Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мотивация учения младших школьников.docx

— 120.28 Кб (Скачать)

ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЁБЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 

курсовая работа 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6

1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6

1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11

1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23 

ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25

2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25

2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31

2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников. По данным исследований В.М.Матюхиной, "существенных изменений в мотивации учения школьников от 1-го класса к 4-му классу без специального вмешательства не происходит". Исходя из этих позиций, формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной и центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения. Постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать условия для формирования положительной мотивации учения как наиболее важного фактора влияющего на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации учения ребенка определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

     Каждый  учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и  желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям  проходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно  заниматься, а желания нет». В  этих случаях мы встречаемся с  тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

     В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она  развивается? Какие педагогические и психологические средства можно  использовать для формирования у  младших школьников мотивации  к  получению знаний? Эти вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.

     Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных  моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия  мотивации и мотива. Слово «мотивация»  используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих  поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как  характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

     Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет  целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

     В работе рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности развития и формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте на основе исследований Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Матюхиной М.В. и др., определяется структура успешной мотивации учения младшего школьника, которая является первоочередным фактором, влияющим на изменение отношения к учебе в ребенка на протяжении младшего школьного возраста. Ведущее положение в развитии структуры мотивации учения придается таким компонентам мотивационной сферы, как познавательные мотивы и целеполагание. Структура мотивации учения, формируемая в младшем школьном возрасте, на основе преимущественно конкретных социальных мотивов и сопровождающих их эмоциональных реакций, не будет являться достаточной для успешности обучения в дальнейшем, так как широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте являются только "знаемыми", но не "реально действующими", а узкие социальные мотивы - представлены мотивами престижа, одобрения и мотивами избегания неприятностей (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович). Как видим, проявление мотивов, целей и эмоций, их соотношения друг с другом, определяют разные "векторы" формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте.

     Проблема  мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте является одной из самых актуальных потому что, выявив факторы, поняв механизм формирования мотивационной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление успешной мотивации учения наших детей, а соответственно и формировать положительное отношение к учебной деятельности как таковой у ребенка на протяжении младшего школьного возраста.

     Учебная деятельность сложна по структуре и  к началу школьного обучения только начинает складываться. При традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется должного внимания. Формирование учения – процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых – педагогов и родителей [30 с.228].

     Исследуя  отношение школьников к учению, Л.И.Божович  установила, что одним из важнейших  моментов, раскрывающих психическую  сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации учения ребенка.

     Целью исследования является изучение особенностей учебной мотивации младшего школьника и процессов ее развития и формирования успешной мотивации учения у ребенка на протяжении младшего школьного возраста.

     Задачи  исследования:

     1. На основе теоретического анализа  научной литературы выделить  особенности мотивации учения  младших школьников.

     2. Определить факторы, влияющие на формирование мотивации учения младших школьников.

     3. Определить психологические условия необходимые для формирования мотивации учения младших школьников в процессе обучения.

     4. Выявить пути формирования успешной  мотивации на протяжении младшего  школьного возраста.

     Объект  исследования: мотивация учения младших школьников.

     Предмет исследования: процесс формирования мотивации учения у младших школьников в процессе обучения как наиболее важный фактор формирующий отношение к учебе у младших школьников.

     Научная новизна или теоретическая  значимость полученных результатов состоит в том, что, выявленные в работе особенности, имеют большую ценность для определения факторов необходимых для формирования мотивации учения младших школьников путем создание психологических условий в учебном процессе для формирования положительных мотивации учения и отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста.

     Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

     Проведенный анализ литературы показал, что проблема изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста является очень острой для современной педагогики и психологии, а формирование мотивации учебной деятельности младших школьников является наиболее важным фактором необходимым для решения данной проблемы, что и определило тему курсовой работы.

 

     

     ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации  в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста 

     1.1 Особенности развития  мотивационной сферы ребенка младшего школьного возраста

     Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские  годы, что вошло в его разум  и сердце из окружающего мира —  от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний  малыш. В дошкольном и младшем  школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. Может  быть, всё то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, как раз и приходит лишь потому, что рядом с книгой —  окружающий мир, в котором малыш  делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может  открыть и прочитать книгу [26, с.12].

     Особое  место в периоде детства занимает младший школьный возраст. Границы его совпадают с периодом обучения в начальной школе и устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет.

     Поступление в школу подводит итог дошкольному  детству и становится стартовой  площадкой младшего школьного возраста. С поступлением ребенка в школу  резко изменяется весь уклад его  жизни, его социальное положение, положение  в коллективе, в семье. Основной ведущей  его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

     С первых дней обучения в школе возникает  основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню [15, с.229-230].

     Первые  дни и недели пребывания в школе, дни вхождения ребенка в новую  для него обстановку, налаживания  новой системы отношений с  учителем и товарищами, усвоения правил поведения, первых успехов и неуспехов едва ли не самые ответственные за все время школьного обучения. От того, как будет введен ребенок в свои первые серьезные обязанности, как пойдет освоение всего строя школьной жизни, во многом зависит дальнейшее обучение и определяемое им формирование личности и интеллектуальных способностей ребенка [32, с.350].

     Совершенно  особый тип взаимоотношений складывается между учеником и учителем. Учитель  не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является реальным носителем общественных требований к ребенку. Оценка, которую  ученик получает на уроке, - не выражение  личного отношения к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать (возместить) ни послушанием, ни раскаянием [21, с.262-263].

     Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей  этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение  ко многому из того, с чем они  сталкиваются [19, с.68].

Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста