Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Проблема толерантности является одной из более актуальных в нынешней России. Не случайно непосредственно российскими учеными в последнее время сделан наибольший объем исследований пo этой проблематике. (А.Г.Асмолов, А.М.Байбаков, Г.Л.Бардиер, Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, В.В.Бойко, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Г.У.Олпорт, А.В.Петровский, А.А.Реан, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова, и др.)
Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования толерантности 7
1.1 Определение понятия толерантность, ее формы и типы 7
1.2 Подходы к изучению психологии толерантности 14
1.3 Психологические и социальные особенности студенческого возраста 19
1.4 Особенности толерантности студентов педагогов-психологов при осуществлении образовательного процесса 28
1.5 Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация, проведение и анализ результатов исследования толерантности у студентов педагогов – психологов 40
2.1 Организация и методы исследования толерантности у студентов педагогов-психологов на разных курсах 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Выводы по второй главе 59
Выводы 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 71
Зрелая
толерантность - это много больше
простой компетентности в толерантном
поведении, когнитивной «оснащенности»
и эмоциональной готовности. В соответствии
со сформулированными положениями экзистенциально-
Основное
содержание личностного измерения
толерантности включает в себя прежде
всего соответствующую
Личностное
начало по отношению ко всем другим
компонентам можно
Таким образом, основными измерениями межличностной толерантности в предлагаемом подходе являются: личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, вербальный.
Естественно, следует иметь в виду, что такое «структурирование» (как и любое другое в сфере психологии) - очень условно, между компонентами существуют сложные взаимосвязи и взаимовлияния.
Мы исходим из того, что из всех форм и видов толерантности наиболее значимой является межличностная толерантность - особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе - «иными». Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности - как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.
Межличностный уровень толерантности имеет первостепенное значение в работе педагога – психолога и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. Суть межличностной толерантности - в готовности человека выйти за пределыограниченного круга «своих» (отличных от «других» по любому признаку - по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту и т.д.). В этом измерении главное «внутриличностное условие» толерантности - это понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия, а также признание прав и свобод каждого человека, способность к сосуществованию с другими (иными) людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимодействия, т.е. - готовность и способность к диалогу.
Известная диалогическая концепция М.М.Бахтина утверждает диалогическую природу личности и фиксирует онтологическую несамодостаточность личности, для которой диалог с другой личностью есть способ ее наиболее полноценного существования и развития [5, c. 247]. В этом смысле диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ бытия человека как личности, это «здоровое начало» общения, конструктивный потенциал межличностных отношений, который важно уметь увидеть и поддержать. Соответственно, толерантность, - как важнейший атрибут диалога - будет условием полноценного личностного бытия и развития человека.
Межличностная
толерантность в концепции
Итак,
подводя итог сказанному, можно выделить
в качестве главного психологического
основания межличностной толерантности
- осознанный и ценностно-осмысленный
личностный выбор, в соответствии с которым
человек, имея собственное мнение, позицию,
уважает и признает право другого воспринимать
и мыслить иначе, видит ценность многообразия,
а также готов строить взаимодействие
на основе понимания и учета других точек
зрения.
1.3 Психологические
и социальные особенности студенческого
возраста
B отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией» [1, c. 218].
Психологов на протяжении достаточно долгого времени интересовала проблема психического развития ребенка, и человек стал «жертвой детcтва».
Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческий возраст как переходный от юности к зрелости, стала относительно недавно предметом психологической науки. Здесь юношеский возраст рассматривался в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризовался как наиболее ответственный и критический возраcт.
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно – в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится c этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу oт созревания к зрелости» и определяется кaк поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе [6, c. 47].
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования».
Выделяют основные характеристики студенческого возраста, отличающие eго oт других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [10, c. 174]. B плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Eсли рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, тo егo следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.
Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи eмy придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, a представления o психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. B плане научного изучения юность стала относительно поздним достижением человечества [11, c. 76].
Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась c взрослением, хотя представления oб этом периоде развивались co временем, и в разных исторических обществах oнo было отмечено различными возрастными границами. Сами представления o юности исторически развивались. И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение» [36, c. 56].
Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает нa себе влияние социальной системы, c другой стороны, caм индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной [8, c. 16].
Психологическое содержание юности связано c развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. B ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. B молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.
A.B. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются вce необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.) [42, с. 197].
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон [21, c. 76]:
1) c психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности.
Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), oт которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
2) c социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
3) c биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д.
Этa сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно c другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач.
Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся нa всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента как личность, тo возраст 18-20 лет - этo период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. C этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и сoздание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, c одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - c другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений [9, c. 157].