Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:56, курсовая работа
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является выявление существенных психологических признаков значимых для выбора и реализации противоправного варианта поведения.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются психологические проблемы аффекта и личностные особенности, способствующие возникновению аффекта.
2. Описать виды аффекта и особенности его проявления.
3. Определить содержание уголовно-правового значения аффекта.
4. Разработать комплекс методов для обнаружения психологических особенностей и различий тех, кто совершил преступление в состоянии аффекта и тех, кто его не совершал.
5. Провести исследование и обработать полученные результаты.
6. Сформулировать общие выводы об индивидуально-психологических особенностях личности, совершившей преступление в состоянии аффекта.
Введение 3
Глава 1. Правовая и психологическая природа аффекта 9
1.1. Понятие аффекта и особенности его проявления 9
1.2. Механизмы возникновения аффекта и его дальнейшее развитие 12
1.3. Физиологический и патологический аффекты 18
1.4. Уголовно-правовое значение аффекта 21
1.5. Социальная и психологическая сущность убийства в состоянии аффекта 27
Глава 2. Исследование психологического портрета личности, совершившей преступление в состоянии аффекта 47
2.1. Постановка проблемы 47
2.2. Методы и методики исследования 47
2.3. Результаты экспериментального исследования психологического портрета личности, совершившей преступление в состоянии аффекта 49
2.4. Анализ эмпирических данных 57
Общие выводы 61
Заключение 63
Библиография 65
Приложения 68
Извлечения из Уголовного кодекса РФ. 68
Таблицы 69
Социально-психологическая природа данного преступления кроется в причинах и условиях совершения преступного деяния. Причиной совершения аффектированного убийства является конкретная жизненная ситуация, а точнее конфликт между виновным и потерпевшим. Такой конфликт может принять затяжной (длительный) характер и тогда он принимает форму длительной психотравмирующей ситуации при определенных условиях, а может носить кратковременный характер, в основе которого лежат единичные противоправные или аморальные поступки потерпевшего в отношении виновного либо его близких (насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, глумление и т.д.). Другими словами в основе преступного поведения лежит механизм конфликтной ситуации. Рассматриваемое преступление носит эмоциональную природу, т.к. объясняется в основном одними эмоциями. Виновный в момент совершения убийства полностью захвачен эмоциями, он действует, принимает решения под их непосредственным влиянием. В этот момент им движет гнев, ярость, чувство оскорбленного достоинства, виновный хочет отомстить потерпевшему за причиненное «зло» (им движет мотив мести). В данном случае виновный принимает не транзитное решение, поскольку принятие решения совершить убийство происходит в случайно сложившейся и притом весьма напряженной ситуации, когда нет ни времени, ни субъективных возможностей взвесить все «за» и «против».
По мнению отечественных психологов (О.Д. Ситковская) возникновению аффекта способствуют индивидуальные психологические особенности аффектированного лица. В нашем исследовании в качестве таких особенностей выявлены высокий уровень самоконтроля, тревоги, нейротизма, вины. Данные качества способствуют подавлению агрессивных тенденций и предрасполагают к возникновению кумулятивных аффектов.
Зарубежные авторы (Dodge and others) отмечают, что данная группа лиц в силу своих индивидуальных особенностей склонна к совершению наиболее шокирующих преступлений.
Аффект как особое эмоциональное состояние воздействует на сознание человека, которое фиксируется на раздражителях, вызывающих аффект. Эти изменения сознания проявляются в снижении возможности полно и точно отразить внешнюю обстановку, в результате этого сознанием охватывается не все, что необходимо для упорядоченного, рационального (продуманного) поведения. Аффект приводит к ослаблению способности человека сознавать значение своих действий, уменьшает возможность самоконтроля и управление своим поведением.
Аффект как особое эмоциональное состояние в рассматриваемой уголовно-правовой норме (ст.107 УК РФ) является центральным звеном, определяющий содержание, характер и иные особенности всех элементов и признаков данного состава преступления. Особо такое его влияние проявляется в субъективной стороне преступления, аффект определяет характер и природу умысла, мотива, цели преступного поведения. Поэтому установление аффектированного состояния в момент совершения убийства имеет решающее значение по делам данной категории. Установить, совершено ли убийство в таком состоянии или нет, — это задача судебно-психологической экспертизы, но не судебно-психиатрической (как это нередко можно наблюдать в судебной практике).
Анализ уголовных дел показывает, что большинство убийств в состоянии аффекта совершаются в семейно-бытовой сфере, в отношении супругов, бывших супругов, сожителей, родственников, с которыми обвиняемый поддерживал постоянные и тесные контакты.
В данной работе мы рассмотрели комплекс правовых и психологических проблем аффекта и его диагностики. Мы исследовали феноменологию аффекта (описали его виды, особенности проявления). Изучили и проанализировали работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются психологические проблемы аффекта и личностные особенности, способствующие возникновению аффекта. Определили содержание уголовно-правового значения аффекта.
А также разработали комплекс методов для обнаружения психологических особенностей и различий тех, кто совершил преступление в состоянии аффекта и тех, кто его не совершал. Провели исследование и обработали полученные результаты. Сформулировали общие выводы об индивидуально-психологических особенностях личности, совершившей преступление в состоянии аффекта.
В связи с выявленными особенностями можно сформулировать практические рекомендации для работы психолога-консультанта:
1. Работа психолога-консультанта должна быть направлена на снижение уровня тревожности и повышение эмоциональной уравновешенности в экстремальных ситуациях.
2. В перспективе работа психолога должна быть направлена на повышение адаптационных возможностей субъекта в экстремальных ситуациях.
3. Основная задача при работе с людьми, имеющими такие психологические особенности должна быть направлена на обнаружение и актуализацию конструктивных способов разрешения этого кризисного процесса, а также на избежание рецидивов.
Материал данного исследования также может быть использован в работе практических психологов, занимающихся юридическим консультированием, для повышения эффективности психологической помощи.
Наше исследование было построено в форме констатирующего эксперимента и являлось пилотажным. Автор отдаёт себе отчёт, что вследствие этого при использовании предложенного комплекса методик на другой выборке и в другое время могут получиться иные результаты.
Данная проблема требует дальнейшей разработки и усилий специалистов различного профиля, включая правоведов, криминологов и психологов, так как последовательная реализация принципа справедливости в практике применения уголовного закона предполагает её решение на стыке теории уголовного права, общей и юридической психологии.
35. Ткаченко Т. Ответственность за преступления против жизни и здоровья , совершаемые в состоянии аффекта.// Законность, 1996г.— N7.
Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта
1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, -
2. Убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, -
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта
Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, -
1. – экспериментальная группа (инициаторы).
2. – контрольная группа (не инициаторы).
Таблица 2.2 - Индивидуальные значения по шкале общая интернальность.
№ | 1 | № | 1 |
| № | 2 | № | 2 |
1 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
2 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
3 | 9 |
|
| S 1 |
|
|
|
|
4 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
5 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | 8,5 8,5 8 3 4 5 8 8 8 7,5 7,5 7,5 7,5 7,5 7,5 | 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | 7 7 7 7 7 7 7 7 6,5 6,5 6,5 6,5 6 5 2,5 |
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | 8,5 7,5 7 7 7 6,5 6,5 5 5 5 4 4 4 4 | 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 | 3,5 3,5 3,5 3,5 3 3 3 3 3 3 3 3 2,5 2,5 |
|
|
|
|
|
|
| 29 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 30 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 31 | 2 |
|
|
|
| S 2 |
|
| 32 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 33 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 34 | 1,5 |
|
|
|
|
|
|
| 35 | 1,5 |
1. S1 = 5.
2. S2 = 7.
3. Q эмп =5+7=12.
4. Q кр = 8 (p < 0,05),
10 (p < 0,01).
5. Построим “ось значимости”:
Q0,05 Q0,01
… ? ! QЭМП
8 10 12
6. Q эмп > Q кр (p < 0,01).
Таблица 2.3 - Индивидуальные значения по шкале интернальности в области достижений.
№ | 2 | № | 2 |
| № | 1 | № | 1 |
1 | 9,5 |
|
| S 1 |
|
|
|
|
2 | 9 |
|
|
|
|
|
| |
3 | 9 |
|
|
|
|
|
| |
4 | 9 |
|
|
|
|
|
| |
5 | 9 |
|
|
|
|
|
| |
6 | 9 |
|
|
|
|
|
| |
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | 8,5 8,5 8,5 8,5 8 8 8 8 8 8 8 7,5 7,5 7,5 7,5 | 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | 7 7 7 7 6,5 6 6 6 5 5 5 4,5 4 3 |
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | 8,5 8 7,5 7,5 7 7 7 7 6,5 6 6 5 5 5 | 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 | 5 5 5 4,5 4,5 4 4 3 3 3 3 3 3 |
|
|
|
| S 2 |
|
| 28 | 2,5 |
|
|
|
|
|
| 29 | 2,5 | |
|
|
|
|
|
| 30 | 2 | |
|
|
|
|
|
| 31 | 2 | |
|
|
|
|
|
| 32 | 2 | |
|
|
|
|
|
| 33 | 1,5 | |
|
|
|
|
|
| 34 | 1 | |
|
|
|
|
|
| 35 | 1 |