История развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 232.89 Кб (Скачать)

 У  человека нет врожденной формы  поведения в среде. Его развитие  происходит путем присвоения  исторически выработанных форм  и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков - искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Говоря  о существовании натуральных  и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Схема психических процессов в представлении Выготского выглядит так

В отличие  от стимула-средства, который может  быть изобретен самим ребенком (палочка  вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в  общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя – интерпсихическая, а второй – как внутренняя – интрапсихическая.

При этом знаки, будучи продуктом общественного  развития несут на себе отпечаток  культуры того социума, в котором  растет ребенок. Дети усваивают знаки  в процессе общения и начинают использовать их для управления своей  внутренней психической жизнью. Благодаря  интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

Сознание  необходимо изучать экспериментальным  путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

 Одной  из важнейших их характеристик  является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

 Для  высших психических функций принципиально  наличие внутреннего средства. Основной  путь возникновения высших психических  функций - интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

 Высшие  психические функции возникают  в процессе сотрудничества и  социального общения – и они  же развиваются из примитивных корней на основе низших.

 Социогенез высших психических функций и есть их естественная история.

 Центральный  момент – возникновение символической  деятельности, овладение словесным  знаком. Именно он выступает тем  средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую  жизнь. Знак вначале выступает  как внешний, вспомогательный стимул.

 Высшая  психическая функция в своем  развитии проходит две стадии. Первоначально она существует  как форма взаимодействия между  людьми, и лишь позже – как  полностью внутренний процесс.  Это обозначается как переход  от интерпсихического к интрапсихическому.

 При  этом, процесс формирования высшей  психической функции растянут  на десятилетие, зарождаясь в  речевом общении и завершаясь  в полноценной символической  деятельности. Через общение человек  овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается  к культуре, основными составляющими  его внутреннего мира оказываются  значения (познавательные компоненты  сознания) и смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты).

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

Движущая  сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся  путем возникновения на каждой ступени  новых качеств. Обучение - внутренне  необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества.

 Он  считает, что обучение должно  «вести за собой» развитие, это  представление было развернуто  им в разработке понятия «зона  ближайшего развития». Общение  ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным.

 Обучение  же представляет, по сути, особым  образом организованное общение.  Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

Информация о работе История развития психологии