Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:58, реферат
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного.
Введение
1. Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры.
2. Развитие психологических знаний в эпоху феодализма.
3. Психологическая мысль в XVII в.
4. Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
5. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв.
Заключение
двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все
изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой
активности субъекта. Так, из “отпечатков”, которые сохраняют органы чувств,
воля создает воспоминания.
Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не
приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности
воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа
поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную
деятельность и ее незримые продукты.
Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающего высшей
истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку
предполагалось, что эта истинность даруется Богом. В дальнейшем трактовка
внутреннего опыта, освобожденная от религиозной окраски, слилась с
представлением об интроспекции как особом, присущем только психологии,
методе исследования сознания.
Таким образом, в трудах древнегреческих мыслителей мы находим попытки решения
многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В
их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления
поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых
трактовался микрокосм индивидуальной - человеческой души.
Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения
и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных
проявлений от общего строя вещей, их физической природы. (Вопрос о месте
психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями, до сих
пор остается стержневым в психологической теории.)
Только после того, как была осмыслена произвольность жизни души от
физического мира, их внутреннее родство, а тем самым - и необходимость
изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам,
открывшим своеобразие ее объектов.
Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем,
ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной' точкой для него
служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика
является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы
было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в
теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как
материалистов, так и идеалистов) покидать организм с которым она внешне
связана, а способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость
от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от
понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную
роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от
пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории
культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей,
чувственно воспринимаемых телом.
Это направление придало особую остроту проблеме”.
Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о
человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся
в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и
социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное
и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели
природы подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли,
которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого
смысла и религиозно-мифологических образов.
За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических
коллизий работа исследовательской мысли, и только история науки может
раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности,
неразличимые за самим термином “душа”, давшим имя нашей науке.
Развитие психологических знаний в эпоху феадолизма.
Древнегреческая цивилизация в силу нараставшей социально-экономической
деградации общества разрушалась Постепенно утрачивалась большая часть
достигнутых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре
наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной
нетерпимости ко всему “языческому”. В IV в был уничтожен научный центр в
Александрии В начале VI в. император Юстиниан закрыл просуществовавшую около
тысячи лет Афинскую школу—последний очажок античной философии. Христианство,
став господствующей идеологией феодального общества, культивировало ненависть
ко всякому знанию, основанному на опыте и разуме, внушало веру в
непогрешимость церковных догматов и греховность самостоятельного, отличного
от предписанного священными книгами понимания устройства и предназначения
человеческой души. Естественнонаучное исследование природы приостановилось.
Его сменили религиозные спекуляции.
Переориентация философского мышления в направлении сближения с позитивным
знанием о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры -
арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII— XII вв.
После объединения в VII в. арабских племен возникло государство, имевшее
своим идеологическим оплотом новую религию - ислам. Под эгидой этой религии
началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием
Халифата, на территориях которого жили народы с древними культурными
традициями
Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного
государства восприняла достижения многих населявших его народов, а также
эллинов, народов Индии В культурные центры Халифата прибывали караваны
верблюдов, навьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках
В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные
мирки, были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки,.
на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь Сочинения Платона и
Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык,
переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе.
Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и
медицинской Появившиеся во множестве астрономы, математики, химики,.
географы, ботаники, врачи создавали мощный культур но научный слой, из
которого выделились крупнейшие умы Они обогатили достижения своих древних
предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской
и научной мысли на Западе, в том числе и психологической Среди них следует
выделить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (XI в) (в латинской
транскрипции - Авиценну).
С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес
представляет его медицинская психология. В ней важное место отводилось
учению о роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма Созданный
Ибн-Синой “Канон медицинской науки” обеспечил ему “самодержавную власть во всех
медицинских школах средних веков”
Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной
психологии Он изучал связь между физическим развитием организма и его
психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при
этом важное значение воспитанию Именно посредством воспитания осуществляется,
по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма
Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в
результате воздействия на него окружающих людей, вызывая у ребенка те или
другие аффекты, взрослые формируют его натуру.
Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о
возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму
определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную,
аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей Идея взаимосвязи
психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных
состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах,
деятельности воображения) глубоко влиять на них - разрабатывалась Ибн-Синой
на основе его обширного медицинского опыта.
Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял
попытку изучить этот вопрос экспериментально
Особый интерес арабские натуралисты и математики, и Ибн-Сина в том числе,
проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются
открытия Ибн-аль-Хайсама (XI в), в латинской транскрипции Альгазена. В
каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект
запечатления внешнего воздействия, с другой - присоединяющуюся к этому
эффекту
работу ума, благодаря которой
видимых объектов