Все
же в современной психологической литературе
провести данное различие крайне сложно,
достаточно привести лишь некоторые определения
толерантности: «ценность взаимодействия
в условиях противоречия»; «принятие иных,
отличающихся от твоих собственных, интересов
и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная
настроенность, антипод агрессивности,
злобности и раздражительности»; «способность
выслушивать, пытаться вынести из полученной
информации зерна разума и уживаться c
различными точками зрения, как бы выслушанное
ни противоречило собственным воззрениям»;
«стремление к согласию, бесконфликтность».
Толерантность
педагога-психолога видится в единстве
следующих компонентов: когнитивный, эмоционально-волевой;
поведенческий. Единство этих компонентов
позволяет в полной мере реализовать наиболее
ценные, по нашему мнению, функции толерантности.
Так
же неотъемлемой частью является ориентация
на психологические подходы к
изучению толерантности:
-
Толерантность не является механическим
результатом действия каких-либо факторов,
подлинная толерантность - это проявление
сознательного, осмысленного и ответственного
выбора человека, его собственной позиции
и активности по построению определенных
отношений (экзистенциально-гуманистический
подход).
-
Психологической основой толерантности
и ключевым ее измерением являются личностное
измерение толерантности - ценности, смыслы,
личностные установки (личностный подход).
-
Среди всех разнообразных видов и форм
толерантности основанием общей является
межличностная толерантность: толерантность
как особый способ взаимоотношения и межличностного
взаимодействия с партнером, как межличностный
диалог (диалогический подход).
Итогом
решения первой задачи явилось изучение
понятия толерантности, которая представляет
собой способность педагога-психолога
понять, признать, принять партнера по
общению таким, какой он есть, видя в нем
носителя иных ценностей, логики мышления,
и индивидуальной личности.
Субъект,
поступающий в университет, иногда
не принимает во внимание аспекты, связанные
c выполнением профессиональных обязанностей
и нередко имеет весьма смутное представление
об особенностях приобретения профессиональных
умений и навыков.
В
настоящее время преобладает такое обучение,
при котором студенты, как правило, не
знают, какую роль в их будущей жизни сыграют
изучаемые ими дисциплины. Отсюда, правомерна
постановка проблемы будущим специалистам
адекватного личностного смысла профессиональной
деятельности и мотивационно-ценностного
отношения к ней.
Итогом
второй задачи является препятствия на
пути к формированию толерантности у студентов,
связанные с ошибочным представлением
о будущей профессиональной деятельности,
которое может способствовать плохому
восприятию процесса обучения. И вести
за собой не понимание поставленных профессиональных
задач, а следствием проявлению интолерантного
отношения к партнерам в общении.
В
ходе решения третьей задачи был
подобран диагностический материал
для оценки динамики преобладания толерантности
у студентов педагогов-психологов
в процессе профессионального обучения
в вузе. Подобранные методики общей коммуникативной
толерантности (В.В. Бойко) и экспресс-опросник
«Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой,
О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева Л.А. Шайгеровой)
позволили выявить уровни межличностной,
социальной, а так же этнической толерантности.
Методики подбирались в соответствии
с возрастными особенностями студентов
и задачами исследования.
Исследование
проводилось в один этап, посредством
которого были собраны исходные данные
у 74 студентов с 1 по 4 курс. Затем осуществлялся
качественный и количественный анализ
собранных данных, с применением методов
математической статистики к обработке
результатов.
Итоговым
решением четвертой задачи является
анализ полученных в ходе исследования
результатов, было выявлено общее снижение
уровня интолерантности у студентов более
старших курсов. Представители этой группы
обладают характерным комплексом поведения:
имеют высокие адаптационные способности
во взаимодействии с другими людьми и
терпимость к чужим дискомфортным состояниям
и т.п.. Уровень интолерантности индивида
понижается с повышением уровня его образования,
а так же межличностная толерантность
студентов педагогических специальностей
тесно связана с когнитивным компонентом
через знания нормо-ролевых моделей, правил,
которые формируются у них с раннего возраста.
Что говорит о склонности людей именно
с таким набором определенных личных качеств,
выбирать профессию педагога-психолога.
Таким
образом, гипотеза о том, что у студентов,
обучающихся на факультете «педагогики
и психологии» происходит формирование
и эффективное развитие толерантности,
и снижение уровня интолерантности подтвердилась.
Дальнейшее
исследование этой проблематики можно
проводить у студентов, обучающихся
на факультете «психологии» в других вузах.
А также у преподавателей-психологов.
Это позволит в полной мере исследовать
динамику изменения уровня толерантности
именно в данной области.
Список использованной литературы
- Аветисян К.А. Оптимизация
отношений в системе учитель
– ученик. / Под общ. ред. Цветковой И.В.,
Шадриной М.С. – М: Гос. НИИ семьи и воспитания,
2007. – 312 с.
- Аксёнова
Л.А. Психология личности. Психолого-педагогические
аспекты толерантности: учеб. пос. Новосибирск:
Изд-во НГТУ, 2008. - 160 с.
- Асмолов А.Г.
Толерантность как культура ХХI века //
Толерантность: объединяем усилия: материалы
конференции / сост. и ред. М.Н. Генишева.
– М., 2007. – С. 84–94.
- Асмолов А.Г.
Практическая психология и проектирование
вариантного образования в России: от
парадигмы конфликта – к парадигме толерантности
/ А Г. Асмолов // Вопросы психологии. –
2008. – № 4. – С. 3–12.
- Бардиер Г.Л.
Социальная психология толерантности.
СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета,
2007. - 217 с.
- Безюлева
Г.В. Толерантность в пространстве образования:
учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева,
Г.М. Шеламова. – М.: Моск. соц.-психолог.
ин-т, 2007. – 152 с.
- Бондырева
С.К. Толерантность (введение в проблему).
- М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2007. – 240 с.
- Вислова А.Д.
Нетерпимость в молодежной среде и способы
ее преодоления / А.Д. Вислова // Воспитание
школьников. – 2008. – № 3. –С. 15–20.
- Вислова А.Д.
Формирование толерантной личности –
стратегическая задача образования / А.Д.
Вислова // Социально-гуманитарные знания.
– 2008. – № 4. – С. 152–162.
- Возрастные
особенности формирования толерантности.
Труды по социологии образования. Т. VIII.
Вып. XIX/ Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр
социологии образования РАО, 2008. - 208 с.
- Галицких
Е.О. Диалог в образовании как способ становления
толерантности: учеб.-метод. пособие / Е.
О. Галицких. – М.: Академический проект,
2008. – 240 с.
- Гершунский
Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых
приоритетов образования // Педагогика.
2008. № 7. с. 37-41.
- Декларация
принципов терпимости: утверждена резолюцией
5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от
16 ноября 1995 года. Провозглашена и подписана
16 ноября 1995 года // Мир без конфронтации
/ под общ. ред. Л. И. Семиной. – М., 2006. –
С. 293–299.
- Деркач A.A.
Толерантность как психологическая категория.
// Толерантность личности: характеристики,
закономерности, механизмы формирования/под
ред. A.A. Деркач, Е.В Селезневой. - М.: Изд-во
РАГС, 2010. - С. 215.
- Кавун Л.В.
Толерантность как многомерный феномен
// Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Социокультурные
проблемы современной молодежи. Часть
1». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. С. 378–387.
- Клепцова
Е.Ю. Психология и педагогика толерантности:
учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. – М.: Академ.
проект, 2009. – 173 с.
- Кристалл
Г. Аффективная толерантность. // Журнал
практической психологии и психоанализа.
2007. №3. - с. 124-132.
- Леонтьев
Д.А. К операционализации понятия толерантность
// Вопр. психол. 2009. № 5. С. 3–16.
- Мацковский
М.С. Толерантность как объект социологического
исследования // Межкультурный диалог:
исследования и практика / Под ред. Г. У.
Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой.
М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2008.
– 374 с.
- Мириманова
М.С. Конфликтология: Учебник для студ.
сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2009. – 320 с.
- Мириманова
М.С. Воспитание толерантности // Психология
личности. -2009.- № 2. – с. 71-86.
- Мчедлов
М.П. Толерантность / Под ред. М.П. Мчедлова.
– М.: Республика, 2008. - 416 с.
- Нельсон
Т. Психология предубеждений. Секреты
шаблонов мышления, восприятия и поведения.
– М.: Олма-пресс, 2009. - 645с.
- Поппер К.Р.
Логика научного исследования/ К.Р. Поппер;
пер. с англ. под общ. ред. В.Н.Садовского.
- М.: Республика, 2008. - 447 с.
- Практическая
психодиагностика. Методики и тесты: учеб.
пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский.
Самара: Издат. дом «БАХРАМ-М», 2009. - 672 с.
- Психодиагностика
толерантности личности / под ред. Г.У.
Солдатовой Л.А. Шайгеровой. - М.: «Дело»,
2008. – 471 с.
- Риэрдон,
Б.Э. Толерантность – дорога к миру / Б.Э.
Риэрдон. – М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
- Рюмшина
Л.И. Библиотека психологии и педагогики
толерантности. // Вопросы психологии.
2006, №2. С. 27-36.
- Сковородкина,
И.З. Современные аспекты проблемы воспитания
толерантности у учащейся молодежи / И.З.
Сковородкина // Развитие образовательного
пространства на Европейском Севере России:
монография. – Архангельск, 2007. – С. 195–202.
- Скрябина
О.Б. Педагогические условия формирования
коммуникативной толерантности у студентов.
Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома,
2008. – 124 с.
- Социология
межэтнической толерантности – М.: Изд-во
Ин-та социологии РАН, 2007. – 349 с.
- Толерантность:
взгляд, поиск, решение / под ред. Безюлевой
Г.В., Шеламовой Г.М.. М.: Вербум-М, 2009.- 168
с.
- Толерантность
личности: характеристики, закономерности,
механизмы формирования/ под ред. Деркач
А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. и др. –
М.: Изд-во РАГС, 2009. – 213с.
- Толерантность
как практическая философия педагогики:
коллективная монография. – Екатеринбург:
«Полиграфист», Уральский межрегиональный
институт общественных наук, 2008. – 126 с.
- Толерантное
сознание и формирование толерантных
отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод,
ст. М.: Изд-во Мог.ков. психол.-социал. ин-та;
Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 312 с.
- Федоренко,
Л.Г. Толерантность в общеобразовательной
школе: метод. материалы / Л.Г. Федоренко.
– СПб.: КАРО, 2007. – 128 с.
- Фопель К.
Сплоченность и толерантность в группе.
- М.: Генезис, 2008. – 344с.
- Хомяков
М.Б. Толерантность и современная цивилизация.//
Толерантность. Екатеринбург, УрГУ, 2010.
– 279 с.
- Чупров, В.
И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров,
Ю.А. Зубок, К. Уильямс. – М.: Наука, 2006. –
230 с.
- Щеколдина
С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина.
– М.: «Ось–89», 2008. – 112 с.
- Юровских
Н.Г. Толерантность как личностный и культурный
феномен. Дисс. канд. филос. наук.– Омск,
2008. – 187с.
- Яньшин П.
В. Клиническая психодиагностика личности.
СПб.: Изд-во «Речь», 2007. - 320 с.
Приложения
Приложение
1
Бланк методики
диагностики общей коммуникативной толерантности
(В.В.
Бойко)
Инструкция:
Оцените, насколько
приведенные ниже суждения
верны по отношению
к Вам. При ответе используйте
баллы от 0 до 3, где
0
– совсем неверно,
1
– верно в некоторой
степени,
2
– верно в значительной
степени,
3
– верно в высшей
степени.
Шкала
1. Неприятие или
непонимание индивидуальности
другого человека
№ |
Утверждения |
Баллы |
1. |
Медлительные
люди обычно действуют мне на нервы |
|
2. |
Меня раздражают
суетливые, непоседливые люди |
|
3. |
Шумные детские
игры я переношу с трудом |
|
4. |
Оригинальные,
нестандартные, яркие личности чаще
всего действуют на меня отрицательно |
|
5. |
Безупречный во
всех отношениях человек насторожил
бы меня |
|
Всего: |
|
Шкала 2.
Использование себя
в качестве эталона
при оценке поведения
и образа мыслей
других
людей.
№ |
Утверждения |
Баллы |
6. |
Меня обычно
выводит из равновесия несообразительный
собеседник |
|
7. |
Меня раздражают
любители поговорить |
|
8. |
Меня затрудняет
разговор с безразличным для меня
попутчиком в поезде (самолете), начатый
по его инициативе |
|
9. |
Я бы тяготился
разговорами случайного попутчика,
который уступает мне по уровню знаний
и культуры |
|
10. |
Мне трудно найти
общий язык с партнерами иного
интеллектуального уровня, чем у
меня |
|
Всего: |
|
Шкала 3.
Категоричность или
консерватизм в оценках
других людей
№ |
Утверждения |
Баллы |
11. |
Современная молодежь
вызывает неприятные чувства своим
внешним видом (прически, косметика,
наряды) |
|
12. |
Так называемые
“новые русские” обычно производят неприятное
впечатление либо бескультурьем, либо
рвачеством |
|
13. |
Представители
некоторых национальностей в
моем окружении откровенно мне несимпатичны |
|
14. |
Есть тип
мужчин (женщин), который я не выношу |
|
15. |
Терпеть не могу
деловых партнеров с низким интеллектуальным
или профессиональным уровнем |
|
Всего: |
|
Шкала 4.
Неумение скрывать или
сглаживать неприятные
чувства при столкновении
с некоммуникабельными
качествами партнеров
№ |
Утверждения |
Баллы |
16. |
Считаю, что
на грубость надо отвечать тем же |
|
17. |
Мне трудно скрыть,
если человек мне чем-либо неприятен |
|
18. |
Меня раздражают
люди, стремящиеся в споре настоять
на своем |
|
19. |
Мне неприятны
самоуверенные люди |
|
20. |
Обычно мне
трудно удержаться от замечания в
адрес озлобленного или нервного
человека, который толкается в транспорте |
|
Всего: |
|
Шкала 5.
Стремление переделать,
перевоспитать партнеров
№ |
Утверждения |
Баллы |
21. |
Я имею привычку
поучать окружающих |
|
22. |
Невоспитанные
люди возмущают меня |
|
23. |
Я часто ловлю
себя на том, что пытаюсь воспитывать
кого-либо |
|
24. |
Я по привычке постоянно
делаю кому-либо замечания |
|
25. |
Я люблю командовать
близкими |
|
Всего: |
|