Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мотивация учения младших школьников.docx

— 120.28 Кб (Скачать)

     Изучать и формировать мотивацию ученика  учитель вполне может и сам 
(не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

     Изучение  и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

     Объективность изучения и формирования мотивации  учащихся достигается тем, что при  этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

     Другой  важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение  гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей  изучения в школе является не отбор  детей, а контроль над ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах.

     Наблюдение  за работой учителей показывает, что  они далеко не всегда уделяют должное  внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок  пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких  случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания  со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

     Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как  раньше: ему нельзя встать тогда  когда ему хочется; нельзя повернуться  к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и  т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед  школой, страх перед учителем. Учебная  деятельность радости не приносит. Это сигнал не благополучия. Даже взрослый человек не может длительное время  работать в таких условиях.

     Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. 
Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

     Выделяют  пять уровней учебной мотивации:

     Первый  уровень – высокий уровень  школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно  выполнять все предъявляемые  школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

     Второй  уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с  учебной деятельностью.) Подобный уровень  мотивации является средней нормой.

     Третий  уровень – положительное отношение  к школе, но школа привлекает таких  детей внеучебной деятельностью. Такие  дети достаточно благополучно чувствуют  себя в школе, чтобы общаться с  друзьями, с учителями. Им нравиться  ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный  процесс их мало привлекает.

     Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения  в учебной деятельности. Находятся  в серьезной адаптации к школе.

     Пятый уровень – негативное отношение  к школе, школьная дезадаптация. 
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения [18].

     Целью данного исследования было изучение особенностей учебной мотивации  младшего школьника и процессов  ее развития и формирования успешной мотивации учения у ребенка на протяжении младшего школьного возраста.

     В ходе исследования решались следующие  задачи:

  1. проводился теоретический анализ научной литературы с целью выделения особенностей мотивации учения у младших школьников;
  2. определялись факторы, влияющие на формирование мотивации учения младших школьников;
  3. определялись психологические условия необходимые для формирования мотивации учения младших школьников в процессе обучения.
  4. были выявлены пути формирования успешной мотивации учения у школьников на протяжении младшего школьного возраста.

       Для того чтобы раскрыть сущность поставленных вопросов вначале была проанализирована научная литература отображающая, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестаивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» - стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения – учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте [18].

       В данной работе была сделана попытка  показать важность целенаправленного  формирования мотивации учения у  младших школьников. Учитель не может  довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребенка  и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации [18].

       В заключение хочется отметить, что  имеющийся в настоящее время  в большой материал психолого-педагогических исследований свидетельствует о  том, что младший школьный возраст  имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения Главное  содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться». Младший  школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит её судьба в течение всего школьного  возраста. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Амонашвили Ш.А. Установление гуманных отношений в процессе обучения/ Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В.Мироненко; под ред. А.В.Петровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.— 447 с.

     2. Баданина Л.П. Адаптация к отметке в начальной школе. / Л.П.Бададина // Начальная школа. – 2007. - № 7. - с. 18-21.

     3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Воронеж, 1997, 575 с.

     4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И.Фельдштейна/ Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

     5. Божович Л.И. Проблемы развития мотивациоиной сферы ребенка. / Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненко;  Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.— 447 с.

     6. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство «Питер», 2000. ¾ 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)

     7. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / Н.Н.Бугаева // Начальная школа. – 2004. - № 1. – с 6-9.

     8. Возрастная и педагогическая психология.: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

     9. Возрастная и педагогическая психология.: Хрестоматия Дубровина И.В. М.: Академия, 1999, - 320 с.

     10. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности / Г.Ф.Гарилычева // Начальная школа. – 2008. - № 7. – с. 13-18.

     11. Гордеева Т. Как сформировать  желание учиться? / Т.Гордеева // Начальная школа. – 2009. - № 7. – с. 38-40.

     12. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

     13. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.

     14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000. -512с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

     15. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980. — 352 с, ил.

     16. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М„ 1981. – 496 с.

     17. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. – Методическое пособие для учителя. – СПб.: ВЛАДОС, 2006. – 238.

     18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983. —96 с.

     19. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника. – изд. 2-е испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. – 208 с.

     20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

     21. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А.Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с., ил.

     22. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с. – (Серия «Мэтры психологии»).

     23. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: TЦ «Сфера». 2000. - 528 с.

     24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. -712 с. - (Серия «Мастера психологии»).

     25. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 270 с.

     26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Мн.: Нар. асвета, 1981. – 288 с., 1 л. ил.

     27. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

     28. Хмелёва О.Г. Опыт развития ценностного отношения к учебной деятельности школьников / О.Г.Хмелева // Начальная школа. – 2007. - № 6. – с. 32-36.

     29. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е.Царева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – с. 50-57.

Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста