Исследование толерантности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71

Работа содержит 1 файл

Диплом Исследование толерантности.doc

— 570.00 Кб (Скачать)
 

 Шкала 6. Стремление подогнать  партнера под себя, сделать его "удобным"

Утверждения Баллы
26. Меня раздражают старики, когда они в час пик  оказываются в городском транспорте или в магазинах  
27. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком  для меня просто пытка  
28. Когда партнер  не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это  раздражает меня  
29. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают  
30. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется  
Всего:
 

 Шкала 7. Неумение прощать  другим ошибки, неловкость, непреднамеренно  причиненные вам  неприятности.

Утверждения Баллы
31. Обычно я  надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам  
32. Меня часто  упрекают в ворчливости  
33. Я долго помню  обиды, нанесенные мне теми, кого я  ценю или уважаю  
34. Нельзя прощать  сослуживцам бестактные шутки  
35. Если деловой  партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие,  я на него, тем не менее, обижусь  
Всего:
 

 Шкала 8. Нетерпимость к физическому  или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

Утверждения Баллы
36. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку  
37. Внутренне я  не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях  
38. Я стараюсь уходить  от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь  
39. Обычно я  без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)  
40. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или  друзей  
Всего:
 

 Шкала 9. Неумение приспосабливаться  к характеру, привычкам  и желаниям других

Утверждения Баллы
41. Как правило, мне  трудно идти на уступки партнерам  
42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер  
43. Обычно я  с трудом приспосабливаюсь к новым  партнерам по совместной работе  
44. Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными  людьми  
45. Чаще всего  я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав  
Всего:
 

 Обработка результатов

По каждой шкале подсчитывается общая сумма  баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных  респондентом баллов, тем выше степень  его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

 

Приложение 2

Бланк экспресс-опросника  «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой). 

     Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения: 

        
 
 
     
 
 
 
     Утверждение
     Абсолютно не согласен      Не  согласен      Скорее  не согласен      Скорее  согласен      Согласен      Полностью согласен
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     II.
     1.      В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности  
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     2.      К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     3.      Нормально считать, что твой народ лучше, чем  все остальные        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     4.      Я готов принять в качестве члена  своей семьи человека любой национальности        
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     5.      Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей        
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     6.      К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     7.      Я могу представить чернокожего человека своим близким другом        
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     Итого:             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     III.
     8.      В средствах массовой информации может  быть представлено любое мнение        
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     9.      Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
 
     10.
 
     С неопрятными людьми неприятно общаться      
 
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     11.      Всех  психически больных людей необходимо изолировать от общества        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     12.      Беженцам  надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше  
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     13.      Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     14.      Приезжие  должны иметь те же права, что и  местные жители        
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     15.      Любые религиозные течения имеют право на существование        
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     Итого:             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     IIII.
 
     16.
 
     Если  друг предал, надо отомстить ему      
 
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     17.      В споре может быть правильной только одна точка зрения        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     18.      Даже  если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения        
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     19.      Если  кто-то поступает со мной грубо, я  отвечаю тем же        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     20.      Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение        
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
 
     21.
 
     Беспорядок  меня очень раздражает      
 
     6
 
     5
 
     4
 
     3
 
     2
 
     1
     22.      Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим        
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
     Итого:             
     Общий итог:             

      

     Обработка результатов

     Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления  на субшкалы.

     Индивидуальная  или групповая оценка выявленного  уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

     22-60 – низкий уровень толерантности.  Такие результаты свидетельствуют  о высокой интолерантности человека  и наличии у него выраженных  интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

     61-99 – средний уровень. Такие результаты  показывают респонденты, для которых  характерно сочетание как толерантных,  так и интолерантных черт. В  одних социальных ситуациях они  ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

     100-132 – высокий уровень толерантности.  Представители этой группы обладают  выраженными чертами толерантной  личности. В то же время необходимо  понимать, что результаты, приближающиеся  к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Информация о работе Исследование толерантности у студентов