История психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного.

Содержание

Введение

1. Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры.

2. Развитие психологических знаний в эпоху феодализма.

3. Психологическая мысль в XVII в.

4. Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.

5. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв.

Заключение

Работа содержит 1 файл

История развития.docx

— 89.28 Кб (Скачать)

числе и познания психических явлений. Какими бы извилистыми путями ни шло это

познание  в последующие века, оно подчинялось  идеям закона, причинности и

организации. Открытые две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции

объяснительные  причины стали на все времена основой объяснения душевных

явлений.

Совершенно  новую сторону познания этих явлений  открыла деятельность

философов-софистов (от греч. слова “софия” - “мудрость”). Их интересовала не

природа, с ее не зависящими от человека законами, но сам человек, который как

гласил  афоризм первого софиста Протагора, “есть мера всех вещей”. Впоследствии

прозвище “софист” стало применяться к лжемудрецам, выдающим с помощью

различных уловок мнимые доказательства за истинные. Но в истории

психологического познания деятельность софистов открыла новый объект:

отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, призванных

доказать  и внушить любое положение  независимо от его достоверности.

В связи  с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических

рассуждений, строение речи, характер отношений  между словом, мыслью и

воспринимаемыми предметами.

Были  оставлены поиски природной “материи”  души. На передний план выступило

изучение  речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее

использования для манипулирования людьми. Их поведение ставилось в

зависимость не от материальных причин, как то представлялось прежним

философам, вовлекшим душу в космический круговорот. Теперь она попадала в

сеть  произвольно творимых логико-лингвистических  хитросплетений. Из

представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законам и

неотвратимым  причинам, действующим в физической природе. Язык и мысль лишены

подобной  неотвратимости; они полны условностей и зависят от человеческих

интересован пристрастий. Тем самым действия души приобретали зыбкость и

неопределенность. Вернуть им прочность ненадежность, но коренящиеся не в

вечных  законах макрокосмоса, а во внутреннем строе самой души, стремился

Сократ (V в. до н.э.).

Подбирая  определенные вопросы, - Сократ помогал  собеседнику “родить” ясное и

отчетливое  знание. Он любил говорить, что продолжает в области логики и

нравственности  дело своей матери - повитухи. Уже  знакомая нам формула

Гераклита “познай самого себя” означала у Сократа совсем иное: она

направляла  мысль не к вселенскому закону (Логосу) в образе космического огня,

но к  внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению

действовать разумно согласно пониманию лучшего.

Говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слава

обнажить  то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума. Во всяком

случае, в его методике таились идеи, сыгравшие через много Столетий ключевую

роль  в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли

ставилась в зависимость от задачи, создающей препятствие для ее привычного

течения.

После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная

деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о

душе  наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно

особые  сущности, которых физическая природа  не знает. Мир этих реалий стал

сердцевиной философии ученика Сократа Платона (конец V—первая пол. IV в. до

н. э.).

Платон  создал в Афинах свой “научно-учебный  центр”, названный Академией, у

входа в которую было написано: “Не знающий геометрии да не войдет сюда”.

Геометрические  фигуры, общие понятия, математические формулы, логические

конструкции - все это особые умопостигаемые объекты, наделенные, в отличие

от калейдоскопа чувственных впечатлений (изменчивых, ненадежных, у каждого

разных), незыблемостью и обязательностью для любого индивидуума. Возведя эти

объекты в особую действительность, чуждую чувственному земному миру, Платон

увидел  в них сферу вечных идеальных  форм, скрытых за небосводом в виде

особого нетленного царства идеи.

Все чувственно - воспринимаемое, от неподвижных. звезд и до непосредственно

ощущаемых предметов,. суть лишь затемненные идеи, их несовершенные слабые

копии. Утверждая принцип первичности  сверхпрочных общих идей по отношению ко

всему происходящему в тленном телесном, материальном мире, Платон стал

родоначальником философии идеализма.

Всякое  знание, согласно Платону, есть воспоминание. Душа вспоминает (для

этого требуются специальные усилия) то, что ей довелось созерцать до своего

земного рождения.

Опираясь  на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения

(диалога), Платон сделал следующий шаг.  Он под новым углом зрения  оценил

процесс мышления, не получающий выражения  в сократовом, внешнем диалоге. В этом

случае, по мнению Платона, его сменяет диалог внутренний: “Душа, размышляя,

ничего  иного не, делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая,

утверждая и отрицая”. Феномен, описанный Платоном, известен современной

психологии  как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи

внешней (социальной) получил название интериоризации (от латинского “интериор”

— внутренний). У самого Платона нет этих терминов; тем не менее перед нами

теория, прочно вошедшая в современное научное знание об умственном устройстве

человека.

Дальнейшее  развитие понятия о душе шло в  направлении его дифференциации,

выделения различных “частей” и функций  души.

Накапливалось огромное количество фактов - сравнительно-анатомических,

зоологических, эмбриологических и других, ставших  опытной основой наблюдений

и анализа  поведения живых существ. Обобщение  этих фактов, в первую очередь

биологических, стало основой психологического учения Аристотеля и

преобразования  главных объяснительных принципов  психологии: организации,

закономерности  и причинности.

Уже сам  термин “организм” требует рассматривать  его под углом зрения организации

, то есть упорядоченности целого для достижения какой-либо цели или для

решения какой-либо задачи. Устройство этого  целого” и его работа (функция)

нераздельны. “Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение”, -

говорил Аристотель. Душа организма - это его  функция, работа. Трактуя

организм  как систему, Аристотель выделял  в нем различные уровни способностей к

деятельности. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным

новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно

разделяло возможности организма, заложенный в нем психологический ресурс и

его практическую реализацию. При этом намечалась схема  иерархии способностей

как функций души: а) вегетативной (она имеется и у растений), б)

чувственно-двигательной  (у животных и человека), в) разумной (присущая только

человеку). Функции души становились уровнями ее развития.

Тем самым  в психологию вводилась в качестве важнейшего объяснительного принципа

идея  развития. Функции души располагались в виде “лестницы форм” где из

низшей (и на ее основе) возникает функция  более высокого уровня. Вслед за

вегетативной (растительной). функцией формируется способность ощущать, на ее

основе  развивается способность мыслить. При этом в развитии каждого человека

повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир

(впоследствии  это было названо биогенетическим  законом).

Различие  между чувственным восприятием  и мышлением было одной из первых

психологических истин, открытых древними. Аристотель, следуя принципу

развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. В своих

поисках он открыл особую область психических образов, которые возникают без

прямого воздействия предметов на органы чувств. Сейчас эти образы принято

называть  представлениями памяти и воображения (в терминологии Аристотеля—

“фантазии”). Эти образы подчинены открытому  опять-таки Аристотелем механизму

ассоциации - связи представлений. Объясняя развитие характера, он утверждал,

что человек  становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки.

Изучение  органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному

принципу  научного объяснения— принципу причинности  (детерминизма) Среди

различных типов причинности Аристотель выделил особую целевую причину или

“то, ради чего совершается действие”, ибо, согласно Аристотелю, “природа

ничего  не делает напрасно” Конечный результат  процесса (цель) заранее

воздействует  на его ход. Психическая жизнь в данный момент зависит не только

от прошлого, но и неизбежного будущего (то, что  должно произойти,

определяется  происходящим сейчас).

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии:

системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля -

это не особая сущность, а способ организации  живого тела, представляющего

Информация о работе История психологии