Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа
Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41
Учение
целесообразно рассматривать
Учебная
деятельность – ведущая для младших
школьников. Она формируется именно
в этом возрасте. Внутри нее возникают
соответствующие
С
каким трепетным волнением
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. Можно сказать, что у ребенка возникает потребность стать школьником. Но это еще не потребность в учении, овладении знаниями, умениями и навыками, не потребность узнать новое, познать явления окружающей действительности. Потребность стать школьником сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение «старшего» и «занятого» члена семьи. Хотя новоиспеченный первоклассник и слышит от родителей, от учителя слова о сущности и значении школьного обучения, но на первых порах до его сознания еще не доходит глубокий смысл этих слов, он по-настоящему не понимает, зачем надо учиться.
Но
вот проходит некоторое время, и
ученик обнаруживает, что учение —
это не своеобразная новая игра,
а труд, требующий усилий, напряжения,
самоограничений. Приходится делать не
то, что хочется, а то, что надо.
То и дело слышишь: «не вертись»,
«не мешай», «не разговаривай». Если
ко всему этому ребенок не привык,
то у него часто наступает разочарование,
возникает отрицательное
Ребенок действительно становится школьником только тогда - когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию, он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает.
Известно, какую огромную роль в учении, как и во всякой работе, играют мотивы. Но у маленького школьника мотивация не является настолько развитой, как у взрослого. Маленький школьник не может преследовать далеких во времени целей, и потому возможная польза приобретенных знаний в будущем, когда ребенок станет взрослым, в этом возрасте довольно слабый мотив. Точно так же слабо действует в этом возрасте в силу слабости дискурсивного мышления всякая сложная мотивировка, основанная на логическом рассуждении. В этом возрасте наиболее доступное доказательство — доказательство примером, а наиболее сильно действующая цель — близкая, лучше всего какой-нибудь непосредственно видный результат. Для маленького школьника пример товарища и возможность использовать получаемые знания теперь же, даже простое удовольствие, получаемое им во время интересного занятия, — более действительный мотив, нежели общее рассуждение о том, что сообщаемое ему знание пригодится ему, когда он вырастет. У школьника менее утилитарно отношение к учению, чем это часто бывает у взрослого, и непосредственный интерес в его учении играет гораздо большую роль. «Учусь, потому что интересно», или «я не хочу этому учиться, — неинтересно» — такова наиболее частая мотивировка в этом возрасте. Поэтому заинтересовывание учащихся данным предметом имеет огромное значение. Очень большое значение имеет также пример товарищей [3, c.274].
Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством, только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении.
Предмет деятельности учения – знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность – это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества. Но и личность младшего школьника в целом [30, с. 228].
Структура учебной деятельности включает следующие компоненты:
Для
полноценного формирования учебной
деятельности требуется овладение
всеми ее компонентами в равной мере.
Их недостаточное освоение может
служить источником школьных трудностей.
Поэтому при диагностике
Как
на данной ступени ребенок научится
действовать при решении
К.Д.Ушинский считал, что главная задача педагога – научить детей учиться. Уметь учиться – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность.
Обучение
умению учиться или процесс
Сухомлинский говорил: «Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой [25, с. 77].
Слабость процессов целеобразования в этом возрасте сказывается в неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время, что выражается, например, в отсутствии внимания на уроке. Отсутствие умения школьника сопоставить намечаемые им цели со своими возможностями может приводить к неуспеху в учебной деятельности и снижению мотивации учения [18].
Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей и со сверстниками.
Младший школьный возраст является сензитивным:
Младший
школьный возраст — это период
позитивных изменений и преобразований.
Поэтому так важен уровень
достижений, осуществленных каждым ребенком
на данном возрастном этапе. Если в
этом возрасте ребенок не почувствует
радость познания, не приобретет умения
учиться, не научится дружить, не обретет
уверенность в своих
Формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы; развитие ребенка характеризуется с психологической стороны, прежде всего изменением мотивов его деятельности.
Новые
мотивы, возникающие в ходе развития
ребенка, сообщают его деятельности
новый смысл и меняют осознание
им явлений окружающего мира. Формируясь
под влиянием воспитания и обучения,
мотивы в свою очередь становятся
важнейшей психологической
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании [24, с.500].
Можно выделить следующие признаки отношения к учению в разных сферах поведения младшего школьника:
Таким образом, мотивация как важная личностная характеристика буквально пронизывает все поведение ребенка [18].
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистически, математическим, биологическим и т.д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в бошей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения [18].
Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста