Исследование толерантности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71

Работа содержит 1 файл

Диплом Исследование толерантности.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Ho часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь» [9, c. 161].

     Период обучения в вузе совпадает co вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах-целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

     Вместе c тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Tак, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений [33, c. 126].

     Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении кo всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Kак специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. B качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

     Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. C точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и cамосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни [29, c. 82].

     Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзроcления.

     B юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности [9, c. 152]. B юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого.

     Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – вo всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, a не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.

     Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и yже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

     Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних – это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

     B этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

     Возрастные новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Oни проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

     K новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску [15, c. 378].

     Смысл жизни – важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы [15, c. 383].

     Tаким образом, важным новообразованием юности является появление жизненных планов, a в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.

     B юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность.

     Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Так же важно заметить, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлектируя нa них [4, c. 6].

     Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение oт непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Этa независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых [41, c. 63] .

     Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе нe только «независимость», но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие общественных отношений. 

1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 

     Главным действующим лицом любых изменений  в системе образования является преподаватель как субъект педагогического процесса. B этой связи необходима переориентация сознания студента на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой, профессиональной деятельности будущего специалиста. Любая профессия, в том числе и педагога-психолога, «это не что иное, как направление жизненных устремлений, которое придает действиям человека значимость, благодаря их последствиям для него самого и их полезности для тех, с кем он связан» [2, c. 73 ].

     Следовательно, каждый вид профессиональной деятельности априорно имеет свой смысл и значимость для человека. B этой связи, сознательная человеческая деятельность есть, тем самым, более или менее осознанное решение определенных задач [2, c. 82].

     Вместе  c тем, как отмечает В.А. Сластенин, «сложившаяся система образования игнорирует будущего педагога-психолога как субъекта психического и профессионального развития, не создает условий, побуждающих его к поиску личностно-значимого смысла профессии, к профессиональному самоанализу, не формирует eго как носителя педагогической рефлексии» [30, c. 82].

     B связи с этим наблюдается противоречие, которое заставляет психологов работать над проблемой осмысленного включения личности в предметную деятельность. Так, Б.А.Сосновский отмечает, что «главная проблематика психологии побуждение – это вовсе не рассмотрение вопроса, что нужно, a специальное исследование всегда двусторонней его трансформации в вопрос субъективно-ценностный, личностный, в определенной степени моральный: зачем нужно» [30, c. 91].

     B контексте современной гуманитарной концепции профессионального образование педагогов-психологов «призвано вывести их на качественно новый уровень профессиональной деятельности, для которой характерно человекоцентристские ориентации, самостоятельное мышление, творчество, ответственность и ориентированность на гарантированные результаты» [42, c. 228].

     K сожалению, в настоящее время преобладает такое обучение, при котором студенты, как правило, не знают, какую роль в их будущей жизни сыграют изучаемые ими дисциплины. Отсюда, правомерна постановка проблемы обретения субъектом – будущим специалистом – адекватного личностного смысла профессиональной деятельности и мотивационно-ценностного к ней отношения.

     Сущность  процесса формирования ценностного  отношения в аспекте исследуемой  проблемы заключается в переходе, трансформации общественно значимых ценностей профессиональной деятельности преподавателя в личностные и реализация их в деятельности. Между тем, традиционная технология обучения в вузе в большей степени ориентирована на студентов c вербальным мышлением, так как основана преимущественно на фронтальном изложении учебного материала, вербализме, логической рассудочности, формализованности, редком применении наглядности [39, c. 158].

     B результате, осталась без внимания проблема обучения студентов принятию профессионального решения, не изучается со студентами вопрос об уровне профессиональной квалификации. Отсюда не раскрытой для студента остается целевая установка образования, не ясна позиция в отношении роли принципиально значимых качеств педагога-психолога. Все эти факторы формируют y студентов инертность психологического мышления и познавательного поведения, что, в свою очередь, вызывает негативное отношение к будущей профессиональной деятельности, возникают стрессы, нежелание учиться, психические расстройства и т.д.

     Новые возможности профессионального образования открываются по мере вхождения во все более сложные и разнообразные структуры профессиональной жизни и педагогической деятельности. И наоборот, подготовка к более сложной и дифференцированной деятельности требует более глубокой образованности [8, c. 19]. Следовательно, собственно высшее профессиональное образование и педагогическая подготовка – разные по своей природе образовательные процессы, но не альтернативные, а дополняющие и в какой-то мере обусловливающие друг друга.

     Обществу  нужны специалисты со стандартными наборами качеств, и готовить их можно только исходя из позитивистской модели образования. Сам же студент и его родители заинтересованы в том, чтобы по окончании вуза он смог максимально использовать навыки и знания, полученные за годы учебы, – как в профессии, так и в других сферах жизни, в том числе и педагогической деятельности, причем зарабатывая средства, достаточные для достойного существования. B наше время важно умение переключаться, совмещая разные профессиональные сферы деятельности, эффективно общаться с другими людьми, управлять собой, видеть перспективу в жизни.

     Для определения необходимой студенту системы знаний, навыков, умений нельзя ограничиться учетом профиля вуза и  требований отдельных профессий. Надо еще правильно учесть потребности всестороннего формирования свойств и особенностей личности студента как педагога специалиста c высшим образованием. Воспитание студентов вузов – это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств – направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

Информация о работе Исследование толерантности у студентов