Исследование толерантности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71

Работа содержит 1 файл

Диплом Исследование толерантности.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     В группе наблюдается у подавляющегося большинства студентов тенденция  к навязыванию собственных позиций, невзирая на точку зрения партнера.

     

     Рисунок 7. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 6 

     Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности:

     У группы студентов I курса высокий уровень интолерантности преобладает у 8 человек, что составляет 50 % от общего количества студентов в группе, и говорит о том, что данная категория людей стремится усложнить отношения с партнёром, придавать особый неприятный смысл его поступкам и словам. Средний уровень толерантности просматривается у 1 студента (6%) и свидетельствует о том, что в некоторых ситуациях может, происходить зацикливание человека на различиях между личностными особенностями и особенностями характера партнера. Низкий уровень интолерантности отмечается у 7 человек (44%), что обусловливает наиболее терпимое отношению к людям, которые допускают ошибки либо непреднамеренно причиняют неприятности им.

     Рассмотрев, группу студентов II курса было отмечено, что высокий уровень нетерпимости по отношению к людям, совершившим какие – то ошибки, либо допустившим оплошность, по отношению к ним, проявляют 9 студентов (45%), средний уровень толерантности присутствует у 4 человек (20%), низкий уровень нетерпимости наблюдается у 7 студентов, что составляет 35% от общего количества студентов в группе.

     При анализе студентов III курса значение высокие показатели наблюдаются у 7 человек (41%), средние показатели у 2 человек (12%), они способны признать свою ошибку, если сочтут мнение партнера более правильным. Низкие показатели у 8 человек, что составляет 47%. Из полученных результатов видно, что преобладает у части студентов как нетерпимое отношение к неловким поступкам партнера. У другой части низкий уровень нетерпимости, что говорит о высокой степени нравственных принципов.

     При рассмотрении IV курса по шкале высокий уровень интолерантности присутствует у 7 студентов из группы и составляет 33%. Средний уровень толерантности наблюдается у 5 студентов (24%). Низким уровнем интолерантности отличаются 9 человек (43%) из группы, они способны менять свое представление о человеке, исходя из его поступков, действий, манеры общения. Данные показывают, что большинство студентов, не стремится усложнять отношения с партнером, при допущении им ошибок либо неловкостей. Но так, же присутствует часть студентов, которым любое действие повлекшее неприятность со стороны партнера расценивается как причинение обиды, либо возникновение конфликта.

     

     Рисунок 8. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 7 

     Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми:

     У группы студентов I курса высокий уровень нетерпимости наблюдается у 10 студентов (63%), что характеризует неспособность к сочувствию и сопереживанию, например при недомогании или болезни партнера. Средний уровень присутствует у 2 человек (13%), и говорит об умеренном отношении, к каким - либо проявлениям слабости у партнера. Низкий уровень наблюдается у 4 человек (25%), они всегда проявляют отзывчивость и сострадание по отношению к физическому либо психическому дискомфорту партнера.

     При анализе группы II курса высокие показатели наблюдаются у 8 студентов (40%), средние показатели присутствуют у 1 человека из группы и составляют (5%). Низкие показатели доминируют у 11 студентов (55%), они терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, незлопамятны. В целом по группе большинство составляют студенты с высоким уровнем толерантности, способные к сопереживанию и понимаю проблем других людей.

     Анализ  группы студентов III курса показал, что высокий уровень нетерпимости наблюдается у 7 человек (41%), средний уровень не наблюдается ни у одного студента. Низким уровнем интолерантности обладают 10 человек, что составляет 59%. Данные показывают, что у большинства студентов преобладает повышенный уровень эмпатии по отношению к чувствам партнера.

     При исследовании IV курса студентов с высоким уровнем нетерпимости наблюдается 9 человек (42%), со средним уровнем 6 человек (29%). Низкие показатели преобладают так же у 6 студентов (29%). Проведенный анализ свидетельствует о том, что у большинства студентов присутствует способность к милосердию к людям, имеющим неблагоприятные жизненные обстоятельства. 

     

Рисунок 9. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 8 

     Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других:

     У студентов I курса по шкале высокий уровень интолерантности преобладает у 7 человек и составляет 44% от общего количества студентов в группе, и говорит о том, что адаптация к себе намного важнее и достигается проще, чем адаптация к партнеру. Человек стремится в первую очередь изменять партнера, что не приемлет по отношение к себе. Средний уровень наблюдается у 4 человек (25%), как правило, таким людям не всегда легко идти на уступки партнерам, и чаще всего до последнего настаивают на своем в споре, даже если они не правы. Никий уровень нетерпимости присутствует у 5 человек (31%), эти люди во всех ситуациях остаются толерантными по отношению к партнеру, легко приспосабливаются к новым коллегам по работе, не обременяя себя, поддерживают отношения даже с теми, которые им кажутся несколько странными людьми.

     Анализ  студентов II курса показал, что высокий уровень интолерантности проявляют 6 студентов (30%), средний 3 студента (15%), низкий уровень интолерантности проявляют 11 студентов (55%). В группе большинство студентов легко приспосабливаются к характеру и привычкам других людей.

     У студентов III высокий уровень нетерпимости присутствует у 6 человек, что составляет 35% от общего количества студентов в группе. Средний уровень толерантности наблюдается у 3 человек (18%), низким уровнем интолерантности обладают 8 человек (47%). В целом в группе наблюдается тенденция, указывающая на повышенный уровень адаптации к окружающим людям, а так же повышенный уровень толерантности.

     При анализе студентов IV курса высокий уровень нетерпимости по отношению к партнеру проявили 8 человек (38%), Средний уровень составили 5 человек, что составляет 24%. И низкий уровень составили 8 студентов (38%), им легко идти на уступки; признавать свою неправоту.

     По  результатам данный можно сделать  вывод о том, что в группе присутствует одинаковое количество как людей  имеющих способность поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их характера или привычек, так и не имеющих таких качеств.

     

     Рисунок 10. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 9 

     Данные  исследования показывают, что у студентов всех курсов преобладает умеренный уровень общей коммуникативной толерантности. А так же просматривается тенденция того, что чем старше группа студентов, тем более толерантными они являются.

     Следовательно, студентам педагогам-психологам в меньшей степени присущ консерватизм и категоричность в оценках других людей, они не стремятся переделать, перевоспитать партнеров, умеют прощать другим ошибки, неловкость, умеют приспосабливаться к характеру и привычкам других, умеют сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера.

     Таким образом, процесс непрерывного обучения в вузе, приводит к развитию социальной и личностной толерантности педагогов-психологов, формированию эмоционально-волевых ее компонентов, стимулирует развитие эмпатии и общительности, также связанных с проявлением толерантности. Повышение толерантности педагогов-психологов необходимо для воспитания толерантной личности, что, в свою очередь, способствует формированию толерантного общества. 

2.3 Выводы по второй  главе 

     Подведя итоги анализа исследований студентов  педагогов-психологов по методике общей  коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) и экспресс-опроснику «Индекс  толерантности» (Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой), можно сделать несколько выводов:

     Во-первых, можно сказать, что коммуникативная толерантность формируется в процессе обучения за счёт тренингов, лекций, практических занятий и т.д.

     Во-вторых, нельзя исключать возможность того, что изначально абитуриенты, обладающие более высокой коммуникативной толерантностью, предрасположены, поступать на психологический факультет.

     Наряду  с этим, не были обнаружены значительные различия между сравниваемыми группами студентов по уровню общей толерантности, по уровню эмпатических тенденций, по уровню толерантности к неопределенности. Отсюда следует, что для студентов педагогов психологов-психологов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, принятие решения без долгих сомнений и способность к эмпатии.

     Основываясь на полученных результатах, можно предположить, что высшее образование влияет на личностные характеристики студентов. В процессе обучения в вузе происходит формирование социальной, этнической толерантности, эмпатии, толерантности к неопределенности.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что высшее образование формирует у студентов толерантные установки. Формирование же коммуникативной толерантности является важным элементом в процессе профессиональной подготовки педагогов - психологов.

 

Выводы  

     1. Формулировки понятия толерантность в отечественной и зарубежной литературе различны, но все, же имеют одно значение, а именно отчетливое осознание того, что все люди имеют свои взгляды, характер, привычки и особенности. Различие между людьми может определяться местом рождения, условиями воспитания, уровнем образования. Так же в мире существую множество культур, традиций, политических устоев. На что современный человек обязательно должен обращать внимание в процессе общения с людьми.

     2. Формирование толерантности у студентов педагогов-психологов является неотъемлемой частью образовательного процесса. Степень толерантности в первую очередь обусловлена личными качествами студентов: особенностями характера, нравственными устоями, привычками, уровнем притязания к собственной личности, пониманием социальных норм. Под воздействием обучения в вузе, изучения различных гуманитарных дисциплин, направленных на формирование личности и нравственное отношение к обществу. Происходит переосмысление студентом собственной значимости в обществе, появляются устойчивые взгляды на те или иные события. Так же формируется отношения к определенным типам людей, и действиям и позициям. У студентов педагогов-психологов степень толерантности особенно значима, т.к. по роду будущей профессиональной деятельности им придется сталкиваться с различными категориями людей.

     3. Выбранные методики при исследовании  уровня толерантности у студентов,  обучающихся на факультете «психологии  и педагогики», позволили в  полной мере проанализировать  тенденцию формирования толерантности. Содержание методик, так же позволило интерпретировать ответы студентов по отношению к, например разнообразию социальных групп, индивидуальности людей, и культурных особенностей.

     4. Анализ обоих методик показал  зависимость проявления интолерантных черт, от возраста студентов и периода обучения на факультете «педагогики и психологии». Эта зависимость говорит о том, что при взрослении, получении профессиональных знаний, и опыта межличностного общения у студентов наблюдается тенденция к повышению толерантности к различным категориям людей, и оценке ситуаций, выявляющих негативное отношение к их поступкам.

     5. Характерной особенностью студентов  факультета «психологии и педагогики»  является наличие невысокого  уровня интолерантности уже с первых курсов обучения. В целом проведенному исследованию можно сказать, что у студентов всех курсов присутствует наличие как толерантных, так и интолерантных черт. Но степень выраженности интолерантных черт намного ниже. Процесс изучения дисциплин на факультете, проведение тренингов преподавателями способствует дальнейшему снижению нетерпимости, происходит формирование социальной, этнической толерантности, усвоение моральных норм. Наличие этих качеств будет способствовать успешной работе педагога-психолога.

 

Заключение 

     Проблема  толерантности студентов педагогов-психологов является одной из актуальных проблем в современной психологии. В работе представлен теоретический анализ проблемы и результаты эмпирического исследования межличностной толерантности у студентов с 1 по 4 курс обучающихся на факультете «педагогики и психологии».

     Актуальность  исследования обостряется тем, что  проблематика  толерантности проработана  не в полной мере, изучение этого  аспекта остается не освоенной в  менее широких областях образовательной деятельности, таких как толерантность студентов педагогов-психологов.

     Теоретическую основу толерантности у студентов педагогов-психологов составляют представления о толерантности как гуманистической ценности. В психологии, следует различать обыденные и научные определения толерантности.

Информация о работе Исследование толерантности у студентов