Исследование толерантности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71

Работа содержит 1 файл

Диплом Исследование толерантности.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     Все же в современной психологической литературе провести данное различие крайне сложно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться c различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность».

     Толерантность педагога-психолога видится в единстве следующих компонентов: когнитивный, эмоционально-волевой; поведенческий. Единство этих компонентов позволяет в полной мере реализовать наиболее ценные, по нашему мнению, функции толерантности.

     Так же неотъемлемой частью является ориентация на психологические подходы к  изучению толерантности:

     - Толерантность не является механическим результатом действия каких-либо факторов, подлинная толерантность - это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (экзистенциально-гуманистический подход).

     - Психологической основой толерантности и ключевым ее измерением являются личностное измерение толерантности - ценности, смыслы, личностные установки (личностный подход).

     - Среди всех разнообразных видов и форм толерантности основанием общей является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия с партнером, как межличностный диалог (диалогический подход).

     Итогом  решения первой задачи явилось изучение понятия толерантности, которая представляет собой способность педагога-психолога понять, признать, принять партнера по общению таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, и индивидуальной личности.

     Субъект, поступающий в университет, иногда не принимает во внимание аспекты, связанные c выполнением профессиональных обязанностей и нередко имеет весьма смутное представление об особенностях приобретения профессиональных умений и навыков.

     В настоящее время преобладает такое обучение, при котором студенты, как правило, не знают, какую роль в их будущей жизни сыграют изучаемые ими дисциплины. Отсюда, правомерна постановка проблемы будущим специалистам  адекватного личностного смысла профессиональной деятельности и мотивационно-ценностного отношения к ней.

     Итогом второй задачи является препятствия на пути к формированию толерантности у студентов, связанные с ошибочным представлением о будущей профессиональной деятельности, которое может способствовать плохому восприятию процесса обучения. И вести за собой не понимание поставленных профессиональных задач, а следствием проявлению интолерантного отношения к партнерам в общении.

     В ходе решения третьей задачи был  подобран диагностический материал для оценки динамики преобладания толерантности  у студентов педагогов-психологов в процессе профессионального обучения в вузе. Подобранные методики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) и экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева Л.А. Шайгеровой) позволили выявить уровни межличностной, социальной, а так же этнической толерантности. Методики подбирались в соответствии с возрастными особенностями студентов и задачами исследования.

     Исследование  проводилось в один этап, посредством  которого были собраны исходные данные у 74 студентов с 1 по 4 курс. Затем осуществлялся качественный и количественный анализ собранных данных, с применением методов математической статистики к обработке результатов.

     Итоговым  решением четвертой задачи является анализ полученных в ходе исследования результатов, было выявлено общее снижение уровня интолерантности у студентов более старших курсов. Представители этой группы обладают характерным комплексом поведения: имеют высокие адаптационные способности во взаимодействии с другими людьми и терпимость к чужим дискомфортным состояниям и т.п..  Уровень интолерантности индивида понижается с повышением уровня его образования, а так же межличностная толерантность студентов педагогических специальностей тесно связана с когнитивным компонентом через знания нормо-ролевых моделей, правил, которые формируются у них с раннего возраста. Что говорит о склонности людей именно с таким набором определенных личных качеств, выбирать профессию педагога-психолога.

     Таким образом, гипотеза о том, что у студентов, обучающихся на факультете «педагогики и психологии» происходит формирование и эффективное развитие толерантности, и снижение уровня интолерантности подтвердилась.

     Дальнейшее  исследование этой проблематики можно  проводить у студентов, обучающихся  на факультете «психологии» в других вузах. А также у преподавателей-психологов. Это позволит в полной мере исследовать динамику изменения уровня толерантности именно в данной области.

 

Список использованной литературы 

     
  1. Аветисян К.А. Оптимизация  отношений в системе учитель  – ученик. / Под общ. ред. Цветковой И.В., Шадриной М.С. – М: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2007. – 312 с.
  2. Аксёнова Л.А. Психология личности. Психолого-педагогические аспекты толерантности: учеб. пос. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 160 с.
  3. Асмолов А.Г. Толерантность как культура ХХI века // Толерантность: объединяем усилия: материалы конференции / сост. и ред. М.Н. Генишева. – М., 2007. – С. 84–94.
  4. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариантного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности / А Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 3–12.
  5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007. - 217 с.
  6. Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования: учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г.М. Шеламова. – М.: Моск. соц.-психолог. ин-т, 2007. – 152 с.
  7. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему). -  М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 240 с.
  8. Вислова А.Д. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / А.Д. Вислова // Воспитание школьников. – 2008. – № 3. –С. 15–20.
  9. Вислова А.Д. Формирование толерантной личности – стратегическая задача образования / А.Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4. – С. 152–162.
  10. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIX/ Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2008. - 208 с.
  11. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. – М.: Академический проект, 2008. – 240 с.
  12. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2008. № 7. с. 37-41.
  13. Декларация принципов терпимости: утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года // Мир без конфронтации / под общ. ред. Л. И. Семиной. – М., 2006. – С. 293–299.
  14. Деркач A.A. Толерантность как психологическая категория. // Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования/под ред. A.A. Деркач, Е.В Селезневой. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - С. 215.
  15. Кавун Л.В. Толерантность как многомерный феномен // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Социокультурные проблемы современной молодежи. Часть 1». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. С. 378–387.
  16. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. – М.: Академ. проект, 2009. – 173 с.
  17. Кристалл Г. Аффективная толерантность. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. №3. - с. 124-132.
  18. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия толерантность // Вопр. психол. 2009. № 5. С. 3–16.
  19. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2008. – 374 с.
  20. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  21. Мириманова М.С. Воспитание толерантности // Психология личности. -2009.- № 2. – с. 71-86.
  22. Мчедлов М.П. Толерантность / Под ред. М.П. Мчедлова. – М.: Республика, 2008. - 416 с.
  23. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. – М.: Олма-пресс, 2009. - 645с.
  24. Поппер К.Р. Логика научного исследования/ К.Р. Поппер; пер. с англ. под общ. ред. В.Н.Садовского. - М.: Республика, 2008. - 447 с.
  25. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издат. дом «БАХРАМ-М», 2009. - 672 с.
  26. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой Л.А. Шайгеровой. - М.: «Дело», 2008. – 471 с.
  27. Риэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру / Б.Э. Риэрдон. – М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
  28. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2006, №2. С. 27-36.
  29. Сковородкина, И.З. Современные аспекты проблемы воспитания толерантности у учащейся молодежи / И.З. Сковородкина // Развитие образовательного пространства на Европейском Севере России: монография. – Архангельск, 2007. – С. 195–202.
  30. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2008. – 124 с.
  31. Социология межэтнической толерантности – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2007. – 349 с.
  32. Толерантность: взгляд, поиск, решение / под ред. Безюлевой Г.В., Шеламовой Г.М.. М.: Вербум-М, 2009.- 168 с.
  33. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования/ под ред. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. и др. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 213с.
  34. Толерантность как практическая философия педагогики: коллективная монография. – Екатеринбург: «Полиграфист», Уральский межрегиональный институт общественных наук, 2008. – 126 с.
  35. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. М.: Изд-во Мог.ков. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 312 с.
  36. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: метод. материалы / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2007. – 128 с.
  37. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М.: Генезис, 2008. – 344с.
  38. Хомяков М.Б. Толерантность и современная цивилизация.// Толерантность. Екатеринбург, УрГУ, 2010. – 279 с.
  39. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. – М.: Наука, 2006. – 230 с.
  40. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина. – М.: «Ось–89», 2008. – 112 с.
  41. Юровских Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен. Дисс. канд. филос. наук.– Омск, 2008. – 187с.
  42. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. - 320 с.

 

Приложения 

     Приложение 1

Бланк методики диагностики общей коммуникативной толерантности

(В.В.  Бойко)

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно, 

1 – верно в некоторой  степени, 

2 – верно в значительной  степени, 

3 – верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или  непонимание индивидуальности другого человека

Утверждения Баллы
1. Медлительные  люди обычно действуют мне на нервы  
2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди  
3. Шумные детские  игры я переношу с трудом  
4. Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно  
5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня  
Всего:
 

 Шкала 2. Использование себя в качестве эталона  при оценке поведения  и образа мыслей

других  людей.

Утверждения Баллы
6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный  собеседник  
7. Меня раздражают любители поговорить  
8. Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый  по его инициативе  
9. Я бы тяготился  разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры  
10. Мне трудно найти  общий язык с партнерами иного  интеллектуального уровня, чем у  меня  
Всего:
 

 Шкала 3. Категоричность или  консерватизм в оценках  других людей

Утверждения Баллы
11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим  внешним видом (прически, косметика, наряды)  
12. Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством  
13. Представители некоторых национальностей в  моем окружении откровенно мне несимпатичны  
14. Есть тип  мужчин (женщин), который я не выношу  
15. Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем  
Всего:
 

 Шкала 4. Неумение скрывать или  сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными  качествами партнеров

Утверждения Баллы
16. Считаю, что  на грубость надо отвечать тем же  
17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен  
18. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем  
19. Мне неприятны  самоуверенные люди  
20. Обычно мне  трудно удержаться от замечания в  адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте  
Всего:
 

 Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров 

Утверждения Баллы
21. Я имею привычку поучать окружающих  
22. Невоспитанные люди возмущают меня  
23. Я часто ловлю  себя на том, что пытаюсь воспитывать  кого-либо  
24. Я по привычке постоянно  делаю  кому-либо замечания  
25. Я люблю командовать  близкими  
Всего:

Информация о работе Исследование толерантности у студентов