Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мотивация учения младших школьников.docx

— 120.28 Кб (Скачать)

     Это очень ответственный период школьного  детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и  личности, желание и умение учится, уверенность в своих силах. Именно в это время закладываются духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения. В этот период происходит формирование таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, т.е. способность самого ребенка задумываться и осознавать свое «Я». Новый уровень самосознания принято называть «внутренней позицией», которая предоставляет осознание отношения к себе, событиям, делам, ее можно выразить словами и поступками, она определяет собой начало индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Это проявляется в том, что в сознании младшего школьника выделяется система ценностей, которым он следует. Именно в шесть-семь лет процесс формирования ценностных ориентации происходит наиболее динамично [10, с.13-14].

     Согласно концепции Э.Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

     Еще К.Д.Ушинский говорил, что педагоги часто забывают, «что ребенок не только готовится жить, но и что  он уже живет, и что эта жизнь  имеет свои права и свои потребности».

     В настоящее время лишь у незначительной части младших школьников учеба является жизненно необходимым видом деятельности, приносящим личностно значимые переживания. Вероятно, это связано с тем, что ребенок приходит в школу и включается в учебный процесс отчасти вынужденно и стихийно, без достаточного осознания смысла обучения.

     Смысл учения – это внутренне пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к  своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний. Чтобы знания воспитывали, писал  А.Н.Леонтьев, надо воспитывать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутренне отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников.

     Смысл учения для каждого школьника  прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает  из своего окружения (общества в целом  и семьи) [18].

     Поиск смысла проявляется уже в младшем  школьном возрасте и усиливается  в средних и старших классах. Не обнаружив перспективного и непосредственного  значения учения лично для себя, ребенок считает его бессмысленным  и может проявлять к нему негативное отношение [28, с.32].

     Психологические наблюдения показывают, что при наличии  смысла учения у школьников возрастает и успешность учебной деятельности (как ее результатов – запаса и качества знаний, так и способов. Приемов приобретения знаний), легче  усваивается и становится более  доступным учебный материал, лучше  происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше  концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

     Смысл учения, его значимость для школьника  лежат в основании мотивационной  сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т.е. мотивы учения [18].

     Нет и не может быть детей, которые  бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает  нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи, пороков  становится все крепче и разрывать  его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить  воспитанников самостоятельно трудиться  в младшем возрасте [25, с.78].

     Таким образом, младший школьный возраст  является этапом существенных изменений  в психическом развитии. Полноценное  проживание ребенком данного возрастного  периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

     Формирование  личности человека находит свое психологическое  выражение в развитии ее мотивационной  сферы; развитие ребенка характеризуется  с психологической стороны, прежде всего изменением мотивов его  деятельности.

     Мотивационная сфера личности — это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

     Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

     Новые мотивы, возникающие в ходе развития ребенка, сообщают его деятельности новый смысл и меняют осознание  им явлений окружающего мира. Формируясь под влиянием воспитания и обучения, мотивы в свою очередь становятся важнейшей психологической предпосылкой этих процессов [16, с.287].

     Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть. И внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

     Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников вполне могут таиться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными [6, с.175].

     В младшем школьном возрасте мотивационная  сфера ребенка характеризуется  постепенным переходом от аморфной одноуровневой системы его побуждений к иерархическому построению системы  мотивов. Начинается формирование сознательного  и волевого регулирования ребенком своего поведения.

     Существенные  изменения претерпевает сфера социальных взаимодействий, которая во многом предопределяет качественные и количественные изменения в мотивационной сфере ребенка. Характер социального взаимодействия младших школьников существенно меняется на протяжении младшего школьного возраста.

     Исследователи отмечают, что на первых порах взаимодействие первоклассника с другими детьми в классе осуществляется главным  образом через учителя, который  постепенно приучает детей вступать в непосредственные контакты друг с  другом. Так, их первоначальная позиция  «Я и моя учительница» постепенно, по мере осознания себя частью целого — конкретного класса, перерастает в позицию «Мы и наша учительница».

     Постепенно  развивается мотивация общения  со сверстниками. Первоклашки мотивируют свой выбор партнера исходя из потребности в игровом общении. Положительных качеств личности выбираемого. Способности к какому-либо конкретному виду деятельности, что характерно для дошкольного возраста, наряду с этим некоторые младшие школьники порой еще мотивируют свой выбор чисто внешними факторами: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «спим рядом в спальне», «сидим за одним столом в столовой» и т.п.

     На  протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. [23, с.201].

     До 3-го класса ожидания коллектива сверстников еще не становятся подлинным мотивом поведения детей, и в том случае, если желания младшего школьника расходятся с желаниями коллектива, ребенок без особого внутреннего конфликта и без борьбы с собой следует своим желаниям. В 3-4-м классе ситуация меняется. Начинает складываться детский коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями, и чем глубже «включен» ученик в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения сверстников. На протяжении этого возраста происходит поворот от интереса к взрослым на интерес к сверстникам. Особенно значительно снижется интерес ребенка к общению с родителями и активно развивается интерес общения со сверстниками. Дети объединяются в различные сообщества (зачастую вне класса), имеющими собственную структуру, правила, законы и нормы внутригруппового поведения. Как правило, подобные группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Их объединяют общие интересы, род занятий и определенные формы взаимодействия между членами данного сообщества. Все это является проявлением тенденции к обособлению от мира взрослых и созданию своего собственного [22, с.269-270].

     Одним из важных приобретений данного возраста является способность ребенка мотивировать свое поведение моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками. Многие психологи единодушны во мнении, что способность ребенка проявлять моральные чувства представляет собой качественно новый тип мотивации, обусловливающий и качественно новый тип поведения школьника. Вследствие развития способности ребенка видеть мир с позиции другого человека проявляется способность демонстрировать просоциальное поведение и альтруизм. Именно этот период детства становится определяющим для полноценного формирования данного компонента мотивационной сферы ребенка. Основным моральным мотивом, непосредственно побуждающим ребенка на конкретное поведение является чувства долга. На первом этапе это проявляется в стремлении следовать требованиям взрослых, а также усвоенным правилам и нормам. «Надо» становится для ребенка непосредственным переживанием необходимости поступать именно так, а не иначе.

     Важным  свойством личности, предрасполагающим  к альтруистическому поведению, является ее способность к сопереживанию, эмпатии. Эмпатия, по мнению некоторых  психологов, и является источником истинного альтруизма. Для младших школьников в большей степени характерна такая форма эмпатии как сопереживание.

     Младший школьный возраст связан со значительными  изменениями в психологическом  облике ребенка. Важнейшим моментом этих преобразований является переход  от непосредственного к опосредствованному поведению, т.е. поведению осознанному  и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить  свою деятельность в соответствии с  поставленными целями, сознательно  принятыми намерениями и решениями. Это свидетельствует о возникновении  нового уровня организации мотивационно-потребностной  сферы и является важным показателем  развития личности [23, с.239].

     1.2 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста

     Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у  ученика желания учиться. А оно  приходит только с успехом в учении. Получается как будто бы парадокс: для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся  парадоксе и заключена вся  сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся  от успеха; усидчивость я бы назвал вдохновением, помноженным на уверенность  ребенка в том, что он достигнет  успеха [25, с.78-79].

     Главным фактором, обусловливающим развитие детей 6-11 лет, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу. Это трансформирует всю  систему взаимоотношений ребенка  со взрослыми и сверстниками, формирует  у него наиболее важную в этот момент, ведущую деятельность – учебную. Старая система взаимоотношений  ребенка со взрослыми дифференцируется, значимые взрослые – это уже не только близкие, но и учитель, реализующий  свою высокую статусную позицию  не в системе родственных или  эмоционально-теплых отношений, а в  системе социально-нормативных взаимодействий. Жестко авторитарный и тем более  отчужденный стиль учителя в  младших классах очень непродуктивен  и вызывает у детей нарушения  в процессе адаптации к школе, снижении успеваемости и познавательной мотивации.

     Прежде  чем приступать к анализу мотивационной  сферы, остановимся на том, что такое  процесс учения.

Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста