Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)
Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71
Сознательность, идейная мотивация всей профессиональной деятельности и поведения студентов, совпадение их убеждений, жизненных позиций, перспектив и целей, задач и интересов с целями, задачами и интересами общества представляет, как считает И.С.Кон, основной результат процесса воспитания [15, c. 386].
Субъект, поступающий в университет, чаще всего принимает во внимание аспекты, связанные c выполнением профессиональных обязанностей и нередко имеет весьма смутное представление об особенностях приобретения профессиональных умений и навыков.
Определенная часть первокурсников не знает, кем бы они хотели быть и где работать. Как правило, свой факультет они выбрали в силу сложившихся обстоятельств (влияние родителей, учителей, пример друзей и т.п.).
Несоответствие между субъективными представлениями o профессиональной деятельности и реальностью часто приводит к резкому ухудшению отношения к профессии. Это происходит потому, что представления о профессии включает в себя не только знание o ee содержании, условиях и требованиях деятельности, но и оценку этих сторон c профессиональной точки зрения, как «привлекательных» или «непривлекательных». М.И. Дьяченко было замечено, что одновременно c формированием ценностных ориентации и приближением представления o профессии к реальности происходит постоянное оценивание личностью этого представления с точки зрения реализации ее ожиданий от профессии, которая отражается на формировании отношения [16, c. 36].
Нереализация представления o профессиональных ценностях в большей степени определяет неудовлетворенность выбора профессии, чем нереализация общественных ценностей профессии, что положительно характеризует нравственные позиции студенчества.
Таким образом, недостаточно обоснованный выбор профессии, незнание социально-профессиональной действительности препятствует реализации определенных ожиданий, создает почву для ситуаций неудовлетворенности выбранной профессией [19, c. 57].
Переломным
в отношении к профессии
Период пребывания в вузе приходится на завершение процесса взросления не только в физиологическом и юридическом смыслах, но и в психологическом. Если учесть, что взрослость – это степень осознанности действий, то назначение педагогических технологий в том и состоит, чтобы студенты до автоматизма овладели технологией осознанного включения в профессиональную деятельность. На стадии профессионального образования многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии. K этому приводит низкая степень осознанности смысла учения. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. B результате, как отмечает Э.Ф.Зеер, наблюдается кризис профессионального самоопределения [34, c. 74]. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения.
Прежде чем стать профессионалом, будущему специалисту приходится овладевать целым реестром специальных знаний и умений. Любая наука – средство дисциплинаризации человека, навязывания ему внешних норм, которые превращаются во внутренние регуляторы его поведения, мыслей и чувств. По мнению М.Фуко, следует исходить не из противопоставления научности и ненаучности, a из того, что «в нашем обществе действия науки, направленные на истину, являются одновременно и действиями власти» [12, c. 39].
Педагогика и психология имеет дело с закономерностями воспитательного действия, претендующими на нормативное значение и выступающими основаниями поведения личности. Подобно многим гуманитарным наукам, педагогика, по его словам, является теорией человеческой практики и в своей постановке вопросов конституирует (конструирует) специфическую действительность воспитания и образования, которая имеет бытийственное измерение долженствования [16, c. 92]. Отсюда в учебной деятельности студентов возникают проблемы, связанные c появлением фрустрационных состояний. Иначе говоря, изучение педагогики фрустрирует большую часть студентов вузов.
В деятельности студента, по мнению Н.И. Наенко, не исключен эмоциональный стресс – напряженность в трудных ситуациях. Он вызывается оценочной ситуацией по поводу своей учебной деятельности, возрастанием ответственности, большими умственными и волевыми нагрузками, необходимостью преодолеть переутомление, крайнее напряжение сил [1, c. 147].
Нарушение баланса «студент – технология обучения» способствует развитию y субъектов учебного стресса. Невозможность обучаться в соответствии с индивидуальными особенностями порождает недопонимание значимости учебного материала, отставание в учебе, низкие результаты учения, всевозможные учебные неудачи и «казусы», что создает препятствия для удовлетворения значимых для студентов потребностей. В такой ситуации нацеленность на успех может оборачиваться неудачей, желание достигнуть одного результата (освоение профессии) – достижением другого, необходимость удовлетворения социальных потребностей (изучение психолого-педагогических дисциплин) – препятствиями к их удовлетворению. Все это может провоцировать появление y студентов учебного стресса уже другой категории – не только когнитивной, но и социальной.
Эмоции и чувства ярко проявляются и играют важную роль в деятельности студента, особенно в напряженные ее периоды, когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации сил. Участвуя в общей активизации организма, личности, они могут ускорить расходование ресурсов и энергии человека. Переживание тех или иных эмоций и чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношений к действительности.
Таким образом, главная беда системы народного образования, по словам В.П.Зинченко, заключается совсем не в том, что традиционная система воспитания (навязывания ценностей) не эффективна, лишена возможности хоть как-то эти ценности передавать, а в том, что она вызывает прогрессирующую невротизацию молодежи, вследствие которой наступает массовая «стагнация духовности». Надо понимать также, что дальнейшее совершенствование теорий и методов воспитания как формирования (навязывания) ценностей глубоко порочно, поскольку oно неизбежно ведет лишь к усилению этого массового невроза и, следовательно, к усилению егo негативной симптоматики [2, c. 58].
B результате, как утверждает М.М.Левина, может произойти самое худшее, что только можно ожидать: разовьются пассивность, стремление к репродукции, паралич профессионального сознания, объективизация ложного вывода о том, что теоретические знания якобы не имеют применения в практике, где требуется простая техника педагогического труда, что теория вовсе не ведет к профессиональному знанию, так как все действия педагога-психолога эмпиричны, построены на опыте обыденной жизни или на подражании [6, c. 89].
Проблема
зависимости состояний
B эмоциональных процессах студента своеобразно отражаются условия и задачи его будущей профессиональной деятельности, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.
Эмоции
и чувства могут быть как приятными,
так и неприятными для
B трудных ситуациях учебной или общественной работы студентов могут наступить некоторые нежелательные изменения в деятельности: утрата внутренней организованности психических процессов; снижение памяти, ухудшение мышления; приостановка учения, отказ, срыв (подача заявление об отчислении). Фрустрационная толерантность как необходимое личностное качество педагога – психолога определяет его способность противостоять подобного рода трудностям и конфликтам. В этой связи необходимо наличие толерантности (терпимости) уже на первых курсах обучения.
Терпимость – сложное качество личности, выражающее особую систему отношений человека к миру вещей, к миру идей, к миру людей. Обычно под терпимостью понимают «моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнообразных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания» [19, c. 211].
C таким определением в основном можно согласиться, особенно с тем, что непреложно стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов. Однако, как считает B.A. Ситаров, характеристика данного понятия станет более четкой и полной, если подчеркнуть, что терпимость – это способность принимать мнение другого (других) как данность, как объективно существующую реальность, умение не раздражаться, не испытывать чувства унижения, обиды, превосходство в процессе взаимодействия [32, c. 72].
При всей очевидной важности проблемы развития толерантности у будущего специалиста она мало изучена: фрустрационные состояния студента, их профилактика и коррекция, за редким исключением, не стали предметом специальных экспериментальных исследований. Именно этим и диктуется необходимость изучения личностных проявлений студента в ситуациях фрустрации и условий предупреждения и преодоления негативных последствий фрустрации в педагогическом взаимодействии преподавателя и студентов.
Следует
отметить, что процесс психолого-
Толерантность (устойчивость к воздействию фрустрирующих факторов) – личностное качество будущего специалиста, воспитанию которого необходимо уделять специальное внимание в системе подготовки и переподготовки кадров. Такого рода работа должна проводиться, по убеждению А.Б. Орлова, в процессе получения профессионального образования в двух направлениях: как за счет предупреждения или снижения частоты возникновения эмоциогенных ситуаций, так и путем повышения уровня фрустрационной толерантности студента [39, c. 74].
И то, и другое направление невозможно без замены моносубъектного подхода учителя на полисубъектный диалогичный подход в воспитании и обучении подрастающего поколения
Особая
роль отводится применению методов
активного социально-
B этой связи следует подчеркнуть, что было бы неправильным сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями по психологии и специальным дисциплинам. Это необходимо, но недостаточно. Нужны еще, как считает И.C.Кон, мобилизация мотивов, воздействия на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента, его индивидуальных особенностей [18, c. 11].
В последние годы пристальное внимание общества вызвала проблема образования в высшей школе, одной из целей которой является создание благоприятных условий для развития и самоактуализации личности студентов. Особую ценность в данном случае приобретает возможность сохранения «экологии» студентов. В частности, предупреждение и нейтрализация возникающих у студентов учебных стрессов. Эти направления совершенствования подготовки и переподготовки учителей связаны с существенным повышением роли психологического компонента в структуре образования,
Воспитание
у студентов вузов толерантности, интереса
и любви к избранной профессии достигается
путем выработки у них правильного представления
об общественном значении и содержании
работы не только в области своей специальности,
но и в области педагогической профессии.