Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:58, реферат
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного.
Введение
1. Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры.
2. Развитие психологических знаний в эпоху феодализма.
3. Психологическая мысль в XVII в.
4. Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
5. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв.
Заключение
определяет дальнейшую умственную работу и т. д.
В отличие от “статуи” Кондильяка, Жюльен-Ламет-ри (1709 - 1751), предложил
образ “человека - машины”. Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим
именем трактат. Из него явствовало, что наделять организм человека душой
столь же бессмысленно, как искать ее в дейсвиях машины. Ламетри считал, что
выделение Декартом двух субстанций - не более, чем “стилистическая хитрость”,
придуманная для обмана теологов. Декарт устранил душу из организма животных
Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и человеческий организм, с которым
сопряжены психические способности; они—продукт его машиноподобных действий.
Другими лидерами движения за новое мировоззрение выступили К. Гельвеций (1715
- 1771), П Гольбах (1723 - 1789) и Д. Дидро (1713 - 1784). Отстаивая
принцип возникновения мира духовного из мира физического, они трактовали
наделенного психикой “человека - машину” как продукт внешних воздействий и
естественной истории.
Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-
философом Пьером Кабанисом (1757—1808). Ему принадлежит формула, согласно
которой мышление - это функция мозга. Свой вывод Кабанис подкреплял
наблюдениями, подсказанными кровавым опытом революции. Ему было поручено
выяснить, осознает ли казнимый на гильотине человек свои страдания (о чем
могут свидетельствовать, например, конвульсии). Кабанис ответил на этот
вопрос отрицательно; движения же обезглавленного тела имеют, по его мнению,
рефлекторный характер и не осознаются, ибо сознание - функция мозга. Понятие
о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам,
распространялось, таким образом, и на работу головного мозга
Впрочем, формула Кабаниса была использована для вульгаризации философии
материализма ее противниками. Кабанису приписали мнение о том, что мозг
выделяет мысль, подобно тому как печень - желчь, а почки - мочу. На деле же,
говоря о сознании как функции головного мозга, Кабанис имел в виду
совершенно иное. К внешним продуктам мозговой деятельности он относил
выражение мысли словами и жестами; за самой же мыслью, подчеркивал он, скрыт
неизвестный нервный процесс.
Французские материалисты эпохи Просвещения сыграли позитивную роль в
интеллектуальной жизни Европы. Они отстаивали идею целостности человека,
нераздельной
связи его телесно-духовного
и социальной, культивировали веру и способность чувственного опыта служить
единственным гарантом рационального знания о неисчерпаемом внешнем мире, в
нераздельность психических явлений и нервного субстрата, который их
производит.
Доказывая необходимость
нераздельности к ее эмпирическому исследованию, призывая искать корни
явлений, считавшихся порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом
души, в доступной для скальпеля и микроскопа нервной ткани, энциклопедисты
подготовили почву для движения научной мысли следующего столетия в новом
направлении.
Завершающий этап развития представлений
о природе психики XIX - XX вв.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не
механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим
предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект
экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом
физиологии было “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические)
исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его
анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи
физиология переводила на язык опыта.
Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Декарта
оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными
(сенсорными и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной
мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прахазке, французу
Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу, ]0по позволило объяснить механизм связи
нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча
которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая
мышечную реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для
медицины) это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным
путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во
внешней среде, от телесного субстрата, а не сознания (или души) как особой
бестелесной сущности.
Второе открытие, которое подрывало версию о существовании этой сущности, было
сделано при изучении органов чувств, их нервных окончании. Оказалось, что
какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и
тот же специфический для каждого из них эффект, например, любое раздражение
зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света. На этом
основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801—1858) сформулировал “закон
специфической энергии органов чувств”: никакой иной энергией, кроме известной
физике, нервная ткань, не обладает.
Выводы
Мюллера укрепляли научное
зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных
факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата.
Наконец, еще одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии
центральной нервной системы и легло в основу приобретшей огромную
популярность френологии. Его автор - австрийский анатом Франц Галль (1758-
1828) - предложил “карту головного мозга”, согласно которой различные
способности “размещены” в определенных участках, мозга. Это, по мнению Галля,
влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по “шишкам”,
насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции. Френология,
при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному изучению размещения
(локализации)
- психических функций в
В своей лабораторной экспериментальной работе физиологи - люди
естественнонаучного склада ума - вторгались в область, которая издавна
считалась заповедной для философов как “специалистов по душе”. В итоге
психические процессы перемещались в тот же ряд, что и видимая под микроскопом
и, препарируемая скальпелем нервная ткань, их порождающая. Оставалось,
правда, неясным, каким образом совершается чудо порождения психических
продуктов, которые человек не может увидеть, собрать в пробирку и т. д. Тем
не менее, выснялось, что эти продукты даны в пространстве. Подрывался
постулат, считавшийся со времен Декарта самоочевидным: душевные явления
отличаются от всех остальных своей непространственностью.
К новым открытиям пришел другой - исследователь органов чувств, физиолог
Эрнст Вебер (1795 - 1878). Он задался вопросом: насколько следует изменять
силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущении.
Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала зависимость
ощущении от нервного субстрата, его самого— зависимость между континуумом
ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что
между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне
определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при .котором
субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой
чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса
- 1/30 и т. д.
Опыты и математические выкладки стали истоком течения, влившегося в
современную науку под именем психофизики. Ее основоположником выступил
немецкий ученый Густав Фехнер (1801 - 1887). Развитие психофизики начиналось
с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах, которые
имели огромный методологический и методический резонанс во всем корпусе
психологического знания. В, него внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица
логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к поведению
субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между
внешними (объективными) явлениями.
Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении,
что разделил принципы причинности и закономерности. Ведь психофизиология была
сильна выяснением причинной зависимости субъективного факта (ощущения) от
строения органа (нервных волокон), как этого требовало “анатомическое
начало”. Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о
телесном субстрате, строго эмпирически, могут быть открыты законы, которым
подвластны ее явления.
Старая психофизиология с ее анатомическим началом расшатывалась самими
физиологами еще с одной стороны. Голландский физиолог Франц Дондерс (1818
- 1889) занялся
экспериментами по изучению