Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мотивация учения младших школьников.docx

— 120.28 Кб (Скачать)

     Учение  целесообразно рассматривать как  активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения. Управление учением есть формирование этой деятельности школьников [18].

     Учебная деятельность – ведущая для младших  школьников. Она формируется именно в этом возрасте. Внутри нее возникают  соответствующие психологические  новообразования, она определяет в  данном возрасте характер других видов  деятельности (игровой, трудовой и т.д.) [12, с.160].

     С каким трепетным волнением переступают  ребята порог школы в первые дни  своего обучения, как доверчиво смотрят  в глаза учителю! Почему же часто  бывает, что через несколько месяцев, а то и недель угасает огонек в  их глазах, почему для некоторых  ребят учение превращается в мучение? Ведь все учителя искренне хотят  сохранить детскую непосредственность, радостное восприятие и открытие мира, хотят, чтобы учение было для  детей вдохновенным, увлекательным  трудом [26, с.14].

     Младший школьный возраст обещает ребенку  новые достижения в новой сфере  человеческой деятельности - учении. Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. Можно сказать, что у ребенка возникает потребность стать школьником. Но это еще не потребность в учении, овладении знаниями, умениями и навыками, не потребность узнать новое, познать явления окружающей действительности. Потребность стать школьником сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение «старшего» и «занятого» члена семьи. Хотя новоиспеченный первоклассник и слышит от родителей, от учителя слова о сущности и значении школьного обучения, но на первых порах до его сознания еще не доходит глубокий смысл этих слов, он по-настоящему не понимает, зачем надо учиться.

     Но  вот проходит некоторое время, и  ученик обнаруживает, что учение —  это не своеобразная новая игра, а труд, требующий усилий, напряжения, самоограничений. Приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. То и дело слышишь: «не вертись», «не мешай», «не разговаривай». Если ко всему этому ребенок не привык, то у него часто наступает разочарование, возникает отрицательное отношение  к учению.

     Ребенок действительно становится школьником только тогда - когда приобретает  соответствующую внутреннюю позицию, он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению  социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает.

     Известно, какую огромную роль в учении, как  и во всякой работе, играют мотивы. Но у маленького школьника мотивация  не является настолько развитой, как  у взрослого. Маленький школьник не может преследовать далеких во времени целей, и потому возможная польза приобретенных знаний в будущем, когда ребенок станет взрослым, в этом возрасте довольно слабый мотив. Точно так же слабо действует в этом возрасте в силу слабости дискурсивного мышления всякая сложная мотивировка, основанная на логическом рассуждении. В этом возрасте наиболее доступное доказательство — доказательство примером, а наиболее сильно действующая цель — близкая, лучше всего какой-нибудь непосредственно видный результат. Для маленького школьника пример товарища и возможность использовать получаемые знания теперь же, даже простое удовольствие, получаемое им во время интересного занятия, — более действительный мотив, нежели общее рассуждение о том, что сообщаемое ему знание пригодится ему, когда он вырастет. У школьника менее утилитарно отношение к учению, чем это часто бывает у взрослого, и непосредственный интерес в его учении играет гораздо большую роль. «Учусь, потому что интересно», или «я не хочу этому учиться, — неинтересно» — такова наиболее частая мотивировка в этом возрасте. Поэтому заинтересовывание учащихся данным предметом имеет огромное значение. Очень большое значение имеет также пример товарищей [3, c.274].

     Учебная деятельность не сводится к посещению  учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут  быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством, только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении.

     Предмет деятельности учения – знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность – это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).

     Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю  систему отношений ребенка с  обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные  психические качества. Но и личность младшего школьника в целом [30, с. 228].

     Структура учебной деятельности включает следующие компоненты:

  • мотивы;
  • учебные задачи;
  • учебные действия;
  • действия контроля;
  • действия оценки.

     Для полноценного формирования учебной  деятельности требуется овладение  всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может  служить источником школьных трудностей. Поэтому при диагностике возможных  причин неуспеваемости или других затруднений  школьников в учении необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов  учебной деятельности.

     Как на данной ступени ребенок научится действовать при решении разнообразных  учебных, практических, игровых, познавательных и других задач, зависит не только успешность его дальнейшего обучения, но и его развитие, личностное становление, судьба. Именно в начальной школе  дети начинают осваивать разнообразные  виды и формы деятельности, которые  в дальнейшем определяют стиль поведения  в учебном процессе (закрепленные в опыте способы действий учащихся). Школа должна так строить свое влияние на ребенка, чтобы этот стиль  эффективно помогал каждому учащемуся  познавать мир и себя, определять свое место в нем адекватно  своим способностям и особенностям.

     К.Д.Ушинский считал, что главная задача педагога – научить детей учиться. Уметь учиться – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность.

     Обучение  умению учиться или процесс формирования учебной деятельности понимается при  этом как «управление взрослым …  процессом становления учебной  деятельности школьника. Полноценное  управление процессом предполагает отработку у школьника каждого  компонента учебной деятельности, их взаимосвязи. Постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя» [29, с.50, 52].

     Сухомлинский  говорил: «Умственный труд детей  отличается от умственного труда  взрослого человека. Для ребенка  конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его  умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в  самом характере детского умственного  труда, в эмоциональной окраске  мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими  приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой [25, с. 77].

     Слабость  процессов целеобразования в  этом возрасте сказывается в неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время, что выражается, например, в отсутствии внимания на уроке. Отсутствие умения школьника сопоставить намечаемые им цели со своими возможностями может приводить к неуспеху в учебной деятельности и снижению мотивации учения [18].

     Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы сказывается  на всей системе его отношений  и со взрослыми, включая родителей  и со сверстниками.

     Младший школьный возраст является сензитивным:

  • для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

     Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень  достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в  этом возрасте ребенок не почувствует  радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет  уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в  дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее  и потребует неизмеримо более  высоких душевных и физических затрат [13, с.202-203].

     Формирование  личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы; развитие ребенка характеризуется с психологической стороны, прежде всего изменением мотивов его деятельности.

     Новые мотивы, возникающие в ходе развития ребенка, сообщают его деятельности новый смысл и меняют осознание  им явлений окружающего мира. Формируясь  под влиянием воспитания и обучения, мотивы в свою очередь становятся важнейшей психологической предпосылкой этих процессов [16, с.287].

     Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы  задачи, которые ставятся перед ним  в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне  приняты им, т.е. чтобы они приобрели  значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную  точку в его переживании [24, с.500].

     Можно выделить следующие признаки отношения  к учению в разных сферах поведения  младшего школьника:

  • Поведение ребенка на уроке
    • Степень включенности в учебную деятельность
    • Характер восприятия познавательного материала
    • Степень сосредоточенности на материале
    • Наличие или отсутствие отвлечений
    • Преобладающий вид внимания (произвольное или непроизвольное)
    • Заинтересованность (возникновение или отсутствие вопросов в процессе учебной деятельности)
    • Наличие желания как можно дольше заниматься данным предметом и нежелание прекратить занятия
    • Степень участия учеников в ходе изложения материала на уроке (вопросы учителю)
  • Поведение ребенка вне урока:
    • Наличие интереса характеризует продолжение обсуждения темы урока с учителем после урока, высказываение собственных суждений по интересующей проблеме
    • Наличие бесед и споров между самими учащимися на тему урока
    • Возникновение желания добровольно и самостоятельно углубленно изучить интересующий вопрос
  • Образ жизни ребенка вообще:
    • Проявление интереса к той или иной сфере деятельности (спорт, искусство и т.д.).

     Таким образом, мотивация как важная личностная характеристика буквально пронизывает все поведение ребенка [18].

     Мотив учения – это направленность ученика  на различные стороны учебной  деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим  изучаемым объектом (лингвистически, математическим, биологическим и  т.д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в бошей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения [18].

Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста