Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)
Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71
Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"
|
Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
|
Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми
|
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других
|
Обработка результатов
По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
Приложение 2
Бланк экспресс-опросника
«Индекс толерантности» (Г.У.Солдатовой,
О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой).
Инструкция:
Оцените, пожалуйста,
насколько Вы согласны
или не согласны с приведенными
утверждениями, и в соответствии
с этим поставьте галочку
или любой другой значок
напротив каждого утверждения:
№ |
Утверждение |
Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен | |
II. |
1. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
3. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
4. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
5. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
6. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
7. | Я
могу представить чернокожего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Итого: | ||||||||
III. |
8. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
10. |
С неопрятными людьми неприятно общаться |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
11. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
13. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
14. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
15. | Любые религиозные течения имеют право на существование | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Итого: | ||||||||
IIII. |
16. |
Если друг предал, надо отомстить ему |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
17. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
18. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
19. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
20. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | 6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
21. |
Беспорядок меня очень раздражает |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Итого: | ||||||||
Общий итог: |
Обработка результатов
Для
количественного анализа
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60
– низкий уровень
61-99
– средний уровень. Такие
100-132
– высокий уровень