История развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 232.89 Кб (Скачать)

История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается  с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии  сравнительно легко,  но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались  объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Субъективная  психология  предлагает изучать  интеллектуальную жизнь  для того, чтобы понять, каким образом по ассоциации идей индивидуум осознает окружающий его мир. Изучение взаимоотношения  души и тела при этом окончательно уступает  место  изучению умственной деятельности и сознания.  Так  был сделан большой шаг вперед,  поскольку психика была признана лишь одной из функций организма,  а изучение ее вошло составной  частью в изучение жизненных процессов. Тем не менее, несмотря на научную  ”окраску” такой позиции, приходится признать, что психическая деятельность в сущности не в большей степени видима и измерима, чем состояние души.  А между тем увидеть - значит поверить.

Первые  шаги в сторону более объективной  психологии совершили такие исследователи, как Фехнер и Вундт: была заложена основа научной психологии,  ее первого подхода к сознанию — структуралистского. Развитие социальной и экономической сферы в XX веке и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии,  и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука

психология  стала искать новые направления  исследований.

За первыми  робкими шагами,  предпринятыми  структуралистами и функционалистами, последовало выдвижение ряда новых  подходов. Появившиеся концепции, нередко  противоречащие друг другу,  большей  частью опирались на те представления о человеке,  которых придерживался основатель того или иного направления.  Одни видели в человеке существо-объект,  вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства; для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить свою судьбу; третьи рассматривали его как общественное существо,поведение которого во всех  случаях окажется плодом его взаимодействия с партнерами или группой, к которой он принадлежит.

Независимо  от силы выдвигаемых доводов и  строгости  аргументации, нет сомнения в том, что каждый из этих подходов имеет свою историю,  вписывается  в определенный социально-экономический  контекст  и связан с определенным философским представлением о человеке.

Наука всегда остается одной из областей деятельности человека,  и как  бы она не старалась сохранить  свою независимость, она должна платить  дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится,  пожалуй, в еще большей мере, чем к  другим наукам. Было бы, однако, чрезмерным упрощенчиством во всех случаях судить о значении или роли  той или иной  теории по ее благосклонному приему данной социальной системой. Наибольшие успехи были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами. Среди противоречащих направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половине XX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов.  Различия сглаживаются по  мере углубления наших знаний.

Теперь  психологи  отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции,  которые, по их мнению, проливают  больше света на то или иное явление. Такой эклектический подход приводит к тому, что главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее, желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и  оказание эффективной помощи  тем, кто в ней нуждается.

Возрастная  психология — наука еще сравнительно молодая.  Она отстала  в  своем  развитии от таких наук, как физика или химия, почти на два столетия.  Понадобится еще множество экспериментов  и проверок,  прежде  чем она  сможет с полным правом претендовать на звание науки. Тем не менее, если окажется, что предсказания психологов  чаще подтверждаются, чем опровергаются, их можно будет все больше и  больше использовать для решения  проблем,  возникающих у людей.Психологи еще далеки от того, чтобы ответить на все вопросы,  однако проблемы, которые им уже удалось решить, позволяют разъяснить многие аспекты поведения. Психологи, занимающиеся научными исследованиями,  продолжают выдвигать новые гипотезы, проверять их, экспериментировать в надежде на создание все более и более последовательных теорий.  Затем эти теории можно будет применять к отдельным индивидуумам в зависимости от различных ситуаций,  в которых каждый человек может оказаться,  и с наибольшей пользой для себя.

Психическая деятельность всегда получает свое объективное  выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении  работы внутренних органов. Очень важно  изучать психическую жизнь в  процессе деятельности человека, наблюдая его поступки, поведение. И. М. Сеченов  писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой (психической деятельности) по последним, т. е. по внешним, признакам». Таким образом, познание психической, деятельности человека достигается главным образом через изучение его действий, поступков, речевого поведения.

В отечественной  психологии выделяется четыре группы методов.

К первой группе методов, которые можно назвать  организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

 Сравнительный  метод в настоящее время широко  применяется в общей психологии (сопоставление различных групп  испытуемых, или «выборок»), в социальной  психологии (сопоставление различных  типов малых групп и т. п.), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т. п.).

 В  детской психологии и психологии  взрослых сравнительный метод  выступает в виде метода возрастных, пли «поперечных», срезов. Сравнительно-возрастной  метод представляет собой сопоставление  отдельных особенностей по возрастам  с целью выявления динамики  изучаемого психического процесса. Одним из исследований такого  рода является работа А. А.  Смирнова и его сотрудников  по проблеме памяти, где сопоставлялись  особенности некоторых мыслительных  процессов у дошкольников, школьников  и взрослых людей.

 Параллельно  со сравнительным методом в  возрастной психологии разрабатывался  лонгитюдный метод. Он предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития.

 В  современных условиях психологические  исследования все чаще включаются  в комплексные исследовательские  программы в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, как правило, для решения крупных практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т. п.).

 Вторую, самую обширную группу методов  составляют эмпирические методы  добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).

 Третью  группу составляют методы обработки  данных. К этим методам относятся  количественный (статистический) и  качественный (дифференциация материала  по группам, вариантам, описание  случаев, как наиболее полно  выражающих типы и варианты, так  и являющихся исключениями) анализы.

 Четвертая  группа - интерпретационные методы. Сюда относятся генетический  и структурный методы.

 Генетический  метод позволяет интерпретировать  весь обработанный материал исследования  в характеристиках развития, выделяя  фазы, стадии, критические моменты  становления психических новообразований.  Он устанавливает «вертикальные»  генетические связи между уровнями  развития.

 Структурный  метод устанавливает «горизонтальные»  структурные связи между всеми  изученными характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет  несколько общих этапов.

Первый  этап - подготовительный. Собранные  предварительные сведения дают возможность  выдвинуть гипотезу - предположение  о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем  этапе.

 Второй  этап - собственно исследование. На  этом этапе путем использования  различных конкретных методик  получают данные, которые определяются  характером поставленной задачи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов  в их сочетании.

 На  третьем этапе данные обрабатываются. Проводятся количественный и  качественный анализы данных  исследования, которые дают возможность  выявить существующие связи и  закономерности.

В обработке  материала выделяют следующие моменты:

- первичный  анализ, т. е. анализ каждого  отдельно зафиксированного факта;

- первичный  синтез, т. е. установление связей  между данными первичного анализа  и выдвинутой ранее гипотезой;

- сравнительный  (вторичный) анализ, т. е. выделение  тех фактов, которые устойчиво  повторяются;

- вторичный  синтез, т. е. объединение этих  фактов, сопоставление их с гипотезой  и нахождение существенных закономерностей.

 Четвертый  этап включает использование  интерпретационных методов, что  позволяет истолковать полученные  данные на основе психологической  теории, выявить правильность или  ошибочность гипотезы исследования.

2.1. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОЛОГИИ

Педагогика  беспрерывно обращалась к детской  психологии с вопросами, что же такое  процесс детского развития и каковы его основные законы. Попытки объяснения этого процесса, делавшиеся детской  психологией, всегда были обусловлены  общим уровнем психологических  знаний. Сначала детская психология была описательной, феноменалистической наукой, не способной раскрыть внутренние законы развития. Постепенно психология, равно как и медицина, переходила от симптомов к синдромам, а затем и к настоящему причинному объяснению процесса. Как уже отмечалось, изменения в представлениях о психическом развитии ребенка были всегда связаны с разработкой новых методов исследования. "Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение - значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской психологии в аспекте культурного развития" (Выготский Л.С., 1983. С. 42). Важно подчеркнуть, что речь идет именно о методе, ибо конкретные методики, по мысли Л.С. Выготского, могут принимать разнообразные формы в зависимости от содержания частной проблемы, от характера исследования, от личности испытуемого.

           Большое влияние на возникновение  первых концепций детского развития  оказала теория Ч. Дарвина,  впервые четко сформулировавшая  идею о том, что развитие, генезис,  подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная  психологическая концепция всегда  была связана с поиском законов  детского развития.

           Ст. Холл. К числу ранних психологических  теорий относится концепция рекапитуляции.  Э. Геккель в 1874 г. сформулировал  биогенетический закон в отношении  эмбриогенеза: онтогенез есть краткое  и сжатое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на  процесс онтогенетического развития  ребенка. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе, и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

Информация о работе История развития психологии