Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа
Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41
В
3-4-х классах начинает проявляться
избирательное отношение
Наконец, в этих классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников [14].
Новый тип мотивации учения возникает обычно в III-IV классах. Теперь она определяется занятой ребенком позицией в самой школе. Учение в школе становится «образом жизни» ребенка, необходимость сохранения и развития которого и образует теперь главный мотив. Это видно, например, из того, что в то время, как самые младшие школьники в своих высказываниях вовсе не выражают своего отношения к условиям школьной жизни, дети постарше относят к ним большую часть своих суждений о школе.
Широкие социальные мотивы имеют настолько большое значение в этом возрасте, что в известной мере определяют и непосредственный интерес школьников к самой учебной деятельности. В первые 2—3 года учения в школе им интересно делать все, что предлагает учитель, все, что имеет характер серьезной общественно значимой деятельности [5, с.408-409].
Однако эти мотивы, придавая общий смысл учению, не являются реально действующими в силу недостаточной приближенности большинства из них к повседневной жизни детей.
Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения оказывается для младших школьников является отметка.
Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении всего младшего школьного возраста и не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности. (По данным исследований проводимых Л.И.Божович)
Несмотря на то, что учебно-познавательная мотивация не является для младших школьников основным побуждающим фактором учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения на протяжении младшего школьного возраста: от I к IV классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое», «нравится, когда учитель на уроке рассказывает интересное»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер.
Однако
параллельно с возрастающим интересом
к содержанию учения к концу младшего
школьного возраста снижается доля
мотивации, связанной с процессом
познавательной деятельности («люблю
думать, рассуждать на уроке», «люблю решать
трудные задачи»). Характерно при
этом, что во внеучебной ситуации при
выполнении занимательных задач
у большинства детей отмечается
высокий интерес к
Эти данные отражают реально сложившуюся в начальной школе практику обучения, когда познавательная мотивация не находит в школе достаточного удовлетворения.
Положительное
отношение к учению несколько
снижается к концу начальной
школы. Эту тенденцию к «
В
качестве причин снижения интереса к
учению в начальной школе В.А.
Некоторое
общее снижение мотивации учения
к концу начальной школы не
должно дезориентировать учителя. Дело
в том, что угасает лишь общее
положительное отношение к
1.4 Выводы
Исходя из всего выше сказанного можно заключить, что в качестве благоприятных черт мотивации младших школьников отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе [18].
Формирование учебной деятельности является главной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, тому как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь.
Учебная
деятельность, являясь сложной и
по содержанию, и по структуре, складывается
у ребенка не сразу. Требуется
немало времени и усилий, чтобы
в ходе систематической работы под
руководством учителя маленький
школьник постепенно приобрел умение
учиться.
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
2.1
Возможности развития
учебной мотивации
в младшем школьном
возрасте (факторы, влияющие
на отношение ребенка
к учебе).
Решающее значение для усвоения школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общее положительное отношение к школе и к учению, к положению ученика, его правам и обязанностям недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу на протяжении младшего школьного возраста, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени. Начало формирования их должно быть заложено еще в дошкольном детстве. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал: то «пять», то «три», то «десять». Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: «Сколько будет у тебя денег, если папа дал тебе один рубль и мама дала один рубль?», - мальчик, почти не задумываясь, ответил: «Конечно, два!» [21, c.266].
Планомерная работа по формированию познавательных интересов и развитию познавательной деятельности должна проводиться на протяжении всего младшего школьного возраста совместно педагогами, психологами и родителями с целью формирования и удержания на высоком уровне положительного отношения ребенка к учебной деятельности.
Формирование
интереса к содержанию учебной деятельности,
приобретению знаний связано с переживанием
школьниками чувства
На
отношение к учебе у младшего
школьника оказывают влияние
неустойчивые, дискомфортные состояния,
испытываемые ребенком в школе и
затрудняющие выполнение школьных требований.
Достижение комфорта как психофизиологического
состоянии способствует успешной адаптации
ребенка к новым условиям жизнедеятельности,
эмоциональной устойчивости, саморегуляции,
активной и инициативной позиции, отсутствию
тревожности, снижению утомляемости. Комфорт
ребенка позволяет максимально
сохранить его здоровье, способствует
адекватному поведению и
Структурными составляющими комфорта являются психологических, интеллектуальный и физических комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника [7, с.6].
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности ребенка процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для решения проблем и задач, в соответствии их возрасту, интересу и индивидуальным особенностям мышления.
Интерес – это положительная эмоция, являющаяся исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний. интеллекта. Интерес – это единственная мотивации, которая может поддерживать повседневную учебную деятельность младшего школьника. Интерес необходимая оставляющая творчества. А творческая деятельность в свою очередь формирует у ребенка состояние психологического комфорта – удовольствия. Интерес и сопровождающее его удовольствие порождают ситуацию успеха, обеспечивающую самореализацию ребенка у учебной деятельности. Все это в целом способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Эффективность обучения и воспитания младших школьников связана, в частности, с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Никаких сомнений у детей по поводу действий учителя не возникает. Никаких объяснений, мотивировки от учителя в оправдание его слов и действий первоклассники и второклассники, как правило, не требуют и не ждут. Учитель должен, тем не менее, разъяснять, почему надо действовать так, а не иначе, почему один поступок хорош, а другой — плох. Во-первых, потому, что цель воспитания — сознательная дисциплина, а не слепое послушание, а во-вторых, потому, что к концу II класса школьник уже и сам будет ставить вопрос: «Почему надо делать так, а не иначе, почему это хорошо, а это плохо?»
Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста