Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мотивация учения младших школьников.docx

— 120.28 Кб (Скачать)

     В 3-4-х классах начинает проявляться  избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив  учебы становится все более дифференцированным: проявляется как положительная, так и отрицательная мотивация  к процессу учения в зависимости  от интереса к предмету. Однако в  этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще  эпизодическими. Они возникают в  определенной ситуации,  чаще всего  под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

     Наконец, в этих классах снижается роль учителя в побуждении к учебной  деятельности в связи со снижением  его авторитета. Это обусловлено  и повышением самостоятельности  школьников и большей их ориентацией  на мнение одноклассников [14].

     Новый тип мотивации учения возникает  обычно в III-IV классах. Теперь она определяется занятой ребенком позицией в самой школе. Учение в школе становится «образом жизни» ребенка, необходимость сохранения и развития которого и образует теперь главный мотив. Это видно, например, из того, что в то время, как самые младшие школьники в своих высказываниях вовсе не выражают своего отношения к условиям школьной жизни, дети постарше относят к ним большую часть своих суждений о школе.

     Широкие социальные мотивы имеют настолько  большое значение в этом возрасте, что в известной мере определяют и непосредственный интерес школьников к самой учебной деятельности. В первые 2—3 года учения в школе  им интересно делать все, что предлагает учитель, все, что имеет характер серьезной общественно значимой деятельности [5, с.408-409].

     Однако  эти мотивы, придавая общий смысл  учению, не являются реально действующими в силу недостаточной приближенности большинства из них к повседневной жизни детей.

     Основным  же побуждающим мотивом учебной  деятельности в условиях традиционного  обучения оказывается для младших школьников является отметка.

     Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием  и процессом учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении всего младшего школьного возраста и не выступают  в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности. (По данным исследований проводимых Л.И.Божович)

     Несмотря  на то, что учебно-познавательная мотивация  не является для младших школьников основным побуждающим фактором учения, именно внутри этой группы мотивов  отмечаются наиболее существенные изменения  на протяжении младшего школьного возраста: от I к IV классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое», «нравится, когда учитель на уроке рассказывает интересное»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер.

     Однако  параллельно с возрастающим интересом  к содержанию учения к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом  познавательной деятельности («люблю думать, рассуждать на уроке», «люблю решать трудные задачи»). Характерно при  этом, что во внеучебной ситуации при  выполнении занимательных задач  у большинства детей отмечается высокий интерес к процессуальной стороне интеллектуальной деятельности.

     Эти данные отражают реально сложившуюся  в начальной школе практику обучения, когда познавательная мотивация  не находит в школе достаточного удовлетворения.

     Положительное отношение к учению несколько  снижается к концу начальной  школы. Эту тенденцию к «мотивационному  вакууму» на рубеже начальной и средней  школы наблюдают учителя, ее фиксируют  и специальные исследования. Интерес  к учебной деятельности по сравнению  с другими интересами учащихся планомерно возрастает в I—II классах и заметно снижается в III-IV классах. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Как было установлено, ученики IV класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнение с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят, самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. Уже в этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.

     В качестве причин снижения интереса к  учению в начальной школе В.А.Сухомлинский называл злоупотребление учителя  плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность  в своих возможностях.

     Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной школы не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее  положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так  как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для  ребенка непосредственную эмоциональную  привлекательность, он к этому привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь (во III—IV классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижения мотивации учения к концу начальной школы не наступает [18].

     1.4 Выводы

     Исходя  из всего выше сказанного можно заключить, что в качестве благоприятных черт мотивации младших школьников отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

     Мотивация младших школьников имеет и ряд  негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

  • недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
  • неустойчивы, т.е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);
  • малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
  • слабо обобщены, т.е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
  • содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знания, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем — закономерности), а не на способы учебной деятельности; до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которое чревато неуспехом).

     Все эти особенности обуславливают  поверхностный, в ряде случаев недостаточный  интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе [18].

     Формирование  учебной деятельности является главной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, тому как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь.

     Учебная деятельность, являясь сложной и  по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется  немало времени и усилий, чтобы  в ходе систематической работы под  руководством учителя маленький  школьник постепенно приобрел умение учиться. 

 

     

     ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

     2.1 Возможности развития  учебной мотивации  в младшем школьном   
возрасте (факторы, влияющие на отношение ребенка к учебе).

     Решающее  значение для усвоения школьной программы  имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общее положительное отношение  к школе и к учению, к положению ученика, его правам и обязанностям недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу на протяжении младшего школьного возраста, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.

     Познавательные  интересы складываются постепенно, в течение длительного времени. Начало формирования их должно быть заложено еще в дошкольном детстве. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал: то «пять», то «три», то «десять». Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: «Сколько будет у тебя денег, если папа дал тебе один рубль и мама дала один рубль?», - мальчик, почти не задумываясь, ответил: «Конечно, два!» [21, c.266].

     Планомерная работа по формированию познавательных интересов и развитию познавательной деятельности должна проводиться на протяжении всего младшего школьного возраста совместно педагогами, психологами и родителями с целью формирования и удержания на высоком уровне положительного отношения ребенка к учебной деятельности.

     Формирование  интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется  это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое  маленькое продвижение вперед. Младшие  школьники, особенно первоклассники и второклассники, испытывают, например, чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель, желая поощрить их и стимулировать у них желание работать лучше, говорит: «Вы работаете теперь не как маленькие дети, а как настоящие ученики!»; «Ты уже пишешь гораздо лучше: сравни, как ты написал сегодня и как писал неделю назад. Молодец! Еще немного усилий, и ты будешь писать так, как надо!» Для формирования положительного отношения к учению очень важно закреплять эту радость от успеха [15, c.193].

     На  отношение к учебе у младшего школьника оказывают влияние  неустойчивые, дискомфортные состояния, испытываемые ребенком в школе и  затрудняющие выполнение школьных требований. Достижение комфорта как психофизиологического  состоянии способствует успешной адаптации  ребенка к новым условиям жизнедеятельности, эмоциональной устойчивости, саморегуляции, активной и инициативной позиции, отсутствию тревожности, снижению утомляемости. Комфорт  ребенка позволяет максимально  сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный  эмоциональный фор, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.

     Структурными  составляющими комфорта являются психологических, интеллектуальный и физических комфорт, а их единство в процессе образовательной  деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника [7, с.6].

     Интеллектуальный  комфорт говорит об удовлетворенности  ребенка процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В  учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой  информации, что проявляется в  уровне сложности предлагаемых для  решения проблем и задач, в  соответствии их возрасту, интересу и индивидуальным особенностям мышления.

     Интерес – это положительная эмоция, являющаяся исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний. интеллекта. Интерес – это единственная мотивации, которая может поддерживать повседневную учебную деятельность младшего школьника. Интерес необходимая оставляющая творчества. А творческая деятельность в свою очередь формирует у ребенка состояние психологического комфорта – удовольствия. Интерес и сопровождающее его удовольствие порождают ситуацию успеха, обеспечивающую самореализацию ребенка у учебной деятельности. Все это в целом способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

      Эффективность обучения и воспитания младших школьников связана, в частности, с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Никаких сомнений у детей по поводу действий учителя не возникает. Никаких объяснений, мотивировки от учителя в оправдание его слов и действий первоклассники и второклассники, как правило, не требуют и не ждут. Учитель должен, тем не менее, разъяснять, почему надо действовать так, а не иначе, почему один поступок хорош, а другой — плох. Во-первых, потому, что цель воспитания — сознательная дисциплина, а не слепое послушание, а во-вторых, потому, что к концу II класса школьник уже и сам будет ставить вопрос: «Почему надо делать так, а не иначе, почему это хорошо, а это плохо?»

Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста