История развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 232.89 Кб (Скачать)

           Р. Сирс предложил принцип диадического анализа развития личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых "диадических ситуациях". Диадические отношения - это отношения ребенка и матери, учителя и ученика, отца и сына и т.п. По мнению Р. Сирса, нет строго фиксированных и неизменных черт личности (например, агрессивности или доброжелательности). Соответствующее поведение всегда зависит от личностных свойств другого члена диады.

           Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные исследования М. Мид, показал плодотворность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в культурах способы ухода за младенцами (способы кормления, ухода, укладывания спать, а позже - приучения к опрятности) и игры детей, исследователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.

           У. Бронфенбреннер выдвинул идею о том, что результаты коротких лабораторных экспериментов с детьми должны быть проверены в длительных исследованиях естественного хода детского развития, в которых должны быть учтены факторы воспитания в семье и группе сверстников.

           Э. Эриксон. Непосредственное психоаналитическое изучение ребенка в американской психологии также имеет длительную историю, которая связана с именем Э. Эриксона. Анализ детских игр, проведенный Э. Эриксоном, его наблюдения за развитием детей в двух резервациях американских индейцев, а также исследование биографий известных исторических личностей привело его к созданию концепции жизненного пути личности. Сравнение воспитания детей в индейских племенах с воспитанием белых американских детей позволило ему сделать вывод, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей - он всегда принимается матерью как единственно правильный. Однако этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество (племя, класс или каста), в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать. Из этих соображений вытекает идея Э. Эриксона о групповой и личной идентичности. Все детство человека - от рождения до юности - рассматривается им как длительный, двадцатилетний период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает субъективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание тождественности и непрерывности своего индивидуального бытия.

           Э. Эриксон - последователь З. Фрейда, однако, по признанию современников, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за З. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество. Однако и по этой концепции общество оказывает влияние на развитие личности по бихевиористской модели - по принципу "плюс-минус - подкрепление". Если индивид оправдывает надежды общества, - он включается в него, если нет, - отвергается.

2.7. Подходы к анализу  внутренних причин  психического развития  ребенка

Постановка  вопроса о фундаментальной основе развития, о том, что главное: ассоциация, подкрепление, инстинкт или таксис, также послужила толчком для  разносторонних исследований раннего  онтогенеза животных и человека. Идеи З. Фрейда, К. Лоренца, Ж. Леба, Ч. Шеррингтона впитывались американскими учеными и далее разрабатывались для объяснения буквально лавины фактов о сензитивных, критических периодах онтогенетического развития. Но каждый раз перед учеными выступала лишь одна сторона факта.

           Т. Шнейрла. Американского зоолога Т. Шнейрлу соотечественники считают основателем, отцом современной американской сравнительной психологии. Еще в 30-х гг. он высказал идеи, намного опередившие свое время. Т. Шнейрла провозгласил, что изучение развития - это изучение живого организма, оно требует изучения целостного организма и его интегрированных процессов. Он подчеркивал, что исследование любого поведенческого акта должно начинаться с анализа активности в аспекте биосоциальной организации индивида, структуры группы, к которой индивид принадлежит, и природы взаимодействия, в котором проявляются акты его поведения.

           Т. Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него. Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища, спариванию; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др. Это простейшие реакции мотивированного поведения животного. Их возникновение зависит от интенсивности стимула. Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а низкой интенсивности - приближения к стимулу. Основная линия эволюции, несомненно, устлана "останками видов", которые слишком далеко отклонились от этих путей и правил эффективной адаптивной взаимосвязи реакций и внешних условий, - писал Т. Шнейрла.

           У всех животных: у низших - на протяжении всей жизни, у высших - на ранних стадиях онтогенеза - приближение и удаление зависит от генерализованных эффектов, регулируемых энергией стимула, а не от того, что этологи называют инстинктами и регулирующими их врожденными механизмами. Новорожденные котята находят мать с помощью реакций на исходящие от нее термальные и тактильные стимулы; муравьи следуют друг за другом, приспосабливая свои движения к стимульному полю, в котором преобладают слабые ольфакторные и тактильные воздействия.

           Представление о том, что стимул  сам по себе вызывает реакцию,  неадекватно (если это понимать  обобщенно) для любого животного  на любой стадии. Используя понятие  "врожденный реализующий механизм", этологи не учитывают изменения  стимула в ходе онтогенеза. Эти  идеи Т. Шнейрла направляет как против этологов, так и против сторонников классического бихевиоризма.

           Исследования по сенсорной депривации показывают, по мнению Т. Шнейрлы, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающая метаболические процессы, существенные для всех видов деятельности - от гнездования до решения задач - первичная потребность организма. Исследования на кошках показали, что постоянное присутствие комплекса химических и тактильных стимулов от гнездового окружения и связи с матерью и собратьями, начиная с момента рождения, необходимы для нормального развития. Все их последующее развитие строится на основе селективного научения.

           У новорожденных млекопитающих  эти ранние двухфазные процессы  физиологического порядка, возбуждающиеся  в соответствии с величиной  стимула, обеспечивают основу  для последующего индивидуального  развития.

           В соответствии с теорией двухфазных  процессов Т. Шнейрла объясняет, например, развитие улыбки у новорожденного ребенка. Анатомы установили существование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры у млекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз. Поведенческие данные говорят о том, что поднимающая система имеет более низкий порог возбуждения, чем опускающая. При помощи стимула низкой интенсивности можно получить "механическую улыбку", при более высокой интенсивности - различные гримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.

           Ранняя реакция ребенка - это  реакция-гримаса, физиологически  вынужденная реакция на стимул  высокой интенсивности; социальная  улыбка возникает только после  длительного развития. Хотя эту  реакцию могут вызывать разнообразные  стимулы (легкое поглаживание  грудной клетки, слабые прикосновения  поблизости от уголков губ,  даже интероцептивные изменения после принятия пищи - "газовая улыбка"), все они обладают общим свойством - низкой интенсивностью. Этот процесс постепенно специализируется благодаря обусловливанию, где безусловным стимулом служит возбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.

           Улыбка, возбуждающаяся сначала  тактильными стимулами, затем  регулируется визуальными стимулами  низкой интенсивности, когда зрительное  восприятие достигает достаточного  совершенства.

           Визуальный эффект сначала очень  генерализован и распылен, но со временем он становится более специфическим. Меняется и сама форма улыбки: от быстротечной гримасы первых трех месяцев, нечетко отличающейся от общей "лицевой активности", до более четкого ее выражения. Далее возникает "социальная улыбка", обращенная к знакомым лицам. Но эта улыбка появляется в результате научения, в значительной степени зависящего от обстановки, в которой происходит развитие.

           В поисках внутренних механизмов  развития Т. Шнейрла игнорировал качественную грань между животным и человеком.

           В отличие от американской психологии, которая, по существу, остается психологией научения, европейские психологи (З. Фрейд, Ж. Пиаже, К. Левин, А. Валлон, X. Вернер) на основе созданных ими оригинальных методов исследования разрабатывали новые подходы к пониманию психического развития как качественного процесса, подчиняющегося внутренним законам самодвижения.

           Ж. Пиаже и его последователи  создали одно из наиболее плодотворных  направлений в изучении психического  развития ребенка - Женевскую  школу генетической психологии. Как известно, психологи этой  школы изучают происхождение  и развитие интеллекта у ребенка.  Для них важно понять механизмы  познавательной деятельности ребенка,  которые скрыты за внешней  картиной его поведения. Для  этой цели в качестве основного  метода используется известный  прием Ж. Пиаже, который ориентирован  не на фиксацию внешних особенностей  поведения ребенка и поверхностное  содержание его высказываний, а  на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов. Его метод получил название метода клинической беседы. Работы Ж. Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.

           Своеобразие развития психики  ребенка психологи Женевской  школы связывают с теми структурами  интеллекта, которые формируются  при жизни благодаря действию  ребенка с предметами. Внешние  материальные действия ребенка  (до двух лет) первоначально  выполняются развернуто и последовательно.  Благодаря повторению в разных  ситуациях действия схематизируются  и с помощью символических  средств (имитация, игра, речь и  др.) уже в дошкольном возрасте  переносятся во внутренний план. В младшем школьном возрасте  системы взаимосвязанных действий  превращаются в умственные операции. Порядок формирования фундаментальных  структур мышления постоянен,  но сроки их достижения могут  варьировать в зависимости от  внешних и внутренних факторов  и, прежде всего, от социальной  и культурной среды, в которой  живет ребенок. Согласно Ж.  Пиаже, законы познавательного  развития универсальны, они действуют  как в процессе развития мышления  ребенка, так и в ходе научного  познания.

           А. Валлон. Современник Ж. Пиаже  и его постоянный оппонент, французский  психолог Анри Валлон высоко  ценил его работы за то, что  в них была сделана попытка  преодолеть традиционный, чисто  описательный подход к психическому  развитию ребенка и было предложено  генетическое объяснение ярких  феноменов детского развития. Ж.  Пиаже отказался рассматривать  ощущения в качестве элемента  психической жизни. По его мнению, таким элементом должно стать  движение, точнее, действие. Эти представления  легли в основу создания нового  направления в исследовании развития  психики ребенка.

           Однако это направление в психологии, естественно, не могло решить всех проблем и во многих отношениях было ограниченным. Это заметил А. Валлон. Он не нашел в концепции Ж. Пиаже ответа на вопрос: как и когда в ходе развития ребенка движения, моторные схемы превращаются в сознание, хотя, как известно, Ж. Пиаже пытался ответить и на этот вопрос. Он наметил последовательность стадий развития от простых рефлекторных движений до сложных интеллектуальных операций. Фактически он руководствовался принципом "после этого - значит, по причине этого". Ошибку сразу же заметил А. Валлон: увидеть в генетическом процессе его этапы - еще не означает объяснить сам процесс. Кроме того, в концепции Ж. Пиаже моторные схемы и связи между ними соотносились с логическими системами, а они, как заметил А. Валлон, отражают господствующие идеи какой-либо научной школы или исторической эпохи. Недостатки теории Ж. Пиаже, по мнению А. Валлона, - недостатки любой психологии, которая ограничивается изучением отдельного индивида вне конкретных условий его жизни. По убеждению А. Валлона, трудности традиционной психологии нельзя преодолеть, если факторы психической жизни искать только в индивиде.

           Принципиальная методологическая  установка А. Валлона - необходимость  изучения конфликтов, противоречий, антиномий в ходе развития  ребенка, ибо "познание с  самого начала и по своему  существу должно сталкиваться  с противоречиями и преодолевать  их". Поэтому, с точки зрения  А. Валлона, при изучении развития  психики важно акцентировать  внимание не столько на сходстве  и подобии процессов, сколько  на различиях между ними. Более  того, для разрешения противоречий  важно даже углубить различия  между явлениями, чтобы лучше  понять причины и условия их  взаимосвязи и переходов от  одного состояния к другому.

Информация о работе История развития психологии