этой методике мы смогли выявить степень  проявления явной тревожности испытуемых.

Эксперимент проводился на базе ГУО «Гостиловичская средняя школа Логойского района» .В эксперименте были задействованы учащиеся 2 и 4-х классов. Возраст испытуемых 8-10 лет. Обследуемая группа состояла из 20 человек, не дифференцированных по гендерному составу.

Исследование проводилось  в групповом режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

Констатирующий эксперимент был  проведен в несколько этапов.

На первом этапе исследования был проведен подбор детей со склонностью к девиантному поведению методик, необходимых для определения критериев самосознания личности, а также методик, необходимых для определения особенностей межличностных отношений. По окончании данного этапа исследования были выбраны следующие методики:

- для общей оценки личности, определения эмоционального состояния  младшего школьника и особенностях  его взаимодействия с окружающими – проективная методика «Несуществующее животное».

- для выявления тревожности  как относительно устойчивого  образования у детей 8-12 лет  – методика «Детский вариант  шкалы явной тревожности» А.М.  Прихожан;

- для изучения уровня  и характера тревожности, связанной  со школой, был проведен «Тест  школьной тревожности Филлипса»,  он позволяет изучить уровень  и характер тревожности, связанных  со школой у детей младшего  и среднего школьного возраста;

На втором этапе исследования были проведены исследования по выбранным  методикам учащихся указанных групп  – констатирующий эксперимент.

На третьем этапе исследования были проведены обработка результатов  исследования и количественный анализ данных.

 

2.2 Анализ результатов  исследования уровня ситуативной  тревожности младших школьников

            Первое  исследование было проведено  методом наблюдения педагогами  за учащимся и анализа продуктов  учебной деятельности, с целью  выявления детей склонных к  девиантному поведению (Приложение 1). В результате были отобраны 20 детей 3-4 классов, в возрасте от 8-10 лет из которых были сформированы 2 группы: экспериментальная и контрольная.

Дальнейшее исследование проводилось   с использованием проективной методики «Несуществующее  животное».

Методы тестирования, основанные на проективных рисунках, базируются на глубоких культурных традициях. Человеческая мысль с самого начала своего развития решала проблему структурирования и  классификации не только окружающего  мира, но и того, что представлено в человеческих чувствах. Разнообразие окружающего растительного и  животного мира использовалось для  систематизации психического и социального. Эта традиция и поныне существует в искусстве и социальной сфере, когда психическое содержание выражается в рисунках при помощи символов. Смысловое обоснование интерпретаций  этих символов базируется на идеях  З. Фрейда.

Кроме того, в проективных  методах анализируется индивидуальный человеческих опыт. Отдельные части  тела могут приобретать для данного  человека индивидуальное значение и  могут стать выражением эмоций, значимой сферы, «осью адаптации». Часто, по мнению Хоментаускаса, это наблюдается  у людей с физическими дефектами, невротическими состояниями, девиантным поведением. 

Информация о работе Изучение проявления девиантного поведения при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста