Исследование толерантности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71

Работа содержит 1 файл

Диплом Исследование толерантности.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

1.5 Выводы по первой главе 

     Существует  множество трактовок понятия  «толерантность», но все эти определения  сводятся к одному смыслу, что толерантность  это, прежде всего уважение, принятие и понимания всего многообразия мировых культур, форм самовыражения и способов человеческой индивидуальности. А так же активное отношение, формируемое на основе признания прав и свобод человека. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

     В психологической литературе толерантность  подразделяться на типы, формы и  уровни, которые позволяют охарактеризовать особенности толерантности у отдельных индивидов.

     Так же психологи выделяют несколько  подходов к изучению толерантности: экзистенциально-гуманистический подход, личностный подход, диалогический подход. С помощью, которых можно выявить, что толерантность не является механическим результатом действия каких-либо факторов, а является проявлением сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений. Ключевым измерением являются личностное измерение толерантности - ценности, смыслы, личностные установки. Среди всех разнообразных видов и форм толерантности является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия общения с другими, как межличностный диалог.

     Если же изучить студента как личность, тo возраст 18-20 лет - этo период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

     С этим периодом связано начало «экономической активности» т.е. включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, системы ценностных ориентиров, c одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессиональной деятельностью - c другой, это возраст характеризуется, в качестве центрального периода становления характера, интеллекта, а так же формирования толерантности.

     Воспитание  студентов вузов – это воздействие  на их психику и деятельность с  целью формирования личностных свойств и качеств, направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

     B трудных ситуациях учебной или общественной работы студентов могут наступить некоторые нежелательные изменения в деятельности: утрата внутренней организованности психических процессов; снижение памяти, ухудшение мышления; приостановка учения, отказ, срыв и др.

     Коммуникативная толерантность как необходимое личностное качество педагога – психолога определяет его способность противостоять подобного рода трудностям и конфликтам. В этой связи необходимо наличие толерантности уже на первых курсах обучения. 

Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов

2.1 Организация и  методы исследования толерантности  у студентов педагогов-психологов на разных курсах 

     Экспериментальный план:

     1. Провести исследование общей коммуникативной толерантности студентов – психологов (В.В. Бойко);

     2. Провести исследование этнической, социальной, а так же личностной толерантности (Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой);

     3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки;

     4. Проанализировать результаты двух методик в исследованных группах;

     5. Сравнить данные экспресс – опросника с данными диагностики общей коммуникативной толерантности;

     6. Сделать вывод.

     В рамках данного исследования были продиагностированы в общей сложности 74 человека являющиеся студентами «Омского государственного педагогического университета» факультета «Психологии и педагогики». Из которых 16 студентов 1 – го курса, в возрасте от 17 до 20 лет, 13 девушек и 3 юноши; 20 студентов 2 – го курса в возрасте от 18 до 21 года, 18 девушек и 2 юноши; 17 студентов 3 – го курса в возрасте от 19 до 21 года, 16 девушек и 1 юноша; 21 студент 4-го курса в возрасте от 20 до 22 лет, 19 девушек и 2 юноши.

     Исследование  проводилось в три этапа:

     Первый  этап включал теоретическое осмысление проблемы толерантности, методологических и методических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования толерантности.

     На  втором этапе проводилась экспериментальная  работа, включающая контрольную диагностику результатов. Работа была проведена среди студентов I курса - 5 апреля, II курса - 7 апреля, III курса - 13 апреля и IV курса - 18 апреля 2011 года Целью данного этапа экспериментальное подтверждение гипотезы.

     Третий  этап был посвящен анализу и обобщению  результатов экспериментальной  работы, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный  процесс.

     Достоверность результатов исследования обеспечена научной аргументированностью теоретических положений; адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования; использованием взаимодополняемых исследовательских методик; соотношением результатов качественного и количественного анализа экспериментальных данных; применением методов математической статистики к обработке результатов.

     В исследовании использовались следующие  методики: методика диагностики общей  коммуникативной толерантности  В.В.Бойко и экспресс - опросник «Индекс толерантности».

     Выбор диагностических методик, использовавшихся в исследовании, определялся в соответствии с целью исследования и с учётом возраста испытуемых. А так же при оценке подобных исследований, проведенных в нашей стане в крупных масштабах, по мнению многих ученых (Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов, Г.С. Кожухарь), они являются наиболее эффективными в сфере исследования толерантности.

     Методика  диагностики коммуникативной толерантности  В.В.Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения (Приложение 1).

     Включает 9 шкал:

     - неумение или нежелание понимать или принимать индивидуальность других людей;

     - рассматривание себя в качестве эталона при оценке поведения или отдельных качеств людей;

     - категоричность или консерватизм в оценках людей;

     - неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при общении с партнерами; стремление переделать своего партнера;

     - желание подогнать партнера под себя, сделать его удобным;

     - неумение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности;

     - нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер;

     - степень приспосабливаемости к характерам и привычкам людей.

     Экспресс-опросник «Индекс толерантности». Материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности - интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности (Приложение 2).

     . 
 
 

2.2 Анализ полученных результатов  

     На  основном этапе исследования с применением экспресс – опросника «Индекс толерантности» у студентов были выявлены показатели, которые приведены в таблице 3. 

     Таблица 3. Результаты анализа экспресс-опросника  «Индекс толерантности»

Курс Уровень толерантности
Высокий Средний Низкий
I 18, 75% (3 человека) 81, 25% (13 человек) 0%
II 20, 0% (4 человека) 80, 0% (16 человек)
III 23, 53% (4 человека) 76, 47% (13 человек)
IV 33, 33% (7 человек) 66, 66% (14 человек)
 
 

     Данные  проведенного анализа можно представить  в виде гистограммы, которая представлена на рисунке 1. 

     

     Рисунок 1. Показатели экспресс-опросника «Индекс толерантности» 

     Таким образом, подводя итоги исследования по методу экспресс - опросника «Индекс  толерантности» можно сделать вывод  о том, что у подавляющего большинства студентов (от 67 до 81%) на каждом курсе обучения характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, т.е. в одних ситуациях они ведут себя толерантно, а в других могут проявлять интолерантность.

     Так же выявляется закономерность того, что  при повышении курса число  студентов (от 19 до 33%), которым присущ высокий уровень толерантности возрастает. Представители этой группы владеют характерным комплексом поведения, характеризующегося пониженной злостью; менее конфликтны; более стрессоустойчивы.

     Это говорит о том, что уровень  толерантности индивида отчетливо связан с уровнем его образования. По нашему мнению это обусловлено, прежде всего, тем, что происходит процесс взросления и присваивания социальных, а так же моральных и этических норм в процессе обучения при изучении дисциплин направленных на профессиональную подготовку психологов – педагогов.

     На основном этапе  проведения исследования с применением методики диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко были выявлены следующие показатели:

     Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека:

     У студентов I курса высокий уровень интолерантности наблюдается у 4 из 16 студентов, что составляет 25%, и говорит о том, что они более нетерпимы, например, к медлительным людям. Средний уровень так же составляли 4 студента (25%), у них наблюдается умеренный уровень толерантности, в некоторых ситуациях могут проявлять как терпимое отношение, например к нестандартным и ярким личностям, так и менее терпимое исходя из разных ситуаций. Низкий уровень интолерантности наблюдается у 8 студентов, что составляет 50% от общего числа студентов первого курса, и говорит о том, что они проявляют терпимое отношение к любым индивидуальностям других людей. В целом в группе преобладает низкий уровень интолерантности.

     В группе II курса высокий уровень имеют 7 человек (35%) из 20 студентов, средний уровень 5 человек, что составляет 25%, и низкий уровень интолерантности 8 человек (40%).

Информация о работе Исследование толерантности у студентов