Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа
История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.
Эволюция учений шла по линии
все более глубокого
Теория З. Фрейда, которая занимает
центральное положение в схеме,
Представим систематизацию
Последующий
анализ психического развития ребенка
строится в соответствии с основными
научными направлениями, которые представлены
в блок-схеме 2.
Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.
Так, основной
задачей первой стадии является установление
доверия ребенка к внешнему миру;
наличие чувства доверия
Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, У него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.
Третья
стадия начинается с разворачивания
конфликта между инициативой
и чувством вины. У ребенка в
начале этой стадии появляются первые
представления о том, каким человеком
он может стать. В связи с этим
он ставит перед собой определенные
задачи и пытается их решить. Для
третьей стадии характерна энергичная
и настойчивая познавательная деятельность.
Ребенок весьма любознателен. У него
развивается чувство
Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.
Основная
трудность пятой стадии состоит
в конфликте между
Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону – э го способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.
Задача седьмой стадии – в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.
На заключительном
этапе своей жизни люди обычно
ретроспективно просматривают свою
жизнь, по-новому оценивают ее. Человек
испытывает удовлетворение, если, по его
мнению, она была наполнена смыслом.
Он принимает свою жизнь, полагая, что
она была прожита не зря, что ему
удалось полностью реализовать
себя. Или наоборот, он отвергает
ее, у него возникает чувство отчаяния
оттого, что жизнь кажется ему
чередой упущенных возможностей
и напрасной траты сил.
теория конвергенции
— теория развития психического ребенка, предложенная В. Штерном, в коей сделана попытка примирить два подхода:
1) преформистского — где ведущим фактором признавалась наследственность;
2) сенсуалистического — где упор делался на внешних условиях.
В этой теории приоритетность отдается наследственным факторам, а бреда рассматривается как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряя или тормозя проявления биологически обусловленных качеств. Само развитие психическое трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. Соответственно этой методологической установке, периодизация детского развития трактовалась на базе закона биогенетического.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
теория конвергенции
Этимология.
Происходит от греч. theoria - исследование и лат. convergere - сближаться, сходиться.
Автор.
В.Штерн.
Категория.
Теория психического развития ребенка.
Специфика.
В ней
была сделана попытка примирить
два подхода - преформистского, в котором
ведущим фактором признавался фактор
наследственности, и сенсуалистического,
где упор делался на внешних условиях.
В этой теории, в которой приоритетность
отдана наследственным факторам, среда
рассматривалась как фактор, влияющий
на темпы развития, ускоряющий или тормозящий
проявления биологически обусловленных
качеств. Само же психическое развитие
трактовалось как созревание изначально
заложенных свойств. В соответствии с
этой методологической установкой периодизация
детского развития трактовалась здесь
на основе биогенетического закона.
Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 - 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).
Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы («Развитие высших психических функций», 1931).
"Человек
в процессе своего
У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).
Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.
1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.
ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.
Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.
ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.
Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.
История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.
Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова).
Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.
Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.
Историческое
изучение означает применение
категории развития к
ВПФ возможны
первоначально как форма