История развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 232.89 Кб (Скачать)

           Одно из ключевых противоречий  психического развития состоит  в том, как соотносятся душа  и тело, т.е. биологическое, органическое, телесное и - психическое, как  происходит переход от органического  к психическому? По мнению А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: "эмоция", "моторика", "подражание", "социум".

           Подобно либидо у З. Фрейда, эмоции у А. Валлона в генезисе  психической жизни появляются  раньше всего остального. Ребенок  способен к психической жизни  только благодаря эмоциям. Именно  эмоции объединяют ребенка с  его социальным окружением, через  эмоции ребенок обретает опору  для своей биологии, в эмоции  осуществляется симбиоз органического  и психического, происходит как  бы "переливание" одного в  другое. Так, например, крик новорожденного - первоначально физическая реакция.  Под влиянием взрослых социальное  как бы "перехватывает" физиологическое,  чтобы оно стало психическим.  То же самое можно сказать  и об улыбке младенца. Будучи  первоначально проявлением "вегетативного  благополучия" ребенка, она связывает  ребенка с его окружением, и,  прежде всего, с матерью. Она  соответствует потребностям, возникающим  между ними, будучи их "непосредственным  органом".

           В концепции А. Валлона понятие  "эмоция" тесно связано с  понятием "движение". У маленького, еще не говорящего ребенка  движения тела уже могут свидетельствовать  о психической жизни. По мнению  А. Валлона, среди разных форм  или функций движения одна  прямо касается выражения эмоций - это тоническая, или постуральная, функция. Другая функция движения - кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей, осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, - это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям. Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению А. Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция.

           Дифференциация моторных функций  наступает под влиянием поведения  взрослого, удовлетворяющего потребности  ребенка. Анализ дифференциации  и координации движений как  сложной системы взаимодействия  моторных функций позволил А.  Валлону выделить психомоторные  типы развития ребенка, что  составило основу дифференциальной  психологии. Связь эмоции с движением  показывает, что психика рождается  из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.

           Другой большой переход в онтогенезе  психики - это переход от действия  к мысли. По мнению А. Валлона,  он возможен благодаря подражанию. А. Валлон подошел к анализу  этого феномена диалектически.  Для того чтобы понять, как  возможен переход от действия  к мысли, от плана сенсомоторных  приспособлений к плану сознания, нужно, по А. Валлону, найти  такое условие, при котором  первичная сенсомоторная слитность  поведения и первичная слитность  субъекта и объекта разрываются.  Источник, который формирует план  субъективности, план представления,  лежит не во взаимоотношениях  с физическим миром, а во  взаимодействии с окружающими  людьми: "Благодаря тому, что люди  необходимо вступают в сотрудничество  и общение друг с другом, у  них развиваются действия особого  рода - действия по подражанию, по  образцу действия других людей.  Эти действия отличаются от  примитивных инстинктивно-подражательных  реакций тем, что они строятся  именно как действия по образцу,  по социальной модели, которая  усваивается, ассимилируется субъектом.  Такого рода действия и замечательны  тем, что, относясь к внешнему  предметному миру, они, однако, формируются  не в прямых взаимодействиях  с ним, а в процессе общения  и поэтому уже не выражают  первичной слитности с ним,  характерной для сенсомоторных  приспособительных актов".

           Таким образом, на примере имитации  видна связь социума и психики  ребенка. А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим  для маленького ребенка, неспособного  ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны  быть дополнены, поняты, проинтерпретированы  взрослым человеком. Поэтому,  считает А. Валлон, человеческий  ребенок есть существо социальное  генетически, биологически. Социальная  природа человека не насаждается  путем внешних влияний, социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость.

           Такой подход отличает концепцию  А. Валлона от крайне биологизаторской концепции З. Фрейда (социального в природе человека нет) и от крайне социологической концепции Э. Дюркгейма (все в человеке социально, биология полностью отрицается).

           Сравнивая концепции А. Валлона  и З. Фрейда, известный французский  психолог, ученик и последователь  А. Валлона, Р. Заззо подчеркивает сходство и различие научных концепций З. Фрейда и А. Валлона. И для З. Фрейда, и для А. Валлона психика на всех своих уровнях порождается биологическими процессами. Оба - и А. Валлон, и З. Фрейд - эволюционисты, которые описывают генезис психики; оба видят амбивалентность, конфликты, преодоление которых обеспечивает переход от органических структур к личности. Наконец, оба признают роль общества. Однако здесь же коренится и глубокое различие. Роль общества для З. Фрейда состоит в том, чтобы подавлять, обуздывать инстинктивные влечения. Для А. Валлона общество - это консубстанция организма; противопоставление индивида обществу невозможно. Нельзя понять психическую жизнь иначе, чем в форме реципрокных отношений биологического и социального. Иначе, чем З. Фрейд, А. Валлон понимает основу психической жизни: понятие сексуальности он заменяет понятием инфантильной эмоциональности.

           А. Валлон никогда не отрицал  роль созревания в развитии. По  его мнению, созревание нервной  системы создает последовательность  типов и уровней активности. Но  для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе  эмоций, моторики и имитации, в  природе самого человеческого  организма. Таковы, например, круговые  реакции, впервые описанные Дж. Болдуином и подробно изученные Ж. Пиаже.

           Согласно А. Валлону, онтогенез  не воспроизводит филогенез, как  еще продолжал думать З. Фрейд.  Для З. Фрейда путь развития  детерминирован самой жизнью: существует  судьба, и судьба - это тело. Для  А. Валлона нет судьбы. Биология  и общество - необходимые условия,  но только лишь условия развития. Потребности новорожденного становятся  потребностями другого, взрослого  человека, и это открывает путь  свободного и прогрессивного  развития ребенка. Детство человека, безусловно, есть продукт эволюции, но оно объясняется также средой, в которой развивается ребенок.  Благодаря техническому прогрессу,  который навязывает индивиду  способность думать и чувствовать,  ребенок находится на одном  уровне с цивилизацией. Именно  поэтому биогенетический закон  не действует.

           Концепция психического развития  ребенка, созданная А. Валлоном, интересна для нас тем, что  в ней намечены стадии развития  личности. Как уже было сказано,  первые формы контакта ребенка  со средой носят аффективный  характер, последствием которого, по  словам А. Валлона, служит "не  сочувствие, а соучастие". В этот  период ребенок полностью погружен  в свои эмоции, и благодаря  этому он сливается с соответствующими  ситуациями, которые вызывают эти  реакции. Ребенок не способен  воспринимать себя как существо, отличное от других людей, от  каждого отдельного человека. Как  же ребенок начинает различать  то, что не принадлежит ему,  что исходит извне?

           Поведение ребенка в этот период  показывает, что он постоянно  чем-то занят: общается с другими  детьми и взрослыми, играет, постоянно  меняясь ролями с партнером.  Но при этом он еще не  может отличать действий партнера  по игре от своих собственных. Все эти действия для ребенка остаются пока лишь двумя пригнанными друг к другу частями одного целого. А. Валлон иллюстрирует это многочисленными примерами. Такими, например, как "катание шара", "ку-ку", "прятки".

           К трехлетнему возрасту это  слияние ребенка и взрослого,  по словам А. Валлона, неожиданно  исчезает, и личность вступает  в тот период, когда потребность  утверждать и завоевывать свою  самостоятельность приводит ребенка  ко многим конфликтам. Ребенок  противопоставляет себя окружающим, невольно оскорбляет их, так как  хочет испытать собственную независимость,  собственное существование. Этот  кризис, по мнению А. Валлона,  необходим в развитии ребенка. "Если его стараются сгладить, он может проявляться у ребенка  в мягкой снисходительности или  известном чувстве ответственности.  При сильном противодействии  он может привести к обескураживающему  безразличию или мщению исподтишка. Одерживая же победы слишком легко, ребенок становится склонным к самовосхвалению, как бы забывая о существовании других и замечая лишь самого себя" (Валлон А., 1967. С. 181-182). А. Валлон приводит исключительно интересные наблюдения, свидетельствующие о том, что с этого момента ребенок начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Важное условие для осознания себя - "присутствие ребенка перед зеркалом". "Удвоение тела - действие, благодаря которому осуществляется развитие психологического "Я" ребенка", - писал А. Валлон.

           За фазой противопоставления  окружающему следует, по А.  Валлону, фаза более позитивного  персонализма, проявляющаяся в двух  разных периодах, которые характеризуются  интересом ребенка к самому  себе ("возраст грации") и глубокой, необратимой привязанностью к  людям. Поэтому воспитание ребенка  в этом возрасте "должно быть  насыщено симпатией". Если в этом возрасте лишить ребенка привязанности к людям, то "он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний, или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле" (Там же. С. 185).

           Период от семи до двенадцати-четырнадцати  лет ведет личность к еще  большей самостоятельности. С  этого времени дети, наряду со взрослыми, стремятся к созданию своеобразного равноправного общества. "Теперь ребенок не оценивается по какому-либо одному признаку, который дает ему постоянное место в определенной группе людей. Напротив, ребенок постоянно перемещается из одной категории в другую. И это не просто фактическое положение, как было раньше, но положение, фиксируемое в понятии и осознаваемое. Ребенок узнает себя как средоточие различных возможностей" (Там же. С. 186). Осознание ребенком своей личности, по словам А. Валлона, находится в "категориальной фазе".

           В подростковом возрасте "личность  как бы выходит за пределы  самой себя. Личность пытается  найти свое значение и оправдание  в различных общественных отношениях, которые она должна принять  и в которых она кажется  незначительной. Она сравнивает  значимость этих отношений и  измеряет себя ими. Вместе с этим новым шагом в развитии, - говорит А. Валлон, - заканчивается та подготовка к жизни, которую составляет детство" (Там же. С. 187).

           Психическое развитие ребенка,  переходя от этапа к этапу,  представляет собой единство  как внутри каждого этапа, так  и между ними, поэтому, пишет  А. Валлон, "фрагментарное изучение  ребенка противоестественно". Такой  подход к развитию требует  соответствующего метода изучения  ребенка. А. Валлон выявлял  закономерности детского развития  с помощью сравнительного патопсихологического  метода, основанного на тонких  наблюдениях нормы, различных  отклонений и задержек развития. А. Валлон прямо признавал,  что нормальный ребенок раскрывается  в патологическом ребенке.

           Х. Вернер. Анализ стадий развития  личности в онтогенезе неизбежно  приводит к новым вопросам, которые  обсуждаются на протяжении полувека: почему организм, хорошо адаптированный  на одной стадии развития, переходит  к следующей? Каким образом развивающийся организм изменяется качественно и при этом сохраняет свою идентичность? Развитие - скачкообразный или непрерывный процесс?

           Теоретические основания для  ответа на эти вопросы содержатся  в ортогенетической концепции  X. Вернера. Согласно словарному  определению, ортогенез - теория  развития живой природы, утверждающая, что эволюция живых организмов происходит в строго определенном направлении, признает идею изначальной целесообразности в природе. Ортогенетическая концепция в психологии пытается охватить в целом психическую жизнь и ее развитие. С этой целью X. Вернер осуществил сравнительный анализ разных направлений эволюции - филогенеза, онтогенеза, микрогенеза, этногенеза, патогенеза. Всюду, где есть жизнь, подчеркивал он, происходит рост и развитие, поэтому психология отдельной личности и человеческой расы, психология животного и ребенка, психопатология и психология особых состояний сознания имеют генетическую основу. Сравнение фактов, полученных в разных областях исследования, позволит, по мнению X. Вернера, вывести общие законы развития, применимые для умственной жизни в целом.

Информация о работе История развития психологии