История развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 232.89 Кб (Скачать)

           Сравнительный анализ онтогенеза, патогенеза, микрогенеза восприятия (на материале теста Роршаха) позволил X. Вернеру сделать вывод, согласно которому развитие психики подчиняется общим и формальным законам. Однако, кроме общих черт, существуют специфические различия в субстрате сравниваемых феноменов. По его мнению, ошибка Ст. Холла состоит в том, что он искал идентичные стадии в онто- и социогенезе, хотя на самом деле существует лишь параллелизм. X. Вернер считал неправыми и критиков теории рекапитуляции, потому что они полностью отрицают возможность сравнительной генетической психологии как науки. Как подчеркивал X. Вернер, параллели указывают лишь на сходство сравниваемых психических структур в общем и чисто формальном смысле, а в специфических механизмах развития должны существовать глубокие различия. К их числу относится, например, то, что ребенок растет и его психическая жизнь находится в процессе изменения, а взрослые люди, даже в примитивных обществах, уже полностью развиты, и их умственная жизнь зафиксирована, закреплена традициями. Кроме этого, ребенок, как правило, развивается вне детского мира, в чуждом ему мире взрослых, и то, чем он становится, является результатом "взаимодействия двух миров". Однако эти фундаментальные различия, подчеркивал X. Вернер, не исключают возможности сходства и генетических параллелей.

           Сравнительный анализ подтверждает, что все организмы рождаются  с установленными на минимальном  уровне видовыми функциональными  структурами, которые позволяют  им взаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и  стимуляцию. В противном случае  они не могли бы развиваться.  Организм активно все принимает  и исследует свойства среды,  благодаря этому возникает физиологическое  и (или) психическое развитие. Очевидно, что физиологические структуры  могут только ассимилировать  те свойства среды, для которых  они имеют физиологические органы. Подобным же образом психологические  структуры могут только ассимилировать  ту информацию и тот опыт, для  которых они имеют соответствующую психическую систему.

           Таким образом, строение организма  селективно определяет характер  его взаимодействия и результат  его опыта. Этот опыт в свою  очередь закрепляется в функциональных  структурах, которые были первоначальным  источником взаимодействия. Именно  такая обратная связь, по существу, ведет к качественному переходу  от одной стадии к другой, более  прогрессивной. В этом, по X. Вернеру,  заключается объективная причина  развития: организация предшествующих  стадий подразумевает, но не  содержит в себе организацию  последующих стадий. Так как организация  на каждой стадии развития  отличается от другой, то взаимодействие  организма со средой меняется  на протяжении жизни. Когда  эти взаимодействия благоприятны  для организма, его организация  остается стабильной. Когда же  обратная связь от этих взаимодействий  нарушает организм, тогда возникают  условия для выведения его  из равновесия и возрастает  возможность его функциональной  и структурной реорганизации.

           Ключом к процессу развития, к  пониманию стабильности и изменения,  в концепции X. Вернера, служит  идея взаимодействия, для описания  которой он использует образ  "актер - сцена", заимствованный  у Я. Икскюля. Среда - это  сцена, или объект для действия  и развития организма, а организм - это актер, или субъект, на  этой сцене. Следовательно, организм  не просто реагирует на среду,  он - оператор на своей сцене.  Поэтому анализ развития требует  исследований закономерных изменений  в соотношении "актер - сцена"  или же во взаимоотношении  "субъект - объект", которые  возникают в процессе прогрессивной  или регрессивной эволюции.

           Как утверждают X. Вернер и его  американский последователь Б.  Каплан, в ходе развития возникает  сдвиг во взаимодействии "сцена  - актер" от сцены к актеру. На примитивной стадии развития "сцена", или психологическая  среда, - первый инициатор взаимодействия. Хотя функциональные структуры  организма определяют форму его  поведения, это все же сравнительно  пассивная реакция на внешнюю  стимуляцию. На более высоких  стадиях развития организм становится  первичным инициатором взаимодействий, он все более предопределяет  свое собственное поведение во  взаимодействии. В этом смысле  поведение "актера" становится  спонтанным, активным воздействием  на среду. Организм все более  самостоятелен в выборе и определении  характера своих действий; и он  все более и более создает  само содержание сцены для  удовлетворения своих нужд и  целей.

           Один из симптомов генетического  сдвига в сфере отношений "актера" и "сцены", отраженных в онтогенезе, - сдвиг от наивного восприятия  к критической оценке событий.  Сдвиг в доминанте развития  от биофизического давления "сцены"  к конструктивной активности  субъекта проявляется, например, в прогрессивной дифференциации  примитивных эгоцентрических связей. Как известно, эгоцентрические взаимосвязи  глобальны, организм не сознает  различий между собой и средой. Примером может служить восприятие  ребенком сновидений как внешних  явлений. Отсутствие различия между видимым во сне и наяву обнаруживается также в психозе, у людей в примитивном обществе, у больного в состоянии деперсонализации. Все это явления так называемой "генетической первобытности".

           Дифференциация примитивных взаимодействий  в развитии сопровождается усилением  интеграции актера со сценой. Усиление дифференциации между  субъектом и объектом, естественно,  означает, что организм все менее  и менее зависим от непосредственной  конкретной ситуации, личность меньше  связана со стимулом и меньше  приводится в действие своим  эмоциональным состоянием. Следствием  такой свободы становится более  ясное понимание целей, возможность  выработки замещающих средств  и альтернативных целей. Появляется  большая возможность для отсроченных  и запланированных действий, что  позволяет субъекту лучше сделать  выбор и по-своему переделать  ситуацию. Словом, субъект может  манипулировать средой, а не только  пассивно на нее откликаться.  Следовательно, согласно X. Вернеру, на более высоких ступенях развития наблюдается меньше тенденций объяснять мир исключительно с позиции собственных потребностей. Увеличивается оценка нужд других людей и понимание групповых целей.

           Характеризуя общие направления  умственного развития, X. Вернер выделяет  следующие показатели функционального  и структурного изменения этого  процесса. Это переходы от синкретичности к дискретности; от диффузности к отчетливости; от ригидности к гибкости и от лабильности к стабильности. Синкретичность, например, X. Вернер видит во многих исходных примитивных системах умственной жизни: и в области эмоциональных процессов в период младенчества, и в области восприятия, и в процессах воображения, и в функционально недифференцированных субъект-объектных отношениях. Развитие, или ортогенез, по X. Вернеру, заключается в возрастании функциональной дискретности, отчетливости, гибкости и стабильности как внутри системы, так и между системами.

           Используя перечисленные формальные  черты общего направления развития, X. Вернер пытается дать сравнительную  оценку уровней развития, чтобы  показать, на каком - относительно  примитивном или довольно высоком  уровне действует организм. Такая  оценка должна включать в себя, по крайней мере, три фактора:  определение наиболее характерных  показателей процесса развития; определение системы действий, которые  составляют анализируемое явление;  анализ формы частной умственной  операции, вовлеченной в создание  явления. Согласно идеям X. Вернера,  диагноз нельзя построить только  на основе наблюдений за частными  проявлениями в диапазоне способностей  данного организма. Любое психологическое  явление при научном рассмотрении  должно классифицироваться на  основе целостной перспективы  развития организма. Его место  отнюдь не неизменно. Если возникает  новая перспектива в развитии, тогда одно и то же умственное  явление может быть приписано  самым различным уровням. Это  означает, что деятельность ребенка,  необразованного взрослого или  шизофреника нельзя отождествлять  с деятельностью на примитивных  стадиях развития; нельзя также  считать деятельность взрослого  (образованного нормального человека) соответствующей теоретически более  высокой стадии развития.

           Сравнительный анализ умственного  развития позволил X. Вернеру выделить  три стадии умственного развития  в прогрессивном конструктивизме  биопсихологической эволюции. Это  - сенсомоторное, перцептивное и умственное развитие.

           X. Вернером ясно не обозначаются  ни теоретические границы между  этими стадиями, ни формальные  критерии для установления границ  стадий. Однако подчеркивается порядок  их следования от предшествующих  стадий сенсомоторного развития  до их конечной кульминации  в стадию созерцательных, умственных  операций. Ортогенетическая взаимосвязь  трех основных стадий такова, что наиболее развитые созерцательные  системы иерархически интегрируют  более примитивные сенсомоторные  и интуитивные системы, при  развитости всех трех систем  в организме.

           Основная теоретическая задача, решаемая X. Вернером, - раскрыть сравнительное  развитие каждой психологической  стадии от ее наиболее примитивного  появления до наиболее совершенных  умозрительных форм. Согласно взглядам X. Вернера, процесс развития - это  переход от недифференцированного  функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному. Таков основной ортогенетический принцип X. Вернера, из которого следует, что стабильность поведения требует пластичности, гибкости ответа, чтобы сохранить функциональное равновесие организма при изменчивых ситуациях. Однако гибкость несвойственна примитивной системе действий. Это значит, что примитивные системы никогда не могут быть достаточны для адаптации.

           Там, где в ходе развития  возникают изменения, новая функция  возникает вначале из старых  существующих форм, но рано или  поздно возникает движение к  развитию новых форм, которые  имеют более специфический характер; возникает форма, которая способна  лучше обслуживать новую функцию,  чем старая форма. При развитии  организма более примитивные  системы не исчезают полностью,  а становятся сравнительно менее  важными и менее заметными.  Их удельный вес меньше, так  как более сложные системы  приобретают все более господствующее положение в жизни организма.

           Низкие уровни функционирования  подчинены более развитым уровням  функционирования, но они могут  выходить на передний план  при особых внутренних или  внешних условиях (например, в состоянии  сна, в патологическом состоянии,  при интоксикации, в различных  сложных жизненных условиях). В  таких случаях можно увидеть  регресс, частичное возвращение  к примитивным формам функционирования, прежде чем произойдет переход  к более высоким операциям.  Это, согласно X. Вернеру, соответствует  диалектическому принципу спиральности  в развитии.

           Из ортогенетического принципа  следуют также некоторые важные  стратегические идеи относительно  исследования психического развития.

           Для того чтобы начать изучение  развития, нужна первоначальная  теоретическая концепция - пусть  предварительная, гипотетическая - относительно идеального конечного  состояния, или наиболее зрелой  организации, которую может достичь организм в ходе своей жизни. Изменения в процессе развития - это не хаотические, а, скорее, направленные изменения. Поэтому для изучения и понимания процессов психического развития необходимо вникнуть в его эпистемологическую цель. Полноценное объяснение генетического развития предполагает, согласно концепции X. Вернера, четкое понимание финальной детерминации, то есть хорошее представление о состоянии умственного развития, к которому оно стремится и которое придает значение процессам изменения.

           Другая стратегия состоит в  исследовании первоначального психологического  состояния организма, то есть  источника или материальной основы  всего дальнейшего развития (законов  саморегуляции и адаптации первоначальных функциональных структур организма).

           Первоначальная и наиболее развитая  стадия психического развития  составляет основу для понимания  промежуточных форм. По мнению X. Вернера, два типа теоретического  анализа - функциональный и структурный  - ведут к организмическому целостному (системному) анализу, то есть к сравнительному анализу психических явлений в разных вариантах, в которых протекает развитие.

2.8. СООТНОШЕНИЕ  ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ В.

Эволюция  и взаимовлияния изложенных выше теоретических концепций и методов  исследования детского развития в западной психологии отражены в блок-схеме 1.

           Можно видеть, что все рассмотренные  теории были созданы учеными  одного поколения. Это указывает  на то, что в этот общественно-исторический  период существовала объективная  необходимость в разработке общей  теории развития. Однако единая  концепция детского развития  так и не была создана. Существует  столько разнообразных концепций,  сколько было крупных ученых.

           При большом разнообразии подходов  к проблеме детского развития  степень проникновения в сущность  этого процесса определяется  введением в психологию новых  методов исследования. Нетрудно  проследить переход от наблюдения  к констатирующему эксперименту  в его разнообразных проявлениях  (поперечные срезы, лонгитюд) и далее к сравнительному изучению развития в норме и патологии, в условиях разных культур, в прошлом и настоящем.

Информация о работе История развития психологии