Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа
Актуальность исследования: Актуальность изучения проблемы изменения отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, впервые возникают проблемы связанные со школьной успеваемостью, отношением к учебе, складываются взаимоотношения с учителем и одноклассниками. На наш взгляд главной проблемой, влияющей на изменение отношения к учебе у ребенка на протяжении младшего школьного возраста, является проблема, связанная с формированием мотивации учения у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и проблемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте как наиболее важного фактора влияющего на отношение к учебе ребенка на протяжении младшего школьного возраста…………………………………………………………....6
1.1 Особенности развития мотивационный сферы ребенка младшего школьного возраста………..6
1.3 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста……………...11
1.4 Выводы……………………………………………………………………….....................................23
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте..………………………………………………………………………………………………….25
2.1 Возможности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте (факторы влияющие на отношение к учебе )…………………………………………………………………………………..25
2.2 Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте......…...31
2.3 Выводы……………………………………………………………………….....................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………41
Это очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учится, уверенность в своих силах. Именно в это время закладываются духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения. В этот период происходит формирование таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, т.е. способность самого ребенка задумываться и осознавать свое «Я». Новый уровень самосознания принято называть «внутренней позицией», которая предоставляет осознание отношения к себе, событиям, делам, ее можно выразить словами и поступками, она определяет собой начало индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Это проявляется в том, что в сознании младшего школьника выделяется система ценностей, которым он следует. Именно в шесть-семь лет процесс формирования ценностных ориентации происходит наиболее динамично [10, с.13-14].
Согласно концепции Э.Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
Еще К.Д.Ушинский говорил, что педагоги часто забывают, «что ребенок не только готовится жить, но и что он уже живет, и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности».
В настоящее время лишь у незначительной части младших школьников учеба является жизненно необходимым видом деятельности, приносящим личностно значимые переживания. Вероятно, это связано с тем, что ребенок приходит в школу и включается в учебный процесс отчасти вынужденно и стихийно, без достаточного осознания смысла обучения.
Смысл учения – это внутренне пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний. Чтобы знания воспитывали, писал А.Н.Леонтьев, надо воспитывать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутренне отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников.
Смысл учения для каждого школьника прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом и семьи) [18].
Поиск
смысла проявляется уже в младшем
школьном возрасте и усиливается
в средних и старших классах.
Не обнаружив перспективного и непосредственного
значения учения лично для себя,
ребенок считает его
Психологические наблюдения показывают, что при наличии смысла учения у школьников возрастает и успешность учебной деятельности (как ее результатов – запаса и качества знаний, так и способов. Приемов приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность.
Смысл
учения, его значимость для школьника
лежат в основании
Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи, пороков становится все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте [25, с.78].
Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы; развитие ребенка характеризуется с психологической стороны, прежде всего изменением мотивов его деятельности.
Мотивационная сфера личности — это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Новые
мотивы, возникающие в ходе развития
ребенка, сообщают его деятельности
новый смысл и меняют осознание
им явлений окружающего мира. Формируясь
под влиянием воспитания и обучения,
мотивы в свою очередь становятся
важнейшей психологической
Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть. И внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.
Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников вполне могут таиться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными [6, с.175].
В
младшем школьном возрасте мотивационная
сфера ребенка характеризуется
постепенным переходом от аморфной
одноуровневой системы его
Существенные изменения претерпевает сфера социальных взаимодействий, которая во многом предопределяет качественные и количественные изменения в мотивационной сфере ребенка. Характер социального взаимодействия младших школьников существенно меняется на протяжении младшего школьного возраста.
Исследователи отмечают, что на первых порах взаимодействие первоклассника с другими детьми в классе осуществляется главным образом через учителя, который постепенно приучает детей вступать в непосредственные контакты друг с другом. Так, их первоначальная позиция «Я и моя учительница» постепенно, по мере осознания себя частью целого — конкретного класса, перерастает в позицию «Мы и наша учительница».
Постепенно развивается мотивация общения со сверстниками. Первоклашки мотивируют свой выбор партнера исходя из потребности в игровом общении. Положительных качеств личности выбираемого. Способности к какому-либо конкретному виду деятельности, что характерно для дошкольного возраста, наряду с этим некоторые младшие школьники порой еще мотивируют свой выбор чисто внешними факторами: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «спим рядом в спальне», «сидим за одним столом в столовой» и т.п.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. [23, с.201].
До 3-го класса ожидания коллектива сверстников еще не становятся подлинным мотивом поведения детей, и в том случае, если желания младшего школьника расходятся с желаниями коллектива, ребенок без особого внутреннего конфликта и без борьбы с собой следует своим желаниям. В 3-4-м классе ситуация меняется. Начинает складываться детский коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями, и чем глубже «включен» ученик в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения сверстников. На протяжении этого возраста происходит поворот от интереса к взрослым на интерес к сверстникам. Особенно значительно снижется интерес ребенка к общению с родителями и активно развивается интерес общения со сверстниками. Дети объединяются в различные сообщества (зачастую вне класса), имеющими собственную структуру, правила, законы и нормы внутригруппового поведения. Как правило, подобные группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Их объединяют общие интересы, род занятий и определенные формы взаимодействия между членами данного сообщества. Все это является проявлением тенденции к обособлению от мира взрослых и созданию своего собственного [22, с.269-270].
Одним
из важных приобретений данного возраста
является способность ребенка
Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является ее способность к сопереживанию, эмпатии. Эмпатия, по мнению некоторых психологов, и является источником истинного альтруизма. Для младших школьников в большей степени характерна такая форма эмпатии как сопереживание.
Младший
школьный возраст связан со значительными
изменениями в психологическом
облике ребенка. Важнейшим моментом
этих преобразований является переход
от непосредственного к
1.2 Изучение проблемы учебной мотивации ребенка младшего школьного возраста
Все
наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если нет у
ученика желания учиться. А оно
приходит только с успехом в учении.
Получается как будто бы парадокс:
для того, чтобы ребенок успевал,
хорошо учился, надо, чтобы он не отставал,
учился хорошо. Но в этом кажущемся
парадоксе и заключена вся
сложность педагогического
Главным
фактором, обусловливающим развитие
детей 6-11 лет, является изменение социальной
ситуации развития в связи с поступлением
в школу. Это трансформирует всю
систему взаимоотношений
Прежде чем приступать к анализу мотивационной сферы, остановимся на том, что такое процесс учения.
Информация о работе Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста