История психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного.

Содержание

Введение

1. Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры.

2. Развитие психологических знаний в эпоху феодализма.

3. Психологическая мысль в XVII в.

4. Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.

5. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв.

Заключение

Работа содержит 1 файл

История развития.docx

— 89.28 Кб (Скачать)

Ибн-аль-Хайсам  изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение,

смешение  цветов, контраст и т д. Он указывал, что для полного восприятия

объектов необходимо движение глаз - перемещение зри тельных осей Ибн-аль-

Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его

длительности, еде лав акцент на факторе времени. Подметив, что при

кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые

объекты, он сделал вывод условием возникновения зрительного образа служат не

только  непосредственные воздействия световых раздражителей, но и

сохраняющиеся в нервной системе следы прежних  впечатлений.

Параллельно, продолжался, хотя и более медленно процесс исследования психики

человека  и в Европе, хотя оно испытывало сильнейшее давление средневековой

католической  церкви, и как следствие, рассматривало  все с точки зрения

религии (достаточно лишь обратиться к схоластике средневековья и ее взглядам

на систему  психики человека).

Понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший

источник  религиозного самоуглубления у Августина и вновь выступило как

опора модернизированной и теологической психологии у Фомы Аквинского. Работу

души  последний представил в виде следующей схемы сначала она совершает акт

познания - ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем осознает,

что ею произведен этот акт, и, наконец, проделав обе операции, душа

“возвращается” к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как

уникальную  сущность Перед нами - замкнутое сознание, из которого нет выхода

ни к  организму, ни к внешнему миру.

В Англии, где социальные устои феодализма подрывались наиболее энергично,

появляется  номинализм (от лат “номен”— имя) Он возник в связи со спором о

природе общих понятий, или универсалий, суть которого состояла в том,

существуют  ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от

нашего  мышления, либо представляют собой  только имена, реально же познаются

лишь  конкретные явления.

Самым энергичным проповедником номинализма  был профессор Оксфордского

университета  Уильям Оккам (ок. 1285—1349). Отстаивая учение о “двойственной

истине” (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть

основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом

следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов,

либо  классы имен, знаков.

Номинализм  способствовал развитию естественнонаучных взглядов на

познавательные  возможности человека К знакам как главным регуляторам

душевной  активности неоднократно обращались многие мыслители последующих

веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием “бритвы

Оккама”), согласно которому “не следует умножать сущности без надобности”

Иначе говоря, нет смысла прибегать к  объяснению каких-либо явлений многими

силами  или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом:

“Бесполезно делать посредством многого то, что  можно сделать посредством

меньшего”. Это стало основой своего рода “закона экономии” в психологии,

проиллюстрировать который можно таким примером:

Итак, в  раннем средневековье под пластом  чисто рассудочных построений, чуждых

реальным  особенностям психической деятельности, пробивался родник новых

идей, связанных  с опытным познанием души и  ее проявлений. В противовес

принятым  схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из

сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме

воли  божьей, складывалась методология, основанная на опытном,

детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следующую

историческую  эпоху.

Переходный  период от феодальной культуры к буржуазной получил имя эпохи

Возрождения. Его главной особенностью стало  возрождение античных ценностей”

без которых  едва ли бы смогли существовать и арабо-язычная, и латино-язычная

(в Западной  Европе, как известно, языком образованности  была латынь)

культуры.

Мыслители Возрождения полагали, что они  очищают античную картину мира от

“средневековых  варваров”. Восстановление античных памятников культуры в их

подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата, хотя их

восприятие, разумеется, было созвучно новому образу жизни, обусловленной им

интеллектуальной  ориентации. Возникновение мануфактурного производства,

усложнение  и совершенствование орудий труда, великие географические

открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои

права в ожесточенной политической борьбе,— все эти процессы изменили

положение человека в мире и обществе, а следовательно - и его представления

о мире и самом себе

Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной

церковными  догмами схоластики превращается в символ свободомыслия, спасения от

этих  догм В главном очаге Возрождения -Италии - разгораются споры между

спасшимися  от инквизиции сторонниками Ибн-Рошда (аверроистами) и еще более

радикально  настроенными александристами.

Последний термин происходит от имени древнегреческого философа Александра

Афродисийского, жившего в Афинах в конце II в. н. э., который

прокомментировал трактат Аристотеля “О душе” иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное

различие  касалось вопроса о бессмертии души - главного вопроса в церковном

вероучении. Если Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как

высшую  часть души, бессмертным, то Александр настаивал на целостности

аристотелевского  учения и его тезисе о том, что все способности души

начисто исчезают вместе с телом.

У александристов антиклерикальные мотивы звучали резче н последовательнее,

чем у  аверроистов. Оба направления сыграли важную роль в создании новой

идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма

человека .и его психических функций. По этому пути пошли многие философы,

натуралисты, врачи, которых отличал интерес к изучению природы. Их

творчество  пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество

наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания

от схоластической мудрости.

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519). Он представлял

новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в

комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей,

инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира,

их опыт радикально менял культуру л строй мышления. Высшей ценностью

становился  не божественный разум, а, говоря языком Леонардо, - “божественная

наука живописи”. При этом под живописью понималось не только искусство

отражения мира в художественных образах.

Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее

самосознание. Субъект осознавал себя центром  направленных вовне духовных сил,

которые воплощаются в реальные, чувственные  ценности; он желал подражать

природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.

Наряду  с Италией возрождение новых  гуманистических взглядов на

индивидуальную  психическую жизнь достигло высокого уровня в других странах,

где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании

возникли  направленные против схоластики учения, устремленные к поискам

реального знания о психике. Так, Хуан Луис Вивес (1492-1540) в ставшей

знаменитой  в Европе книге “О душе и жизни” доказывал, что природа человека

познается не из книг, а путем наблюдения и  опыта, позволяющих, опираясь на

теорию, правильно воспитывать ребенка.

Другой  врач Хуан Уарте (ок. 1530 - 1592), также отвергая умозрение и

схоластику, требовал применить индуктивный  метод “Исследования способностей к

наукам” (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии

работа, в которой ставилась задача изучить  индивидуальные различия между

людьми  для определения их пригодности  к различным профессиям.

Дальнейшее  свое развитие учение о психике человека приобретает уже в 17 веке.

                     Психологическая мысль в XVII в.                    

XVII век  стал эпохой коренных изменений  в социальной жизни Западной Европы,

веком научной революции и торжества нового мировоззрения. Его предвестником

был итальянский  ученый Галилео Галилей (1564 - 1642), учивший, что природа

есть  система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме

геометрических  и механических. Все, что происходит в мире, следует объяснять

только  этими материальными свойствами, только законами механики.

Господствовавшее веками убеждение в том, что движениями природных тел

правят  бестелесные души, цели и формы, было ниспровергнуто. Этот новый взгляд

на мироздание произвел полный переворот в объяснении причин поведения живых

Информация о работе История психологии