История психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного.

Содержание

Введение

1. Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры.

2. Развитие психологических знаний в эпоху феодализма.

3. Психологическая мысль в XVII в.

4. Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.

5. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв.

Заключение

Работа содержит 1 файл

История развития.docx

— 89.28 Кб (Скачать)

двух  направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все

изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой

активности  субъекта. Так, из “отпечатков”, которые  сохраняют органы чувств,

воля  создает воспоминания.

Все знание заложено в душе, которая живет  и движется в Боге. Оно не

приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности

воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа

поворачивается  к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную

деятельность  и ее незримые продукты.

Идея  о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающего высшей

истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку

предполагалось, что эта истинность даруется Богом. В дальнейшем трактовка

внутреннего опыта, освобожденная от религиозной окраски, слилась с

представлением  об интроспекции как особом, присущем только психологии,

методе  исследования сознания.

Таким образом, в трудах древнегреческих  мыслителей мы находим попытки решения

многих  проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В

их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления

поиска  тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых

трактовался микрокосм индивидуальной - человеческой души.

     Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения

и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных

проявлений  от общего строя вещей, их физической природы. (Вопрос о месте

психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями, до сих

пор остается стержневым в психологической теории.)

Только  после того, как была осмыслена  произвольность жизни души от

физического мира, их внутреннее родство, а тем  самым - и необходимость

изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам,

открывшим своеобразие ее объектов.

     Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем,

ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной' точкой для него

служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика

является  формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы

было  крупным шагом вперед. Оно позволило  увидеть в психическом не обитающую в

теле  душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как

материалистов, так и идеалистов) покидать организм с которым она внешне

связана, а способ организации поведения живых систем.

     Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость

от форм, которые создаются не природой, а  человеческой культурой, а именно от

понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную

роль  в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от

пифагорейцев  и Платона, отчуждены от материального  мира, от реальной истории

культуры  и общества и представлены в виде особых духовных сущностей,

чувственно воспринимаемых телом.

Это направление  придало особую остроту проблеме”.

Античные  ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о

человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся

в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и

социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное

и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели

природы подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли,

которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого

смысла  и религиозно-мифологических образов.

За эволюцией  представлений о сущности души скрыта полная драматических

коллизий  работа исследовательской мысли, и только история науки может

раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности,

неразличимые  за самим термином “душа”, давшим имя нашей науке.

           Развитие психологических знаний в эпоху феадолизма.          

Древнегреческая цивилизация в силу нараставшей социально-экономической

деградации  общества разрушалась Постепенно утрачивалась большая часть

достигнутых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре

наносила  христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной

нетерпимости  ко всему “языческому”. В IV в был  уничтожен научный центр в

Александрии В начале VI в. император Юстиниан закрыл просуществовавшую около

тысячи  лет Афинскую школу—последний очажок античной философии. Христианство,

став  господствующей идеологией феодального  общества, культивировало ненависть

ко всякому  знанию, основанному на опыте и  разуме, внушало веру в

непогрешимость  церковных догматов и греховность  самостоятельного, отличного

от предписанного священными книгами понимания устройства и предназначения

человеческой  души. Естественнонаучное исследование природы приостановилось.

Его сменили религиозные спекуляции.

Переориентация  философского мышления в направлении сближения с позитивным

знанием о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры -

арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII— XII вв.

После объединения в VII в. арабских племен возникло государство, имевшее

своим идеологическим оплотом новую религию - ислам. Под эгидой этой религии

началось  завоевательное движение арабов, завершившееся образованием

Халифата, на территориях которого жили народы с древними культурными

традициями

Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного

государства восприняла достижения многих населявших его народов, а также

эллинов, народов Индии В культурные центры Халифата прибывали караваны

верблюдов, навьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках

В то время, когда в Западной Европе, распавшейся  на замкнутые феодальные

мирки, были начисто забыты достижения европейской  и александрийской науки,.

на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь  Сочинения Платона и

Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык,

переписывались  и распространялись по всей огромной арабской державе.

Именно  это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и

медицинской Появившиеся во множестве астрономы, математики, химики,.

географы, ботаники, врачи создавали мощный культур но научный слой, из

которого  выделились крупнейшие умы Они обогатили достижения своих древних

предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской

и научной  мысли на Западе, в том числе  и психологической Среди них следует

выделить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (XI в) (в латинской

транскрипции - Авиценну).

С точки  зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес

представляет  его медицинская психология. В ней важное место отводилось

учению  о роли аффектов в регуляции и  развитии поведения организма Созданный

Ибн-Синой  “Канон медицинской науки” обеспечил  ему “самодержавную власть во всех

                        медицинских школах средних веков”                       

Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной

психологии  Он изучал связь между физическим развитием организма и его

психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при

этом  важное значение воспитанию Именно посредством воспитания осуществляется,

по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма

Чувства, изменяющие течение физиологических  процессов, возникают у ребенка  в

результате воздействия на него окружающих людей, вызывая у ребенка те или

другие  аффекты, взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким  образом, предположения о

возможности управлять процессами в организме  и даже придавать организму

определенный  устойчивый склад путем воздействия  на его чувственную,

аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей  Идея взаимосвязи

психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных

состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах,

деятельности  воображения) глубоко влиять на них - разрабатывалась Ибн-Синой

на основе его обширного медицинского опыта.

Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь  наблюдениями, он предпринял

попытку изучить этот вопрос экспериментально

Особый  интерес арабские натуралисты и  математики, и Ибн-Сина в том числе,

проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются

открытия  Ибн-аль-Хайсама (XI в), в латинской транскрипции Альгазена.  В

каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект

запечатления  внешнего воздействия, с другой - присоединяющуюся к этому

эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается  сходство и различие

видимых объектов

Информация о работе История психологии