Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мотивация учения младших школьников.docx

— 120.28 Кб (Скачать)

     В младшем школьном возрасте, писал  А.Н.Леонтьев, основной мотив учения состоит в большинстве случаев  в самом выполнении учения как  объективно значимой деятельности, ибо  благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию.

     Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов.

     Без понимания внутренней позиции ребенка  невозможно понять мотивы его учебной  деятельности. Внутренняя позиция школьника  — это совокупность всех отношений  самого ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений.

     К концу I класса (а иногда намного  раньше) у большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается  реализованной. И на ее месте по мере вхождения в школьную жизнь и  освоения учебной деятельности у  младших школьников складывается сложная  система мотивации учения, которая  включает следующие группы мотивов  [8, с.102-103]:

     I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом (познавательные мотивы):

  1. мотивы, связанные с содержанием самого учения (ученика побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений и т.д.);
  2. мотивы, связанные с процессом выполнения учения (ученика побуждает учиться стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты).

    Маркова А.К. делит познавательные мотивы делит  на несколько подгрупп:

     1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;

     2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляцию учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

     3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

     Эти уровни познавательных мотивов могут  обеспечивать наличие у школьника  так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как  бы постоянного соревнования с самим  собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов  по сравнению со своими предыдущими  результатами.

     Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т.д. [18].

     II. Мотивы, связанные  с косвенным продуктом  учения, с тем,  что лежит вне  самой учебной  деятельности (социальные мотивы):

     1) широкие социальные мотивы:

     а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

     б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

     2) узкие социальные мотивы (позиционные):

     а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);

     б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);

     3) мотивы социального сотрудничества:

     Желание не только взаимодействовать с учителем и товарищами по классу, но и постоянно совершенствовать формы этого сотрудничества. Этот мотив, является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

     Однако  не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а именно их качество определяет сущность личности младшего школьника и ее направленность.

     Каждую  из групп мотивов можно подразделить на содержательные и динамические мотивы. К содержательным (связанным с  содержанием осуществляемой школьником деятельности учения) относят:

     1) наличие личностного смысла учения для ученика. В таком случае говорят, что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ученика;

     2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка. Действенность мотива тесно связана с первой характеристикой— личностным смыслом учения;

     3) место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным;

     4) самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т.е. как внешний;

     5) уровень осознания мотива (у младших школьников проявляется крайне редко);

     6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

     К динамическим характеристикам мотивов  относятся:

     1) устойчивость (проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, он не может не учиться)

     2) модальность (эмоциальная окраска)

     Выделяют  отрицательную и положительную мотивации учения. Под отрицательной мотивацией подразумеваются побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться (напоминания, плохие отметки и выговоры в школе, угрозы и наказания родителей, неприятные переживания, вызванные упреками окружающих). Положительная мотивация связана с выполнением школьником социально значимой обязанности учиться, с достижением успехов в учебном труде, с овладением новыми знаниями и способами их добывания, с поддержанием хороших отношений с окружающими. Ниже в разделе об эмоциях будет показана необходимость в ходе обучения определенного соотношения многих положительных и некоторых отрицательных эмоций.

     3) сила мотива, его выраженности, быстрота возникновения и т. д.

     Обе эти категории мотивов (познавательные и социальные) необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъект, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению. Функция другого вида мотивов совсем иная: будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь субъекта, они могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности [5, с. 408].

     В системе учебных мотивов переплетаются  внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

     Не  все мотивы имеют одинаковую побудительную  силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Второстепенные мотивы всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях — желание получить высшее образование, в третьих — интерес к самим знаниям.

     Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие  социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и  это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат социальных влияний.

     Дети  рассуждают так: «Надо учиться, чтобы  потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и  развитым». Подобные рассуждения говорят  о том, что (детский сад и „семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения [8, с. 103].

     В начале обучения познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы. Для них характерна известная  ситуативность: дети с интересом  могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с  его окончанием. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические.

     Исследования  мотивов учения младших школьников, проведенные в лаборатории Л.И.Божович, показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. У первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое.

     По  данным исследований Матюхиной М.В., первое место занимают широкие социальные мотивы, второе — узколичные, третье — учебно-познавательные [8, с.103].

     У детей, поступающих в школу, как  утверждают исследователи, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

     Вместе  с тем у детей, поступающих  в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В I и II классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.

     Однако  постепенно это положительное отношение  маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как  правило, является III класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной указанных изменений является прежде всего то, что к III—IV классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей и их взаимоотношения. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего, эмоционального благополучия.

Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста