Индивидуально–психологические особенности личности, совершившей преступление в состоянии аффекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является выявление существенных психологических признаков значимых для выбора и реализации противоправного варианта поведения.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются психологические проблемы аффекта и личностные особенности, способст­вующие возникновению аффекта.
2. Описать виды аффекта и особенности его проявления.
3. Определить содержание уголовно-правового значения аффекта.
4. Разработать комплекс методов для обнаружения психологических особенностей и различий тех, кто совершил преступление в состоянии аффекта и тех, кто его не совершал.
5. Провести исследование и обработать полученные результаты.
6. Сформулировать общие выводы об индивидуально-психологических особенностях личности, совершившей преступление в состоянии аффекта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовая и психологическая природа аффекта 9
1.1. Понятие аффекта и особенности его проявления 9
1.2. Механизмы возникновения аффекта и его дальнейшее развитие 12
1.3. Физиологический и патологический аффекты 18
1.4. Уголовно-правовое значение аффекта 21
1.5. Социальная и психологическая сущность убийства в состоянии аффекта 27
Глава 2. Исследование психологического портрета личности, совершившей преступление в состоянии аффекта 47
2.1. Постановка проблемы 47
2.2. Методы и методики исследования 47
2.3. Результаты экспериментального исследования психологического портрета личности, совершившей преступление в состоянии аффекта 49
2.4. Анализ эмпирических данных 57
Общие выводы 61
Заключение 63
Библиография 65
Приложения 68
Извлечения из Уголовного кодекса РФ. 68
Таблицы 69

Работа содержит 1 файл

Диагностика аффективных состояний.doc

— 763.00 Кб (Скачать)

Воздействие внешних факторов, способствующих совершению аффективных преступлений, явно недооценивается органами следствия: они крайне редко обращают внимание на социальные и бытовые условия, в которых находились лица, совершившие аффективные преступления, не фиксируют систематическое воздействие неблагоприятных факторов, в результате которых происходит накопление эмоциональной напряженности, повышающей чувствительность к аффектогенному воздействию насилия, издевательств и аморализма окружающих лиц. Назаренако Г.В. выделяет, что только 19% изученных им уголовных дел содержали относительно полное описание тех обстоятельств, которые предшествовали совершению аффективных преступлений и сыграли неблагоприятную роль (                            ). К числу таких факторов могут быть отнесены разъездной характер работы, наличие ночных дежурств, отсутствие материального достатка в семье, проживание в необустроенных помещениях и незначительный размер жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи, - от 3,5 до 6 м2.

Момент аффективной разрядки наступает неожиданно, внезапно для самого обвиня­емого, помимо его волевого контроля. Происходит частичное сужение сознания: ограничивается поле восприятия, внимание концентрируется целиком на предмете насилия. Вследствие этого орудием преступления может стать первый подходящий предмет, оказавшийся в поле внимания, возможность выбора ограничивается. Созна­ние переполняется слепой яростью, гневом, обидой, соответственно изменяется внеш­ний вид: искажаются черты лица, изменяется его цвет, расширяются глаза. Обвиня­емый слабо реагирует на внешнее воздействие, может не обращать внимания на свои ранения, вид крови. Поведение приобретает черты негибкости, становится упрощенным, утрачиваются сложные моторные навыки, требующие контроля сознания, действия стереотипизируются, доминируют двигательные автоматизмы — в криминалистичес­кой картине преступления может присутствовать множественность наносимых ударов и ранений, их однотипность, скученность и явная избыточность. Произвольность, сознательный контроль действий при этом снижается, но усиливается их энергетика, движения приобретают резкость, стремительность, непрерывность, большую силу ([25] С.10).

Длительность подобного состояния может колебаться от нескольких секунд до нескольких минут, после чего наступает резкий и стремительный спад эмоциональ­ного возбуждения, нарастает состояние опустошения, крайней усталости, происхо­дит постепенное осознание содеянного, часто сопровождающееся чувством раская­ния, растерянности, жалости к потерпевшему. Нередко обвиняемые сами пытаются помочь жертве, сообщают о случившемся в милицию, реже — убегают с места происшествия, не пытаясь скрыть следы преступления. В дальнейшем нередко обнаруживается забывание отдельных эпизодов преступления.

1.3.  Физиологический и патологический аффекты

Физиологический аффект необходимо различать от патологического.                                                                            В отли­чие от физиологического, патологический аффект рассматривается как острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и характеризу­ющееся следующими особенностями:

• глубокое помрачение сознания;

• бурное двигательное возбуждение;

• полная (или почти полная) амнезия.

Действия в состоянии патологического аффекта отличаются большой разруши­тельной силой, а в постаффективной стадии наблюдается глубокий сон. Патологи­ческий аффект — это болезненное состояние психики, и поэтому экспертная его оценка должна осуществляться врачом-психиатром.

В ряде случае, если у обвиняемого обнаруживаются признаки умственной от­сталости, психопатические черты, если имеются данные о перенесенных им черепно-мозговых травмах, неврологических нарушениях и других отклонениях, не связан­ных с психическим заболеванием, является эффективным проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, на разрешение которой ставятся вопросы, относящиеся к компетенциям обоих видов экспертиз.

Очевидно, что крайне трудно провести черту, разделяющую нор­мальные аффекты от патологических, ненормальных; всякий аффект изменяет человека, становится единственным мотивом его поступков до тех пор, пока воля не овладеет течением представлений, до тех пор, пока человек не овладеет собою. Единственным резким при­знаком для различения аффектов мы имеем состояние сознания — когда сознание сохранено, мы считаем аффект физиологическим, когда оно потеряно — патологическим.

Подобно патологическому аффекту, особенности динамики физиологического аффекта заключаются в развитии его по трем основным стадиям: подготовительной, стадии активных аффективных действий (взрыва) и заключительной. Однако, за внешним сходством динамических особенностей двух видов аффекта стоят существенно различные интимные механизмы возникновения и развития этих состояний (таблица 1.1) ([32] С.31).

Строго говоря, едва ли есть человек, гарантированный от патологических аффектов; внезапный испуг почти у всех вызывает сильнейший аффект с потерею сознания. Но в судебно-психиатрическом отношении почти исключительно имеют значение аффекты: гнева, злобы, так как сопровождаются бурными движениями агрессивного характера — побоями, нанесением ран и т.п.

 

 

Таблица 1.1 – Стадии патологического и физиологического аффектов

Стадии

Патологический

Аффект

Физиологический

Аффект

Подготовительная

стадия

Возникает в ответ на неожиданный сильный раздражитель, а в некоторых случаях – без внешнего повода

Возникает в ответ на:

1)      сильный аффектогенный раздражитель;

2)      в результате аккумуляции аффективных переживаний (в ответ на малозначительный раздражитель)

Стадия

взрыва

Сумеречное состояние сознания, искаженное восприятие окружающего

Сужение сознания

Стадия

истощения

Глубокий длительный сон, прострация, безразличие к окружающему

Вялость, усталость, субъективное чувство раскаяния


 

Утверждение обвиняемого, что он не помнит, что он делал, что у него сознание было утрачено, конечно, не может, само по себе, иметь какого-либо значения. Подтверждением такого показания могут быть лишь изменения кровообращения и дыхания, сопровождавшие аф­фект, явно бессмысленные действия, совершенные во время аффекта; нередко наблюдательные и добросовестные свидетели могут нам сооб­щить достоверные сведения обо всей картине аффекта. Судить о том, — был ли аффект физиологическим или патологическим, мы можем, только зная причину аффекта и организацию человека, у которого был вызван аффект. Например, если человеку с высокоразвитым понятием о чести, привыкшему к вежливому и почтительному отношению окру­жающих, публично и неожиданно нанесено оскорбление действием, то, по всей вероятности, аффект достигнет такой силы, что сознание по­тухнет: оскорбленный или упадет в обморок, или совершит ряд дейст­вий, совершенно ему несвойственных, – ударит или нанесет раны обидчику. Но важнее всего, конечно, организация субъекта, степень его отзывчивости, его нравственность.

Наблюдение учит, что при физиологических условиях у людей, достигших известного возраста и получивших соответственное воспитание, вырабатывается способность – исправлять и преодолевать представления и стремления, вызываемые сильным душевным волнением. Поэтому законодательство не считает безусловно невменяемыми действия, совершаемые под влиянием аффекта и столь часто ведущие к тяжким правонарушениям.

1.4.  Уголовно-правовое значение аффекта

Статья 107 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за убийство, совершенное в состоянии аффекта. Данная уголовно-правовая норма находится в разделе 7: «Преступления против личности», в главе 16 «Преступления против жизни и здоровья» Особенной Части УК.

Все преступления против личности, предусмотренные в разделе 7 УК, посягают на один объект, который в уголовно-правовой теории носит название родовой объект — это общественные отношения, охраняющие права и свободы личности как человека и гражданина. Видовым объектом преступлений главы 16 УК является жизнь и здоровье человека, понимаемые в биологическом смысле ([37] С.168).

Непосредственным объектом убийства в состоянии аффекта является жизнь человека как биологическое состояние.

Убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), спровоцированного противоправным или аморальным поведением потерпевшего традиционно относится к привилегированным, менее опасным видам преступлений против жизни.

Основанием смягчения ответственности в таких случаях является, прежде всего, виктимное (неправомерное или аморальное) поведение потерпевшего и вызванное им состояние сильного душевного волнения у виновного. В психологии такое состояние психики человека носит название физиологического аффекта.

Физиологический аффект характеризуется как эмоциональная вспышка высокой степени. Он выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в известной степени нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения. В состоянии аффекта способность сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в значительной степени понижена, что является одним из оснований для признания совершенного в таком состоянии преступления менее общественно опасным, чем преступление, совершенное при спокойном состоянии психики.

От физиологического аффекта следует отличать так называемый патологический аффект, который представляет собой временное болезненное расстройство психики. При нем наступает глубокое помрачение сознания и человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым, а значит и не может нести уголовную ответственность в соответствии со ст. 21 УК РФ ([13] С.123) .

Для решения вопроса о том, совершено ли деяние в состоянии физиологического или патологического аффекта, необходимо назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

Убийство в состоянии аффекта признается совершенным при смягчающих обстоятельствах лишь при наличии определенных условий:

1) сильное душевное волнение и умысел на преступление должны возникнуть внезапно;

2) они вызваны противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Внезапность сильного душевного волнения, по общему правилу, состоит в том, что оно возникает немедленно, как ответная реакция на противоправное или аморальное поведение потерпевшего. Умысел здесь может быть также внезапно возникший. Между убийством и провокационным поведением потерпевшего, вызвавшим состояние аффекта и умысел на преступление, в подавляющем большинстве случаев не должно быть разрыва во времени. Однако возможно возникновение аффекта не сразу после противоправных действий потерпевшего, а спустя определенное время. Однако значительный временной разрыв уже не может свидетельствовать о сохранении состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения.

Провокация со стороны потерпевшего, вызывающая состояние сильного душевного волнения у виновного, представляет собой: а) насилие; б) издевательство; в) тяжкое оскорбление; г) иные противоправные действия (бездействие) потерпевшего; д) аморальные действия (бездействие) потерпевшего; е) систематическое противоправное или аморальное поведение потерпевшего.

Насилие со стороны потерпевшего может быть физическим (например, нанесение ударов, побои, истязания, причинение вреда здоровью разной степени тяжести, насильственное ограничение свободы неправомерного характера, (изнасилование) или психическим (угроза причинить вред здоровью и жизни). Насилие, вызывающее аффект, должно носить противоправный характер.

Информация о работе Индивидуально–психологические особенности личности, совершившей преступление в состоянии аффекта