Исследование толерантности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71

Работа содержит 1 файл

Диплом Исследование толерантности.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     В данной группе наблюдается преобладание как низкого, так и высокого уровней. Это показывает, что еще не у всех студентов сформировалось чувство терпимости по отношению к разным категориям людей, имеющим характерные особенности, способные вызвать интолерантные чувства по отношению окружающих к себе.

     При анализе группы студентов III курса высокий уровень наблюдается у 5 из 17 студентов, что составляет 29%, они не терпимы, например к суетливым и непоседливым людям. Средний уровень показали 3 человека (18%), и низкий уровень был отмечен у 9 студентов (53%).

     В целом в группе подавляющее большинство студентов являются наиболее толерантными по отношению к людям, имеющим свои индивидуальные особенности.

     У группы студентов IV курса высокие показатели были отмечены у 5 человек, что составило 24%, эту категорию людей, например, может насторожить человек, безупречный во всех отношениях. Средний уровень отмечался у 9 человек (43%), низкий у 7 человек (33%), они уважают индивидуальность другого человека.

     В целом по группе можно сделать  вывод, что у большинства преобладает  умеренный уровень терпимости по отношению к индивидуальности других людей. 

     

Рисунок 2. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 1 

     Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей:

     У студентов I курса высокие показатели нетерпимости присутствуют у 7 человек, что составляет 44% от общего числа студентов в группе, и говорит о том, что например, этих студентов раздражают любители поговорить. Средний уровень толерантности присутствует у 2 человек (12%), они проявляют как терпимость, так и нетерпимость по отношению к, например партнерам иного интеллектуального уровня. Низкий уровень интолерантности присутствует у 7 студентов (44%), их преимущественно никогда не затрудняет разговор с попутчиком в поезде (самолете), начатый по инициативе попутчика.

     В группе равное количество студентов  имеет склонность при оценке поведения, образа мыслей или отдельных характеристик людей, как рассматривать в качестве эталона самих себя, так и проявлять повышенную толерантность. Это может быть обусловлено тем, что у некоторых студентов на первом курсе еще не сформировались нравственные принципы, они руководствуются личными мотивами и суждения при оценке других людей.

     Студенты  II курса. Высокий уровень нетерпимости присутствует у 9 студентов (45%), низкий у 11 студентов, что составляет 55 %, они умеют оценивать людей исходя из их «Я». Студенты с показателями по среднему уровню отсутствуют.

     Результаты  показывают, что больше половины группы составляют студенты с наиболее толерантным отношением при оценке поведения и образа мыслей других людей, и почти такое же число студентов присуще интолерантное отношение. Возможно, у вторых еще в некоторой степени доминируют особенности личного характера.

     При анализе студентов III курса высокий уровень нетерпимости присутствует у 6 человек (35%) их, например, быстро выводят из равновесия несообразительные собеседники. Средний уровень у 3 человек (18%). Низкий уровень интолерантности наблюдается у 8 человек, что составляет 47%, они обычно не проецируют на собеседника по общению критерии самооценки.

     В целом по группе большинство студентам  присуще толерантное отношение  при оценке поведения и образа мыслей других людей.

     У студентов IV курса высокий уровень интолерантности наблюдается у 10 человек, что составляет 48%. Средний у 3 студентов (14%), и низкий уровень нетерпимости присутствует у 8 человек (38 %), они не тяготятся разговорами с партнером, который уступает им по уровню знаний или культуры.

     В данной группе около половины студентов  группы проявляют нетерпимость по отношению к поведению и мнению других людей. Такая тенденция может быть обусловлена свойствами характера, нравственными принципами, и уровнем психологического здоровья.

     

Рисунок 3. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 2 

     Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей:

     У группы I курса по шкале высокий показатель интолерантности наблюдается у 6 студентов (38%), это говорит о том, что они считают себя «истиной в последней инстанции», судят о партнёрах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями. Средний уровень так же у 6 человек (38%), они могут проявлять умеренное отношение, например к внешнему виду человека, его национальной принадлежности.

     Низкий  уровень интолерантности наблюдается у 4 человек (25%) эти люди наиболее терпимы, например, к деловым партнерам с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем, а так же к людям из разных социальных слоев общества. В целом по группе преобладает одинаковое количество студентов с высоким и средним уровнем интолерантности.

     При анализе студентов II курса высокий уровень нетерпимости наблюдается у 10 студентов, что составляет 50% от общего количества (20 человек). Они не приемлют проявление индивидуальности партнеров, и требует от них предпочтительного однообразия для себя, которое соответствует их внутреннему миру, сложившимся ценностям и вкусам. Средний уровень у 1 человека (5%), и низкий уровень интолерантности у 9 человек (45%). В группе наблюдается преобладание студентов с повышенной категоричностью в оценках других людей.

     У студентов III курса высокий уровень наблюдается у 7 студентов (41%), средние показатели присутствуют у 2 человек (12%), низкие у 8 человек (47%), которые говорят о том, что они имеют способность преодолевать категоричность своих оценок в адрес окружающих. В группе преобладает тенденция к менее консервативному и категоричному отношению в оценках других людей.

     Рассматривая, группу студентов IV курса с высоким уровнем нетерпимости присутствует 8 человек (38%), со средним уровнем 3 человека (14%), с низким уровнем интолерантности 10 человек (48%). В группе наблюдается высокий уровень толерантности в оценках других людей.

     

     Рисунок 4. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 3  

     Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров:

     У студентов первого курса высокий уровень интолерантности наблюдается у 6 студентов, что составляет (38%), они склонны демонстрировать не управляемые негативные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера, т.е. черты личности и манеры общения. Средний уровень составил 1 человек (6%), они не всегда могут скрывать, если человек им не приятен, тем не менее, могут не отвечать на грубость грубостью. Низкий уровень интолерантности у 9 человек (56%), это говорит о том, что большинство студентов умеют скрывать и сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера.

     Студенты II курса. Высокие показатели нетерпимости наблюдаются у 7 студентов (35%), это говорит о том, что они не стараются скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей. Средние показатели присутствуют так же у 7 студентов (35%), низкие у 6 студентов (30%).

     В целом в группе наблюдается толерантность  в умеренной и высокой степени.

     При анализе студентов III курса высокая степень интолерантности наблюдается у 7 человек (41%), они не стремится или не умеют скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей.

     Средняя степень не у кого не наблюдается, и низкие показатели интолерантности выявляются у 10 человек, что составляет 56%, и говорит о том, что в группе преобладает высокая степень толерантности при столкновении с некоммуникативными качествами партнера.

     У студентов IV курса высокий уровень нетерпимости наблюдается у 9 человек (43%), они в основном могут проявлять нетерпимость к чужому мнению.

     Средний уровень у 2 человек (10%), низкий уровень нетерпимости наблюдается у 10 человек (47%), что показывает преобладание как повышенной нетерпимости, так и повышенной толерантности в группе по отношению к проявлению некоммуникативных качеств партера. 

     

     Рисунок 5. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 4 

     Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров:

     При анализе группы студентов I курса по данной шкале с высоким уровнем интолерантности было отмечено 7 человек (44%), попытки перевоспитать партнёра могут проявляться, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять, в нарушении правил этики. Средний уровень наблюдается у 3 студентов (19%), стремление перевоспитать партнера может сводиться к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам. Низкий уровень нетерпимости преобладает у 6 человек (37%), им не присуще стремление перевоспитать или переделать под себя партнера.

     У студентов II курса высокий уровень интолерантности показали 7 студентов (35%), средний уровень 5 студентов (25%), и низкий уровень нетерпимости показали 8 студентов (40%), они не стремятся перевоспитывать своих долговременных партнеров. В целом по группе наблюдается тенденция как к стремлению переделать партнера под себя, так и толерантное отношение к личным качествам партнера.

     При анализе студентов III курса высокий уровень нетерпимости наблюдается у 6 человек, что составляет 35%, средний у 2 человек (12%) и низкий уровень нетерпимости показали 9 человек (53%), они практически никогда не стремиться перевоспитывать партнера. Изучив результаты, можно сказать, что более половины группы обладает высоким уровнем толерантности.

      Студентов IV курса с высоким уровнем интолерантности 10 человек (48%), средним уровнем 3 человека (14%), низким уровнем интолерантности обладают 8 человек (38%), что говорит о преобладании как низкого, так и высокого уровня толерантности в группе по отношению к стремлению переделать партнера.

      Рисунок 6. Показатели уровней коммуникативной толерантности при исследовании методики В.В. Бойко по шкале 5 

     Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»:

     При анализе группы студентов I курса высокий уровень интолерантности просматривается у 8 студентов (50%), и говорит о способности человека не замечать личностных качеств партнера, стремясь регламентировать его поступки или добиться сходства с собой. Показатели по среднему уровню были выявлены у 1 человека (6%), здесь может наблюдаться настаивание на принятии партнером точки зрения оппонента, оценивание партнёра в некоторых случая может, исходит из личных обстоятельств, невзирая на его позицию. Никий уровень нетерпимости наблюдается у 7 студентов, что составляет 44%, и говорит о преимущественно толерантном отношении к личным качествам партнера, и полном принятии его позиций по различным вопросам.

     Анализ  II курса по шкале показал, что высокий уровень нетерпимости наблюдается у 9 человек (45%), средний уровень у 3 человек (15%) и низкий уровень у 8 человек (40%). По данным видно, что практически в равной степени в группе присутствуют студенты как склонные по отношению к партнеру руководствоваться только собственной позицией, не принимая его во внимание. Так же студенты, имеющие уважительное отношение к любой позиции партнера.

     У студентов III курса высокий уровень интолерантности просматривается у 7 студентов (42%), средние показатели наблюдаются у 5 человек (29%). Низкие так же у 5 человек (29%), у них прослеживается способность поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их характера или привычек. У большинства студентов присутствует как умеренный, так и повышенный уровень толерантности, что определяет тенденцию к принятию позиции партнера, и учитывание его интересов в спорных ситуациях.

     При рассмотрении IV курса высокий уровень интолерантности показали 13 студентов из 21, что составляет 62% и говорит о повышенном стремлении  подогнать образ мыслей партнера под свой, средний уровень составляют 2 студента (10%). Низкий уровень 6 студентов (28%), они уважают особенности личности и образ жизни собеседников, не стремясь сделать общение более комфортным для себя.

Информация о работе Исследование толерантности у студентов