Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)
Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71
1.5 Выводы по первой
главе
Существует множество трактовок понятия «толерантность», но все эти определения сводятся к одному смыслу, что толерантность это, прежде всего уважение, принятие и понимания всего многообразия мировых культур, форм самовыражения и способов человеческой индивидуальности. А так же активное отношение, формируемое на основе признания прав и свобод человека. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
В
психологической литературе толерантность
подразделяться на типы, формы и
уровни, которые позволяют
Так
же психологи выделяют несколько
подходов к изучению толерантности:
экзистенциально-
Если же изучить студента как личность, тo возраст 18-20 лет - этo период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
С этим периодом связано начало «экономической активности» т.е. включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, системы ценностных ориентиров, c одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессиональной деятельностью - c другой, это возраст характеризуется, в качестве центрального периода становления характера, интеллекта, а так же формирования толерантности.
Воспитание
студентов вузов – это
B трудных ситуациях учебной или общественной работы студентов могут наступить некоторые нежелательные изменения в деятельности: утрата внутренней организованности психических процессов; снижение памяти, ухудшение мышления; приостановка учения, отказ, срыв и др.
Коммуникативная
толерантность как необходимое личностное
качество педагога – психолога определяет
его способность противостоять подобного
рода трудностям и конфликтам. В этой связи
необходимо наличие толерантности уже
на первых курсах обучения.
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов
2.1 Организация и
методы исследования
Экспериментальный план:
1. Провести исследование общей коммуникативной толерантности студентов – психологов (В.В. Бойко);
2. Провести исследование этнической, социальной, а так же личностной толерантности (Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой);
3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки;
4. Проанализировать результаты двух методик в исследованных группах;
5. Сравнить данные экспресс – опросника с данными диагностики общей коммуникативной толерантности;
6. Сделать вывод.
В рамках данного исследования были продиагностированы в общей сложности 74 человека являющиеся студентами «Омского государственного педагогического университета» факультета «Психологии и педагогики». Из которых 16 студентов 1 – го курса, в возрасте от 17 до 20 лет, 13 девушек и 3 юноши; 20 студентов 2 – го курса в возрасте от 18 до 21 года, 18 девушек и 2 юноши; 17 студентов 3 – го курса в возрасте от 19 до 21 года, 16 девушек и 1 юноша; 21 студент 4-го курса в возрасте от 20 до 22 лет, 19 девушек и 2 юноши.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый
этап включал теоретическое
На
втором этапе проводилась
Третий этап был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс.
Достоверность результатов исследования обеспечена научной аргументированностью теоретических положений; адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования; использованием взаимодополняемых исследовательских методик; соотношением результатов качественного и количественного анализа экспериментальных данных; применением методов математической статистики к обработке результатов.
В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко и экспресс - опросник «Индекс толерантности».
Выбор диагностических методик, использовавшихся в исследовании, определялся в соответствии с целью исследования и с учётом возраста испытуемых. А так же при оценке подобных исследований, проведенных в нашей стане в крупных масштабах, по мнению многих ученых (Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов, Г.С. Кожухарь), они являются наиболее эффективными в сфере исследования толерантности.
Методика
диагностики коммуникативной
Включает 9 шкал:
- неумение или нежелание понимать или принимать индивидуальность других людей;
- рассматривание себя в качестве эталона при оценке поведения или отдельных качеств людей;
- категоричность или консерватизм в оценках людей;
- неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при общении с партнерами; стремление переделать своего партнера;
- желание подогнать партнера под себя, сделать его удобным;
- неумение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности;
- нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер;
- степень приспосабливаемости к характерам и привычкам людей.
Экспресс-опросник «Индекс толерантности». Материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности - интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности (Приложение 2).
.
2.2 Анализ полученных
результатов
На
основном этапе исследования с применением
экспресс – опросника «Индекс толерантности»
у студентов были выявлены показатели,
которые приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты анализа экспресс-опросника «Индекс толерантности»
Курс | Уровень толерантности | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
I | 18, 75% (3 человека) | 81, 25% (13 человек) | 0% |
II | 20, 0% (4 человека) | 80, 0% (16 человек) | |
III | 23, 53% (4 человека) | 76, 47% (13 человек) | |
IV | 33, 33% (7 человек) | 66, 66% (14 человек) |
Данные
проведенного анализа можно представить
в виде гистограммы, которая представлена
на рисунке 1.
Рисунок
1. Показатели экспресс-опросника «Индекс
толерантности»
Таким образом, подводя итоги исследования по методу экспресс - опросника «Индекс толерантности» можно сделать вывод о том, что у подавляющего большинства студентов (от 67 до 81%) на каждом курсе обучения характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, т.е. в одних ситуациях они ведут себя толерантно, а в других могут проявлять интолерантность.
Так же выявляется закономерность того, что при повышении курса число студентов (от 19 до 33%), которым присущ высокий уровень толерантности возрастает. Представители этой группы владеют характерным комплексом поведения, характеризующегося пониженной злостью; менее конфликтны; более стрессоустойчивы.
Это говорит о том, что уровень толерантности индивида отчетливо связан с уровнем его образования. По нашему мнению это обусловлено, прежде всего, тем, что происходит процесс взросления и присваивания социальных, а так же моральных и этических норм в процессе обучения при изучении дисциплин направленных на профессиональную подготовку психологов – педагогов.
На основном этапе проведения исследования с применением методики диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко были выявлены следующие показатели:
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека:
У студентов I курса высокий уровень интолерантности наблюдается у 4 из 16 студентов, что составляет 25%, и говорит о том, что они более нетерпимы, например, к медлительным людям. Средний уровень так же составляли 4 студента (25%), у них наблюдается умеренный уровень толерантности, в некоторых ситуациях могут проявлять как терпимое отношение, например к нестандартным и ярким личностям, так и менее терпимое исходя из разных ситуаций. Низкий уровень интолерантности наблюдается у 8 студентов, что составляет 50% от общего числа студентов первого курса, и говорит о том, что они проявляют терпимое отношение к любым индивидуальностям других людей. В целом в группе преобладает низкий уровень интолерантности.
В группе II курса высокий уровень имеют 7 человек (35%) из 20 студентов, средний уровень 5 человек, что составляет 25%, и низкий уровень интолерантности 8 человек (40%).