Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:36, контрольная работа
История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.
История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная c XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.
Субъективная психология предлагает изучать интеллектуальную жизнь для того, чтобы понять, каким образом по ассоциации идей индивидуум осознает окружающий его мир. Изучение взаимоотношения души и тела при этом окончательно уступает место изучению умственной деятельности и сознания. Так был сделан большой шаг вперед, поскольку психика была признана лишь одной из функций организма, а изучение ее вошло составной частью в изучение жизненных процессов. Тем не менее, несмотря на научную ”окраску” такой позиции, приходится признать, что психическая деятельность в сущности не в большей степени видима и измерима, чем состояние души. А между тем увидеть - значит поверить.
Первые шаги в сторону более объективной психологии совершили такие исследователи, как Фехнер и Вундт: была заложена основа научной психологии, ее первого подхода к сознанию — структуралистского. Развитие социальной и экономической сферы в XX веке и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука
психология стала искать новые направления исследований.
За первыми робкими шагами, предпринятыми структуралистами и функционалистами, последовало выдвижение ряда новых подходов. Появившиеся концепции, нередко противоречащие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства; для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить свою судьбу; третьи рассматривали его как общественное существо,поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействия с партнерами или группой, к которой он принадлежит.
Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, нет сомнения в том, что каждый из этих подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенным философским представлением о человеке.
Наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она не старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам. Было бы, однако, чрезмерным упрощенчиством во всех случаях судить о значении или роли той или иной теории по ее благосклонному приему данной социальной системой. Наибольшие успехи были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами. Среди противоречащих направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половине XX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов. Различия сглаживаются по мере углубления наших знаний.
Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Такой эклектический подход приводит к тому, что главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее, желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказание эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.
Возрастная
психология — наука еще сравнительно
молодая. Она отстала в своем
развитии от таких наук, как физика
или химия, почти на два столетия.
Понадобится еще множество
Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, наблюдая его поступки, поведение. И. М. Сеченов писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой (психической деятельности) по последним, т. е. по внешним, признакам». Таким образом, познание психической, деятельности человека достигается главным образом через изучение его действий, поступков, речевого поведения.
В отечественной психологии выделяется четыре группы методов.
К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.
Сравнительный
метод в настоящее время
В
детской психологии и
Параллельно
со сравнительным методом в
возрастной психологии
В
современных условиях
Вторую,
самую обширную группу методов
составляют эмпирические
Третью
группу составляют методы
Четвертая группа - интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы.
Генетический
метод позволяет
Структурный
метод устанавливает «
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.
Первый
этап - подготовительный. Собранные
предварительные сведения дают возможность
выдвинуть гипотезу - предположение
о каких-либо психологических
Второй
этап - собственно исследование. На
этом этапе путем
На
третьем этапе данные
В обработке материала выделяют следующие моменты:
- первичный
анализ, т. е. анализ каждого
отдельно зафиксированного
- первичный
синтез, т. е. установление связей
между данными первичного
- сравнительный (вторичный) анализ, т. е. выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются;
- вторичный
синтез, т. е. объединение этих
фактов, сопоставление их с гипотезой
и нахождение существенных
Четвертый
этап включает использование
интерпретационных методов,
2.1. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОЛОГИИ
Педагогика беспрерывно обращалась к детской психологии с вопросами, что же такое процесс детского развития и каковы его основные законы. Попытки объяснения этого процесса, делавшиеся детской психологией, всегда были обусловлены общим уровнем психологических знаний. Сначала детская психология была описательной, феноменалистической наукой, не способной раскрыть внутренние законы развития. Постепенно психология, равно как и медицина, переходила от симптомов к синдромам, а затем и к настоящему причинному объяснению процесса. Как уже отмечалось, изменения в представлениях о психическом развитии ребенка были всегда связаны с разработкой новых методов исследования. "Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение - значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской психологии в аспекте культурного развития" (Выготский Л.С., 1983. С. 42). Важно подчеркнуть, что речь идет именно о методе, ибо конкретные методики, по мысли Л.С. Выготского, могут принимать разнообразные формы в зависимости от содержания частной проблемы, от характера исследования, от личности испытуемого.
Большое влияние на
Ст. Холл. К числу ранних