История психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного.

Содержание

Введение

1. Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры.

2. Развитие психологических знаний в эпоху феодализма.

3. Психологическая мысль в XVII в.

4. Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.

5. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв.

Заключение

Работа содержит 1 файл

История развития.docx

— 89.28 Кб (Скачать)
lign="justify">существ.

Первый  набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии

и новой  механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и

философу  Рене Декарту (1596 - 1650). Он ориентировался на модель организма

как механически  работающей системы. Тем самым, живое тело, которое во всей

прежней истории знаний рассматривалось  как одушевленное, т. е. одаренное и

управляемое Душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне

различие  между неорганическими и органическими  телами объяснялось по

критерию  отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых

технических устройства В век, когда эти устройства со все большей

определенностью утверждались в общественном производстве, далекая от

производства  научная мысль объясняла по их образу и подобию функции

организма. Первым большим достижением в  этом плане стало открытие Уильямом

Гарвеем (1578—1657) кровообращения: сердце предстало своего рода помпой,

перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось.

Второе  достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин

появился  позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии.

Если  Гарвей устранил душу из круга регуляторов  внутренних органов, то Декарт

отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде

работы  всего организма. Три столетия спустя И. П. Павлов, следуя этой

стратегии, распорядился поставить бюст Декарта  у дверей своей лаборатории.

Здесь мы вновь сталкиваемся с принципиальным для понимания прогресса научного

знания  вопросом о соотношении теории и  опыта (эмпирии). Достоверное знание об

устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Декарту

эта система  виделась в форме “трубок”, по которым проносятся легкие

воздухообразные частицы (он называл их “животными духам””). По декартовой

схеме внешний импульс приводит эти  “духи” в движение и заносит  в мозг,

откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает

руку, это  побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная

отражению светового луча от поверхности. Термин “рефлекс” и означал

отражение.

Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема,

несмотря  на ее умозрительный характер, стала великим открытием в

психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к

душе, как  движущей телом силе.

Декарт  надеялся, что со временем не только простые движения (такие, как

защитная  реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные

удастся объяснить открытой им физиологической механикой. “Когда собака видит

куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный

выстрел, звук его, естественно побуждает  ее убегать. Но тем не менее,

легавых собак обыкновенно приучают к  тому, что вид куропатки заставляет их

остановиться, а звук выстрела подбегать к куропатке”. Такую перестройку

поведения Декарт предусмотрел в своей схеме устройства телесного механизма,

который, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система.

Она действует  по своим законам и “механическим” причинам; их знание позволяет

людям властвовать над собой.

Этот  вывод противостоял декартовой идее разделения чувств на коренящиеся в

жизни организма и чисто интеллектуальные В качестве примера Декарт в своем

последнем сочинении—письме шведской королеве Христине—объяснил сущность

любви как чувства, имеющего две формы: телесную страсть без любви и

интеллектуальную  любовь без страсти. Причинному объяснению поддается только

первая, поскольку она зависит от организма  и биологической механики. Вторую

можно только понять и описать.

Однако, Декарта и его воззрения начинают подвергать критике, и одним из, тех,

кто не согласен с Декартом является Томас  Гоббс (1588 - 1679). Он начисто

отверг  душу как особую сущность. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме

материальных  тел, которые движутся по законам  механики, открытым Галилеем.

Соответственно  и все психические явления  подчиняются этим глобальным

законам. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По

закону  инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного

следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же

порядке, в каком сменялись ощущения.

Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Об ассоциации как

факторе, объясняющем, почему данный психический образ оставляет у человека

именно  такой, а не другой след, было известно со времен Платона и Аристотеля.

Для великих  ученых XVII века научное познание психики  как причин явлений

имело в качестве непреложной предпосылки обращение к телесному устройству.

Но эмпирические знания о нем были, как показало время, столь фантастичны,

что прежние  свидетельства следовало игнорировать. На этот путь стали

приверженцы эмпирической психологии, понимавшие под опытом обработку

субъектом содержания своего сознания. Они использовали понятия об ощущениях,

ассоциациях и т. д. как фактах внутреннего опыта. Генеалогия этих понятий

восходила к открытому свободной мыслью объяснению психической реальности,

открытому благодаря тому, что было отринуто веками царившее убеждение, будто

эта реальность производится особой сущностью—душой. Отныне активность души

выводилась  из законов и причин, действующих  в телесном, земном мире. Знание

же законов  природы рождалось не из внутреннего  опыта наблюдающего за собой

сознания, но из общественно-исторического опыта” обобщенного в научных

теориях Нового времени.

     Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.

В этом веке, как и в предшествующем, в Западной Европе происходило дальнейшее

укрепление  капиталистических отношений. Индустриальная революция превратила

Англию  в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения

привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии.

Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.

Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех

человеческих  бед невежество, религиозный фанатизм, требовали вернуться к

естественной  неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, со

слепой  религиозной верой, утвердить в умах людей взамен ложного знание

научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что, следуя этим

путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков с тем, чтобы

повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в

различных странах различную тональность соответственно своеобразию их

общественно-исторического развития.

Наиболее  ярко идеи Просвещения исповедовались на французской почве в

преддверии революции, покончившей с феодально-абсолютистским строем. В

Англии, где 'буржуазные отношения утвердились  раньше, чем во Франции, главным

идеологом Просвещения стал Дж. Локк. Его соотечественник физик и математик И.

Ньютон (1643—1727) создал новую механику, повсеместно воспринятую как

образец и идеал точного знания, как  великое торжество разума. В новом  свете

представления о психике человека были освещены в трудах Юма.

Мнение  Юма о том, что понятие о  субъекте может быть сведено к  пучку

ассоциаций, было направлено своим критическим  острием против представления о

душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и

связывает между собой отдельные психические  феномены. Предположение о такой

спиритуальной субстанции защищал, в частности, Беркли, отвергавший субстанцию

материальную. Согласно же Юму, душа есть нечто вроде  театральных подмостков,

где проходят чередой сцепленные между собой  сиены.

Учения  об ассоциациях английских мыслителей XVIII века, как в

материалистическом, так и идеалистическом вариантах, направляли научные

поиски  многих западных психологов двух последующих веков.

Самыми  радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу  и

человека  сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские

мыслители. Они объединились вокруг 35-томной “Энциклопедии, или Толкового

словаря наук, искусств и ремесел” (1751—1780), освещавшей новейшие

достижения человеческого знания (поэтому их принято называть

энциклопедистами). В энциклопедии с материалистических позиций излагались и

вопросы психологии.

Крайним сенсуалистом зарекомендовал себя философ Этьен Бонно де Кондильяк

(1715—1780). Для наглядности он предложил образ “статуи”, которая поначалу

не обладает ничем, кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить

извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное (например, обонятельное),

как начинает действовать вся психическая  механика. Как только один запах

сменяется другим, сознание готово получить все  то, что Декарт относил на счет

врожденных  идей, а Локк - рефлексии. Силь-яое ощущение порождает внимание;

сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который

Информация о работе История психологии